Задания для развития информационной компетенции на уроках математики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попко, Т. П. Задания для развития информационной компетенции на уроках математики / Т. П. Попко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 86-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2974/ (дата обращения: 19.12.2024).

В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, появляются новые информационные технологии. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, в том числе информационной компетенцией. Теории на данную тему хоть отбавляй. Хочется предложить немного практики, которую я использую на своих уроках.


Классификация заданий по:

Описание

Практические задания

Перспектива

Количеству источников информации, с которыми одновременно работает ребенок.

В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующей компетенции это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов учитель может судить о широте рассматриваемой компетенции.

  1. Найти дополнительный материал о великих математиках, истории открытия теорем и формул, происхождении математических терминов

  2. Дать различные определения математического понятия (например функция в математике, строительстве, экономике, биологии и т. д. )

  3. Найти изображения геометрического тела в природе, архитектуре, космосе и т. д.

  4. Найти измерения длин в старой Руси и т д.

  • Развивается интерес к предмету,

  • предоставляется возможность самореализации, выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом, которого те не найдут в учебнике.

  • именно эта серия заданий, связанная с варьированием количества источников, служит основой для формирования навыка написание реферата, исследовательской работы обзора по какойлибо проблеме и т. п.

  • работа с мультимедийной гипертекстовой системой формирует способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений.

Объему предлагаемого материала.

В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по- разному: количество примеров (для учащихся начальной школы), количество номеров, определений, формул, абзацев, параграфов, страниц и т. п.

  1. Выучить определение

  2. Найти несколько определений по данному объекту

  3. Выучить теорему и привести свои примеры 4. На основе изученных доказательств и факто решить задачи

  4. Изучить самостоятельно параграф учебника

  5. Изучить параграф учебника и найти дополнительный материал по теме.

  • прививается готовность учащегося к постоянному самообразованию.

Способу представления информации.

Для учащихся информация может быть предложена в виде текста, содержащем только необходимую информацию; это может быть текст, содержащий избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти те факты, которые необходимы; это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т. п. Особо можно выделить аудио и видео- информацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции.

  1. Прочитать график годовой температуры, изображённый на рисунке

  2. Найти в тексте ошибочные (лишние) высказывания: правильный тетраэдр – это правильная пирамида, у которой все рёбра равны и основанием является правильный равносторонний треугольник

  3. Найти и распечатать различные схемы для сборки моделей геометрических фигур

  4. Просмотреть видеоролик о параллелепипеде и записать его свойства

  5. Записать координаты пути шашки с начала игры до перехода её в «дамки»

  1. Заполнить таблицу по нахождению площади треугольника разными способами, для замощения пола треугольной мозаикой

Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с уровнем информационной компетенции.

Сложности источника информации.

Источник может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально- графическую (текст – график / диаграмма) информацию.

Решения расчетных задач на движение и стоимость.

  1. По заданной схеме составить задачу на движение

  2. По числовому выражению определить расчётное время туриста (составить задачу с реальными данными).

  3. 1 литр бензина в 2006 г. стоил 15 рублей. В 2007 г. он подорожал на 13%. Вычислите стоимость бензина в 2007 году? (текст и диаграмма)

  4. Определите по карте расстояние, которое будет пройдено автобусом от г. М до г. У. (используя курвиметр и карту)

  5. В виртуальном музее Эрмитажа найдите кратчайшее расстояние от иорданской галереи, до зала Афин.

  1. 6. Определите на сколько лет хватит книг из электронной библиотеки им. Пушкина, если читать непрерывно по 12 часов в день и т. д.

Благодаря таким задачам, они видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с уровнем информационной компетенции.

Дети собирают эти данные, используя доступные им источники.

Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов учитель должен обратить внимание на формирование этического отношения к информации, об авторском и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов.

Характеру взаимоотношений источников информации.

Данные взаимоотношения задаются формулировкой задания по первичной обработке и систематизации информации, содержащейся в источниках. По характеру взаимоотношений можно выделить:

  • совпадение информации;

  • подчинение одной информации другой (одна информация внутри другой;

  • пересечение одной и другой информации (сведения имеют общую часть);

  • противоречие одной и другой информации (одна информация исключает другую);

  • противопоставление одной информации другой (поиск общего основания для двух сведений, которые несут в себе противоположную информацию, но не исчерпывают всего объема информации по вопросу).

  1. Найти информацию о предназначении математики в высказываниях различных учёных

  2. По представленному в виде текста исследованию функции, и её графику - рассказать о свойствах представленной функции.

  3. Ученику даётся информация о призмах, используя её, он должен рассказать про куб.

  • прививается готовность учащегося к сортировке информации, осмыслению и отсеиванию лишнего.

  • учится делать выводы

Типу информации

Информация может быть прямой или косвенной. Прямая информация извлекается из источника без дополнительных рассуждений, а косвенная требует рассуждений.

