Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании
Автор: Сильнова Луиза Музагитовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1317 раз
Библиографическое описание:
Сильнова, Л. М. Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании / Л. М. Сильнова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2914/ (дата обращения: 15.11.2024).
- Социально-экономическая и духовная сферы жизни
российского общества обусловили компетентностный подход как
концептуальную результативно-целевую основу проектирования и
управления образовательным процессом в профессиональных учебных
заведениях.
- В положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предъявляются принципиально новые требования к качеству подготовки специалистов, заявленные в виде пакета базовых, ключевых и специальных компетенций. Это, в свою очередь, обусловливает поиск новых принципов организации образовательного процесса, в основе которых лежит интеграция предметно-технологической и социально-нравственной составляющих содержания профессионального образования. Особое место отводится внедрению в образовательный процесс практических технологий, способствующих формированию и развитию специалиста как субъекта профессиональной деятельности.
- В политике государства и в обществе изменилось отношение к образованию, к личности, которая, по мнению В.Д. Шадрикова, выполняла роль средства достижения высших целей и рассматривалась как то, что нужно активизировать, направить на выполнение планов и программ [8]. Образование, основной функцией которого признается развитие способности человека к самореализации, становится приоритетом жизнедеятельности человека.
- Вопросам реализации компетентностного подхода посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей. При этом в педагогической науке сложилась многоплановость трактовок понятий «компетенция» и «компетентность», которые рассматриваются как профессиональные функции специалиста, его личностные качества или как результат образовательного процесса. В научных трудах В.А.Болотова, А.Г.Бусыгина, Д.С.Ермакова, Э.Ф.Зеера, И.А.Зимней, В.А.Козырева, Дж. Равена, Н.М.Розиной, А.В.Хуторского, Ch. Velde и др. компетентность определяется как готовность и способность к определенной деятельности, как результат саморазвития человека.
- В положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предъявляются принципиально новые требования к качеству подготовки специалистов, заявленные в виде пакета базовых, ключевых и специальных компетенций. Это, в свою очередь, обусловливает поиск новых принципов организации образовательного процесса, в основе которых лежит интеграция предметно-технологической и социально-нравственной составляющих содержания профессионального образования. Особое место отводится внедрению в образовательный процесс практических технологий, способствующих формированию и развитию специалиста как субъекта профессиональной деятельности.
В исследованиях Р.М.Асадуллина, А.Г.Асмолова, А.А.Вербицкого, А.К.Марковой, В.А.Сластенина, Н.Ф.Талызиной, В.Д.Шадрикова и др. данное понятие раскрывается через умения решать проблемы, возникающие при познании и объяснении явлений действительности; через взаимоотношения субъектов образовательного процесса и оценку собственных поступков; через культурные ценности; через умения адаптироваться к новым социальным и профессиональным ситуациям; через способности к самоорганизации, выбору стиля и образа жизни. Экспериментальным исследованием, проведенным в рамках научной школы Р.М.Асадуллина, мы еще раз подтвердили, что образ человека и знания о нем выступают ориентиром педагогического образования, в котором ведущая роль принадлежит личности обучаемого, его профессиональной направленности, тогда как внутренние личностные ресурсы обучаемого, проходя через деятельность, служат фундаментальной базой для формирования его компетентности.
- Для решения проблемы проектирования человека как
главной ценности образования и для того, чтобы правильно и
«безошибочно» его спроектировать, необходимы знания о
нем. Далее в соответствии с этими знаниями и на основе
«развертывания» новых нужно выстроить свою деятельность
по его созданию. Мы должны четко представлять себе, каким образом
нужно вести деятельность не только по созданию «продукта»,
но и иметь образ деятельности, направленный на изменение уже
существующей с целью ее преобразования в новую деятельность.
Изучение человека и его деятельности диктуются необходимостью
обоснования содержательно-технологических составляющих
образовательного процесса, направленного на субъектное
развитие личности обучаемого.
- В связи с этим логика исследования требует уточнения следующих основных понятий: «личность как субъект деятельности», «развитие», «субъектное развитие личности».
Таблица 1
Философский анализ личности как субъекта деятельности
|
Способность к активной деятельности |
Способность к развитию |
Способность к творчеству |
Способность к взаимодействию с окружающим миром |
Н.А.Бердяев |
+ |
+ |
+ |
+ |
Г.С.Батищев |
+ |
|
|
+ |
М.М.Бахтин |
+ |
+ |
|
|
В.Ф.Гегель |
+ |
|
|
+ |
Э.В.Ильенков |
+ |
|
|
+ |
К.Маркс |
+ |
|
|
+ |
В.В.Розанов |
+ |
+ |
+ |
|
В.С.Соловьев |
+ |
+ |
+ |
|
Э.Фромм |
+ |
|
|
|
Анализ философских идей, концепций показывает, что личность характерезуется освоением человеком разнообразных деятельностей и формированием у него способностей быть их субъектом. Из таблицы 1 видно, что характеристики личности, в основном, сводятся к ее активному началу. Соответственно, образовательный процесс развивает личность лишь тогда, когда он имеет особые условия для проявления и развития активности обучаемого, т.е. обладает деятельностными формами и соответствующим содержанием.
Анализ личности с точки зрения психологии (табл.2) показывает, что наиболее типичные определения личности можно свести к трем группам.
