Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Митрофанова, А. Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений / А. Е. Митрофанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2947/ (дата обращения: 15.11.2024).

В последние несколько лет резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью. Что же является причиной этого? Помимо основных групп факторов, включающих несовершенство условий воспитания и недостаточность сенсомоторной и неврологической базы речи ребенка, выделяется еще одна причина проблем с речевым развитием. Задержка развития речи может быть результатом нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаковы важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Нервная система при этом работает правильно, что очень важно для нормального развития ребенка.[1, 3] Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.

Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, активно используются на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях различные игры сенсорных игр и упражнений. Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения. [4] Эти ощущения очень разнообразны: зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание); слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать); тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений. Это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности зеркала; и различные по величине и форме предметы большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и объятия с другим человеком); двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений ходьба, бег, прыжки, ползание, танцы); обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата цветка и маминых духов до запаха спелого яблока и металлической скамьи); вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания). Виды сенсорных игр: игры с красками, водой, мыльными пузырями, льдом, крупами, звуками, ритмами, свечами и др. [4]

С детьми 2-3 лет с задержкой речевого развития успешно применяются следующие сенсорные игры:

  1. Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из фасоли, гречки и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и разыскиваем игрушки, конфеты; нюхаем крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах; играем с мокрыми крупами; с кашей из крупы; насыпаем на поднос манку, или муку, или кофе и рисуем.

  2. Игры с бытовыми предметами: «Как пахнет ложка?», «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поставить в стакан» и др.

  3. Игры с пластиковой одноразовой посудой: строим дорожки и башки из стаканчиков; устраиваем «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршим тарелочками, стучим пластиковыми с ложками по стаканчикам.

  4. Игры с песком: пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке.

  5. Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. После того, как все это потрогаем, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани.

  6. Игры с фруктами: выкладываем узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогаем пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.

  7. Игры с движением: залезаем на стол и изучаем, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; ложимся на пол и ползем; перекатываемся с боку на бок; бегаем по сенсорным дорожкам.

  8. Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

  9. Игры со стеклянными шариками и кубиками «марблс»: устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.

  10. Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи (развитие дыхания, слухового восприятия, понимания речи, речевого подражания, создание речевой среды) [2, 5] происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.


Литература:

1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.

2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. - М.: Айрис пресс, 2004 — 45 с.

3. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.

4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теревинф, 2004.— 136 с.

5. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. — М.: Теревинф, 2007. — 232 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, сенсорная интеграция, речевое развитие, нервная система, ребенок.

Похожие статьи

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Развитие речи детей младшего возраста средствами сенсомоторной деятельности

Развитие связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Похожие статьи

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Развитие речи детей младшего возраста средствами сенсомоторной деятельности

Развитие связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста