Задания для развития информационной компетенции на уроках математики
Автор: Попко Татьяна Петровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1817 раз
Библиографическое описание:
Попко, Т. П. Задания для развития информационной компетенции на уроках математики / Т. П. Попко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 86-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2974/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, появляются новые информационные технологии. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, в том числе информационной компетенцией. Теории на данную тему хоть отбавляй. Хочется предложить немного практики, которую я использую на своих уроках.
Классификация заданий по: |
Описание |
Практические задания |
Перспектива |
Количеству источников информации, с которыми одновременно работает ребенок. |
В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующей компетенции это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов учитель может судить о широте рассматриваемой компетенции. |
|
|
Объему предлагаемого материала. |
В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по- разному: количество примеров (для учащихся начальной школы), количество номеров, определений, формул, абзацев, параграфов, страниц и т. п. |
|
|
Способу представления информации. |
Для учащихся информация может быть предложена в виде текста, содержащем только необходимую информацию; это может быть текст, содержащий избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти те факты, которые необходимы; это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т. п. Особо можно выделить аудио и видео- информацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции. |
|
Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с уровнем информационной компетенции. |
Сложности источника информации. |
Источник может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально- графическую (текст – график / диаграмма) информацию. |
Решения расчетных задач на движение и стоимость.
|
Благодаря таким задачам, они видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с уровнем информационной компетенции. Дети собирают эти данные, используя доступные им источники. Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов учитель должен обратить внимание на формирование этического отношения к информации, об авторском и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов. |
Характеру взаимоотношений источников информации. |
Данные взаимоотношения задаются формулировкой задания по первичной обработке и систематизации информации, содержащейся в источниках. По характеру взаимоотношений можно выделить:
|
|
|
Типу информации |
Информация может быть прямой или косвенной. Прямая информация извлекается из источника без дополнительных рассуждений, а косвенная требует рассуждений. |
|
Развивает логику учащегося, умение делать выводы, анализируя информацию по вопросу |
поэтапному усложнению деятельности учащихся при осмыслении информации |
. особенности предполагаемого ответа учащегося
При ответе требуется дать краткий ответ: завершить незаконченное предложение, расчет или рисунок. Такого рода вопросы очень близки к заданиям закрытого типа. Их отличает только возможность выразить правильный ответ не слово в слово, а описательно, сохранив тот же смысл, поэтому сфера их применения совпадает со сферой применения заданий закрытого типа, они также применяются при оценке уровня освоения составляющих ключевых компетентностей. Вопрос, требующие полуразвернутого структурированного ответа может быть использован для ответа на тестовые вопросы, в которых учащийся, в соответствии с требованиями к ним, выписывает причины тех или иных событий, критерии для сравнения предметов или животных, делает краткие выводы по результатам обработки предъявленной информации. В данном типе заданий источники и формулировка вопроса задают структуру ответа. Наибольшую сложность для учащихся, но при этом и наибольшую ценность для формирования информационной компетенции представляют открытые с развернутым неструктурированным ответом или допускающим множественное решение задачи. |
|
Помимо контролирующе-оценивающей функции, данная технология способствует развитию творчества, пользовательских навыков, исключает субъективный фактор, объединяет во времени. В ответе ученик должен рассказать или написать связный текст, фиксируя результаты обработки предъявленной ему информации, или же выполнить очень детальный рисунок, или вычисление, каждое из которых может рассматриваться как единое целое. Такие вопросы, подразумевающие неструктурированный ответ, позволяют проверить, как ученик подбирает и организует идеи, соответствует ли избранный им стиль изложения и речевое оформление содержанию вопроса. |
поэтапному усложнению деятельности учащихся при обработке и переработке информации |
|
И т. д. |
|
Литература:
Загребина М. Г. , Плотникова А. Ю. , Севостьянова О. В. , Смирнова И. В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И. С. Фишман. – Вып. 2 – Самара, 2006