Таблица 2
Психологический анализ личности как субъекта деятельности
|
Самостоятельность |
Отношения |
Прогнозирование результата |
Индивидуальный способ организации деятельности |
Саморегуляция, самореализация |
Общение |
Активность, деятельность |
Самосознание |
Инициатива и творчество |
Способность к саморазвитию |
Установка как готовность к деятельности |
К.А.Абульханова |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
Г.И.Аксенова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Б.Г.Ананьев |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
А.А. Бодалев |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
Л.И.Божович |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
А.В.Брушлинский |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
Л.С.Выготский |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
В.В.Давыдов |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
А.Л.Журавлев |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
И.А.Зимняя |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
Е.И.Исаев |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
М.С.Каган |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
А.Н.Леонтьев |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
В.Н.Мясищев |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Н.И.Непомнящая |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
А.В.Петровский |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
К.К.Платонов |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
С.Л.Рубинштейн |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
В.И.Слободчиков |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
Д.Н.Узнадзе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
В.Д.Шадриков |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
В первой, наиболее многочисленной группе, вместо определения личности делается ссылка на сущность человека, т.е. производится подмена понятий. Во второй группе, понятие «личность» трактуется как некоторая характеристика или уровень развития человека. Большинство авторов указывают на социальную роль человека, как на одно из основных свойств личности, в результате чего понятие «личность» оказывается слитым с понятием «конкретный человек», а свойства личности описываются как индивидные характеристики (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, К.К.Платонов и др.).
-
Подход к личности как системному образованию реализован
в концепциях Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева
[4;5]. Наиболее последовательно он раскрыт
в концепции А.Н.Леонтьева. Автор трактует личность как
психологическое новообразование, порожденное жизнью в обществе.
Образующими личность и одновременно формами ее реального бытия
выступают общественные отношения. А.Н.Леонтьев понимал деятельность
как содержательный процесс, в котором субъект осуществляет
преобразующие действия с предметом. «Психологическое развитие
человека – это процесс
развития его деятельности, сознания, личности» [5,с.63].
- Вместе с тем мы склонны придерживаться точки зрения третьей группы исследований, которые показывают, как конкретно разные типы личностей становятся субъектами (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.Л.Журавлев, Е.И.Исаев, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков и др.). По мнению К.А.Абульхановой-Славской, человека в качестве субъекта деятельности прежде всего характеризует способность к саморегуляции, которая в свою очередь, позволяет актуализировать психические процессы, регулировать его состояние в связи с задачами и событиями деятельности. Выступая как субъект деятельности, личность приобретает новое качество. В процессе становления субъектом профессии, личность овладевает соответствующими знаниями, умениями, навыками, профессиональными нормативно-определенными способами деятельности. При этом активность личности должна согласовываться с требованиями деятельности. Став субъектом, личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности [1;3;6;7].
- Таким образом, анализ различных взглядов на личность с точки зрения психологии говорит о том, что авторы действительно выделяют существенные факторы. Однако рассмотрение личности в контексте реальной многосторонней жизни позволяет говорить о неправомерности ограничения ведущих оснований личности как субъекта каким- либо одним из них. Вопрос отношения личности и деятельности решается в контексте более широкой проблемы человека, учитывающей все богатство форм проявления личности в ее жизнедеятельности. Субъект – динамическая категория, текущее состояние и изменение которого зависят от осуществляемой им деятельности. Степень развития личности как субъекта находится в прямой зависимости от уровня его активности. То есть, активно развиваясь в деятельности и вырабатывая индивидуальные способы деятельности, личность развивает свои способности к творческой деятельности. Деятельность выступает важнейшей формой активности субъекта, организующей и осуществляющей его бытие, а также одним из ведущих способов его существования и развития. По концепции Б.Г.Ананьева, человек в процессе жизни проходит этапы интеллектуально-психологического развития: индивид, субъект, личность, индивидуальность, представляя этим единство и целостность структуры. Мы придерживаемся его точки зрения об относительном совпадении личности и субъекта, характеризуя личность совокупностью общественных отношений, субъекта – совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности. Деятельность и отношения «не могут быть полностью идентичными в социальном и психологическом аспектах» [2, с. 253]. Личность, таким образом, всегда субъект, а субъект – личность. Развитие личности и ее деятельности – это две стороны одного и того же процесса, процесса развития личности как субъекта деятельности. Личность как субъект деятельности в нашем исследовании – это саморегулируемая целостная динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой социально значимых психических свойств, отношений и деятельности. Субъектность выступает свойством личности, а значит и присутствует в каждой личности. Субъектность, вслед за В.И. Слободчиковым, мы определяем как способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [7].
- Литература:
- Вместе с тем мы склонны придерживаться точки зрения третьей группы исследований, которые показывают, как конкретно разные типы личностей становятся субъектами (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.Л.Журавлев, Е.И.Исаев, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков и др.). По мнению К.А.Абульхановой-Славской, человека в качестве субъекта деятельности прежде всего характеризует способность к саморегуляции, которая в свою очередь, позволяет актуализировать психические процессы, регулировать его состояние в связи с задачами и событиями деятельности. Выступая как субъект деятельности, личность приобретает новое качество. В процессе становления субъектом профессии, личность овладевает соответствующими знаниями, умениями, навыками, профессиональными нормативно-определенными способами деятельности. При этом активность личности должна согласовываться с требованиями деятельности. Став субъектом, личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности [1;3;6;7].
- Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. – 335 с.
- Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст]/ Б.Г.Ананьев. – М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 384с.
- Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст]: избр. психологич. труды /А.В. Брушлинский. – М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 392 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики /Л.С. Выготский; под ред. А.М. Матюшкина. – М.:Педагогика, 1983.– 367с.
- Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] /А. А. Леонтьев. –2-е изд., перераб. и доп. – М.- Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа»,1996, – 95 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст]: С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973.– 416 с.
- Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности [Текст]: учеб. пособие для вузов /В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа - Пресс, 1995. – 383 с.
- Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. Москва – Воронеж, 1997. – 288с.