Самовыражение и культура самовыражения педагогов и студентов педагогических ВУЗов
Автор: Омельченко Елизавета Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3620 раз
Библиографическое описание:
Омельченко, Е. А. Самовыражение и культура самовыражения педагогов и студентов педагогических ВУЗов / Е. А. Омельченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2945/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современным педагогам для наилучшего выполнения своих функций в обществе важно понимать, какими особенностями обладают люди, живущие в сложившихся социальных, экономических, политических условиях. По мнению философов, осмысливающих проблему человека конца ХХ – начала XXI века, таких, например, как Д. Ваттимо [5], Ж. Деррида [8], Ж. Ф. Лиотар [12] общество, существующее сейчас на земле, является обществом потребления и массмедиа. Ему свойственна аморфность, размытость, неопределенность. «Это общество всеобщего конформизма и компромисса. К нему все труднее применять понятие “народ”, поскольку последний все больше превращается в безликий “электорат”, в аморфную массу “потребителей” и “клиентов”» [6, с. 105]. К этому можно добавить то, что человек на протяжении жизни последних нескольких поколений сверхзанят (по мысли А. Швейцера [19]), не может уделять должного внимания своим детям и самому себе. Чтобы отдохнуть, стремится во все большей степени к какому-либо внешнему отвлечению. Как следствие, ему не хватает времени для работы над собой, размышлений над этическими и нравственными проблемами, у него нет сил для духовного напряжения. Все это ведет к тому, что часто уже с детства современный ребенок видит только самого себя, он равнодушен, безразличен к происходящему в мире, к другим людям, а это прямой путь к проявлению им своих самых отрицательных качеств.
Однако, как считают исследователи в области современной педагогики и психологии (например, К. А. Абульханова-Славская [1], Е. В. Зинченко [10], И. П. Шкуратова [20], А. Ф. Яфальян [22] и др.), без проявления человеком себя, без его самовыражения нет и не может быть личности. Они подчеркивают зависимость жизни каждого из нас от самовыражения, от способов, которые мы для этого выбираем. Особенно это важно когда речь идет о педагогах и будущих педагогах. Ведь именно эти люди несут образцы поведения, самовыражения подрастающему поколению. От них дети воспримут возможные модели самопроявления, самопредъявления. Поэтому человек, занимающийся педагогической деятельностью и взаимодействующий с представителями подрастающего поколения (начиная с детей дошкольного возраста и заканчивая выпускниками ВУЗов), должен нести им лучшие образцы самовыражения, самые «правильные» способы и методы самовыражения, демонстрируя высокий уровень культуры самовыражения.
Самовыражение педагога или будущего педагога всегда подразумевает выполнение ими самоорганизуемой деятельности. Ее можно определить как деятельность, в которой имеет место взаимодействие самоуправления поведением и внешнего воздействия на эту деятельность со стороны ситуации, обстоятельств, других людей.
Названная деятельность изучается в педагогике в связи с процессами самоорганизации (см., например, [11], [15], [18]). «Под самоорганизацией понимается процесс, в ходе которого силами самого субъекта создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Самоорганизация проходит за счет создания новых связей между элементами системы, эффективного перераспределения ее функций, выстраивания новых трансакций с внешней средой» [21, с. 4].
Самоорганизация позволяет педагогу и студенту ВУЗа быть до определенной степени автономными, независимыми, открывает возможности для их самореализации.
Автономность, независимость и самореализация необходимы людям, работающим в образовании или планирующим в нем работать для полноценного осуществления самовыражения, т. е. такого самовыражения, в ходе которого им удастся передать воспитанникам детских садов, учащимся школ и ССУЗов, студентам ВУЗов именно ту информацию о себе, которую хотелось бы; создать у них желаемый образ себя; реализовать себя в педагогической деятельности; свободно, гармонично проявить себя в профессии; получить новую информацию о себе и мире; суметь выразить свои внутренние чувства, убеждения, представления, ценности так, чтобы это стало положительным примером для представителей подрастающего поколения; проявить свои возможности и способности в педагогической деятельности.
Считается, что поведение человека, в том числе и педагога, определяется его внутренними побуждениями и до определенной степени не зависит от воздействия внешнего окружения (однако, для полноценного осуществления профессиональной деятельности педагогам и студентам педагогических ВУЗов необходимо уметь или научиться чутко, гибко реагировать на каждую внешнюю ситуацию, в которой они находятся), что часто свойственно актам самовыражения человека. Автономность педагогов характеризуется их внутренней активностью, без которой не может осуществляться самовыражение.
Х. Хартманн [17] выделил первичную и вторичную автономию функций «Я». Первая описывает процессы физического и психического развития человека независимо от внешнего влияния. Здесь имеются в виду защитные механизмы, возникающие и действующие в качестве реакции человека на внешнее воздействие. Второй вид автономии появляется в ходе реакций на внешнее воздействие других людей. Это важно в контексте рассмотрения проблемы культуры самовыражения педагогов и студентов педагогических ВУЗов, т. к. в этом случае они проявляют, выражают себя. Поэтому в ходе самовыражения при демонстрации другим людям личностных ценностей, значимых для педагогов и будущих педагогов переживаний, они, прежде всего, действуют так, как это «диктуют» им их индивидуальные характеристики и те качества, особенности и представления, которые позволяют говорить о каждом из них как об отдельном существе, имеющем все предпосылки для самостоятельного существования, т. е. как о существе автономном.
Самовыражение педагога или будущего педагога всегда подразумевает, что он действует сам, руководствуясь нормами общества, но исходит все-таки из своих о них представлениях и о том, как именно ему нужно проявлять себя в той или иной ситуации, т. е. выступает существом независимым. Ведь независимость – самостоятельность, отсутствие подчиненности. Быть независимым означает поступать и вести себя, сообразуясь, в первую очередь, с собственными потребностями, восприятием или оценками, а уже потом с требованиями окружения или мнениями других людей (хотя в отношении педагогов и студентов, готовящихся стать ими, это соотношение примерно одинаково или склоняется в сторону преобладания требований профессиональной этики, профессиональной необходимости).
Таким образом, в процессе самовыражения педагог выступает автономным и независимым существом, действующим, исходя из своих внутренних характеристик. В связи с автономностью и независимостью педагога или студента педагогического ВУЗа необходимо подчеркнуть мысль об их относительности: «Человек не может быть абсолютно независим от общества, а как гражданин – и от государства; он несет перед ними определенные обязанности» [2, с. 361]. Для нашего исследования это имеет первостепенное значение, т. к. позволяет от автономных и независимых проявлений людей, посвятивших или планирующих посвятить себя сфере образования, постепенно перейти к рассмотрению их культуры самовыражения.
В процессе самореализации педагог или будущий педагог выражает самого себя, ведь «самореализация – реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни» [14]. Эти характеристики присущи самовыражению педагога. Верно и обратное утверждение: в процессе самовыражения происходит самореализация педагога.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что автономность, независимость и самореализация необходимы для осуществления педагогом или студентом педагогического ВУЗа самовыражения, а т. к. они являются характеристиками самоорганизуемой деятельности, то для полноценного самовыражения в профессиональной деятельности людям, работающим в сфере образования, необходимо обладать умениями выполнять самоорганизуемую деятельность. К их числу относится умение организовать себя, свое время и деятельность; упорядочить и регулировать свою деятельность; контролировать и оценивать то, что сделано самостоятельно.
Для выполнения самоорганизуемой деятельности педагог и студент, получающий педагогическое образование, должны быть готовы к ней, т. е., им необходима готовность к самоорганизации. «Готовность к самоорганизации – это интегральное качество личности, проявляющееся в потребности, способности и решимости осуществлять упорядоченную сознательную деятельность по организации и управлению самой собой» [16, с. 9].
Для того, чтобы эта готовность была сформирована, желательно развивать у будущих педагогов следующие способности: организовывать и поэтапно выполнять деятельность, необходимую для самовыражения в профессии, осуществлять коррекцию педагогической деятельности, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности педагогической деятельности, совершенствовать процесс выполнения педагогической деятельности.
Готовность к самоорганизации даст возможность студентам педагогического ВУЗа рационально планировать, организовывать, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс самовыражения в профессии, а также его результаты.
В этом случае можно говорить о том, что у будущего педагога есть основа, на которой будет строиться его культура самовыражения. Поэтому целесообразно культуру самовыражения педагога и студента педагогического ВУЗа определять через самоорганизуемую деятельность.
Для того, чтобы эта деятельность действительно характеризовала культуру самовыражения, она должна соответствовать индивидуальным особенностям педагога и культуре общества, в котором он живет.
Нами в [13] было показано, что из всего многообразия трактовок термина «культура», которые можно найти в культурологических, философских, социологических, исторических, антропологических и др. исследованиях, наиболее приемлемым для применения в образовательной практике является понимание культуры как «формы самодетерминации индивида в горизонте личности, формы детерминации нашей жизни, сознания, мышления» (В. С. Библер) [4, c. 289].