  1. «Изучи предложенный текст и ответь на вопрос: «Что такое прямая?»

  2. Является ли куб – параллелепипедом

  3. Пересекаются ли прямые, не имеющие общих точек

Развивает логику учащегося, умение делать выводы, анализируя информацию по вопросу

поэтапному усложнению деятельности учащихся при осмыслении информации

. особенности предполагаемого ответа учащегося

  • вопросы с кратким ответом,

  • вопросы с полуразвернутым структурированным ответом,

  • вопросы с развернутым неструктурированным ответом.

При ответе требуется дать краткий ответ: завершить незаконченное предложение, расчет или рисунок. Такого рода вопросы очень близки к заданиям закрытого типа. Их отличает только возможность выразить правильный ответ не слово в слово, а описательно, сохранив тот же смысл, поэтому сфера их применения совпадает со сферой применения заданий закрытого типа, они также применяются при оценке уровня освоения составляющих ключевых компетентностей.

Вопрос, требующие полуразвернутого структурированного ответа может быть использован для ответа на тестовые вопросы, в которых учащийся, в соответствии с требованиями к ним, выписывает причины тех или иных событий, критерии для сравнения предметов или животных, делает краткие выводы по результатам обработки предъявленной информации. В данном типе заданий источники и формулировка вопроса задают структуру ответа.

Наибольшую сложность для учащихся, но при этом и наибольшую ценность для формирования информационной компетенции представляют открытые с развернутым неструктурированным ответом или допускающим множественное решение задачи.

  1. Закончить определение и привести примеры

  2. Дописать формулу

  3. Закончить решение уравнения

  4. Продолжить доказательство теоремы

  5. Заполнить пропуски в выражении, дав обоснование каждому числу

  6. Ответьте на вопросы теста

  7. Дорисовать график функции с модулем

  8. При помощи интерактивной модели построить график функции.

  9. При помощи интерактивной модели найти значения тангенса угла и т. д.

Помимо контролирующе-оценивающей функции, данная технология способствует развитию творчества, пользовательских навыков, исключает субъективный фактор, объединяет во времени.

В ответе ученик должен рассказать или написать связный текст, фиксируя результаты обработки предъявленной ему информации, или же выполнить очень детальный рисунок, или вычисление, каждое из которых может рассматриваться как единое целое. Такие вопросы, подразумевающие неструктурированный ответ, позволяют проверить, как ученик подбирает и организует идеи, соответствует ли избранный им стиль изложения и речевое оформление содержанию вопроса.

поэтапному усложнению деятельности учащихся при обработке и переработке информации

  • деятельность учащихся по обработке информации (предназначение, обращенность информации):

  • ученик воспроизводит и излагает информацию в соответствии с заданием (репродуктивное воспроизведение типа подчеркни, выпиши, найди и прочитай, обведи, перерисуй и т. п. ),

  • ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения причинно-следственных отношений, порядка следования оснований,

  • ученик воспроизводит информацию, самостоятельно выделяет основания для сравнения или классификации и обосновывает предложенные им основания,

  • ученик представляет информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора и ранжирования оснований,

  • ученик представляет информацию в виде связного устного или письменного текста, указывая на суть найденного самостоятельно противоречия,

  • ученик представляет в виде связного устного или письменного текста информацию, содержащую выводы, на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации. Этот уровень деятельности предполагает в качестве результата формулирование собственной аргументированной позиции с иллюстрацией собственного опыта или опыта своих товарищей,

  • ученик представляет в виде связного устного или письменного текста информацию, содержащую вывод, сделанный на основе информации, подтвержденный собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации, причем предъявленной из другой ролевой позиции.

  1. Найти правило (формулу)…

  2. Составит краткий конспект параграфа…

  3. Доказать, что данный треугольник равнобедренный

  4. Почему данные плоскости параллельны

  5. Почему предложенное уравнение не имеет корней

  6. Самостоятельно изучить параграф учебника

  7. Выделить главные свойства ромба

  8. Перечислить свойства тригонометрической функции

  9. Выделить подобные члены выражения

  10. Пояснить прочитанный алгоритм построения сечения методом следов

И т. д.

  • учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя знаний.

  • учатся формулировать выводы и рекомендации, с позиции специалиста в каком-либо вопросе

  • пытаются найти и выдать новую информацию, предназначенную для использования другими людьми.


Литература:

  1. Загребина М. Г. , Плотникова А. Ю. , Севостьянова О. В. , Смирнова И. В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И. С. Фишман. – Вып. 2 – Самара, 2006

Основные термины (генерируются автоматически): информация, информационная компетенция, параграф учебника, вид текста, готовность учащегося, дополнительный материал, интерактивная модель, краткий ответ, поэтапное усложнение деятельности учащихся, развернутый неструктурированный ответ.