Такой взгляд на культуру демонстрирует тот факт, что любой человек, в том числе и тот, кто связан с педагогической деятельностью, вынужден сам определенным образом ограничивать себя, выстраивая свои формы поведения и реакции на окружающий мир. В то же время, существуют внешние силы, определяющие его взгляды на мир, способы жизни и деятельности в нем. Одной из них является культура. «Культура создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью универсального саморазвития» [7, с. 26]. Кроме того, культура – «способ раскрытия действительности, придания миру человеческого смысла, придания ему ценности» [3, с. 56]. Это позволяет анализировать культуру не только как нечто, находящееся вне человека (как некую объективную по отношению к человеку данность), но и как внутренне присущие ему особенности, т. е. обращать внимание на индивидуальную культуру человека или культуру личности.
Под индивидуальной культурой, вслед за Э. Н. Гусинским [9], будем понимать характер, нравы, обычаи, привычки; сознание и самосознание; знания, умения, навыки; интеллект и чувства человека. В [13] нами показано, что эта культура характеризуется гармонией внешних проявлений человека (самопрезентаций) и его внутренних особенностей. «Отражается эта культура в деятельности, поведении, поступках, которыми человек стремится передать другим нечто ценное для него самого (субъективно пережитые знания, умения, личностный опыт отношений), что свойственно актам самовыражения, без которых, по мнению многих исследователей, нет, и не может быть личности. Следовательно, проявляется индивидуальная культура в презентации человеком самого себя, основанной на его внутренней сущности, и транслируется через самовыражение» [13, с. 18].
На основании сказанного можно утверждать, что характеристики самовыражения постепенно складываются в культуру самовыражения педагога или студента педагогического ВУЗа.
Обобщая сказанное, перечислим характеристики культуры самовыражения педагогов и студентов педагогических ВУЗов:
в основе культуры самовыражения лежат особенности самовыражения;
основой самовыражения является самоорганизуемая деятельность;
к характеристикам самоорганизуемой деятельности относится автономность, независимость и самореализация субъекта самовыражения в ходе ее выполнения;
в процессе осуществления самоорганизуемой деятельности педагог сам управляет своим поведением, но при этом ориентируются на других людей и обстоятельства;
осуществление самоорганизуемой деятельности предполагает наличие готовности к ней, для формирования которой необходимо развивать способности к организации, выполнению, коррекции деятельности;
самоорганизуемая деятельность должна давать возможность продемонстрировать педагогу свои индивидуальные особенности и, в то же время, не противоречить нормам культуры общества, в котором он живет.
Учитывая все вышесказанное, можно сформулировать следующее определение культуры самовыражения педагога или будущего педагога: культура самовыражения – особенности, способы и результаты самоорганизуемой деятельности педагога или будущего педагога, которые они обретают или создают в соответствии с собственными интересами, способностями и в результате взаимодействия с культурой сообщества.
Культура самовыражения позволит педагогу или будущему педагогу наиболее полно реализовать себя в профессии, ориентируясь, с одной стороны, на свои способности, предпочтения, стремления, а с другой – на требования культуры и общества.
Литература:
Автономность // Новая философская энциклопедия: в 4 тт. – Т. 1 / Под редакцией В. С. Степина. – М.: Мысль, 2001. – 2086 с.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. – М.: Эксмо, 2009. – 656 с.
Барышков В. П. Аксиология личностного бытия / Под ред. В. Б. Устьянцева. – М.: Логос, 2005. – 192 с.
Библер В. С. От наукоучения к логике культур. Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1991. – 413 с.
Ваттимо Д. Прозрачное общество. – М.: Логос, 2003. – 128 с.
Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: И. Т. Фролов и др. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 25-29.
«Генезис и структура» и феноменология // Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб: Академический проект, 2000. – С. 197-216.
Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с.
Зинченко Е. В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2000. – 23 с.
Камалетдинова Е. В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении: дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2008. – 173 с.
Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. – М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998. – 160 с.
Омельченко Е. А. Становление культуры самовыражения подростков в условиях индивидуализации обучения: дис. ... канд. пед. наук. – Иркутск, 2004. – 174 с.
Самореализация [Электронный ресурс]. – http://www.psychologos.ru/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F. – (дата обращения 19.09.12).
Титаренко Н. Н. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2004. – 159 с.
Уваров Е. А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности: дисс. ... докт. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2007. – 362 с.
Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации / Под ред. М. В. Ромашкевича. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 c.
Шабунин Л. Е. Педагогические основы гуманитарной подготовки студентов технического колледжа к профессиональной самоорганизации: дисс. ... канд. пед. наук. – Липецк, 2000. – 199 с.
Швейцер А. Культура и этика. – М.: Прогресс, 1973. – 343 с.
Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении // Психология личности / Под ред. П. Н. Ермакова и В. А. Лабунской. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 241-265.
Ярушкин Н. Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук. – СПб., 1998. – 406 с.
Яфальян А. Ф. Школа самовыражения: книга для педагогов и родителей по развитию, оздоровлению и взрослению детей. – М.: Феникс, 2011. – 320 с.