Влияние некоторых сайтов интернета на сознание молодежи
Автор: Усманова Зебо Бахтиёровна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Статья просмотрена: 872 раза
Библиографическое описание:
Усманова, З. Б. Влияние некоторых сайтов интернета на сознание молодежи / З. Б. Усманова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2981/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье освещена проблема использования виртуальной сети молодежью в современных условиях, приведены данные о компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий в систему образования в Узбекистане, проанализировано воздействие некоторых сайтов интернета на сознание молодежи.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, образовательная система, сайт, глобализация общества, пользователь интернета, воздействие, сознание, виртуальный мир.
За годы независимости в нашей республике проделана значительная работа по развитию современных информационных средств связи. Активное внедрение компьютерных технологий в учебный процесс привело к позитивным изменениям в системе образования, в результате чего были модернизированы не только структура образовательной системы, методология и технология учебно-воспитательного процесса, но и стратегические направления образовательной политики. За короткий срок были созданы условия для социально-экономического развития страны в направлении полной информатизации всех сфер экономики и общества. Избранная стратегия позволила республике интегрироваться в мировое экономическое сообщество в качестве его равноправного партнера.
В Республике Узбекистан был принят Указ Президента от 30 мая 2002 года «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий». В соответствии с названным указом были определены новые задачи перед системой образования.
Во исполнение Указа Президента было принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан (6 июня того же года) «О мерах по совершенствованию компьютеризации и внедрению информационных технологий», на основании которого была разработана и утверждена «Программа компьютеризации и совершенствования информационно-коммуникационных технологий на 2002-2010 годы».
Задача совершенствования информационно-коммуникационных технологий в современных условиях глобализации общества становится приоритетной не только потому, что развитие информационных технологий – это важный фактор социально-экономического прогресса государства, но и потому, что информатизация общества оказывает серьёзное влияние на воспитание молодого поколения. Следовательно, время выдвигает перед учителями и воспитателями новые требования – поднять учебно-воспитательный процесс на более высокий уровень.
В этой связи следует обратить особое внимание на использование новых педагогических технологий, интерактивных методов, посредством которых можно достигнуть эффективности в воспитании духовного зрелого и физически здорового молодого поколения.
За последние 10-15 лет значительно возросло число пользователей глобальной сети. Виртуальный мир не подчиняется каким-либо законам. Трудно сегодня встретить человека, который бы ни разу не воспользовался электронным адресом, начинающимся с тройного даблю (WWW).
«Best Education Sites» («Самые лучшие образовательные сайты») разместил анимационные таблицы, отражающие динамику «посещения» интернета за последние 10 лет. Так, если в 2002 году зарегистрировано 569 миллионов пользователей (что составляло 9,1 % всего населения планеты), то в 2012 году эта цифра достигла 2,27 миллиардов (или 33 % от общего количества жителей Земли).
10 лет назад в среднем на человека приходилось 46 минут посещения Интернета, в настоящее время этот показатель вырос до 4 часов. На общих веб-сайтах в 2002 году было зарегистрировано 3 миллиона пользователей, в 2012 году – 555 миллионов.
Интернет в современной жизни становится таким же необходимым, как вода, поскольку его использование делает возможным облегчение очень многих сторон жизни (в науке, производстве, быту и т.д.). В виртуальной системе компьютеры связаны друг с другом через сервер ТСР/IP (Transmission Control Protocol / Internet Protocol).
Его аудиторию в основном составляет молодежь (то есть учащиеся и студенты). Сейчас эта сеть охватывает не только города, но и отдаленные кишлаки и посёлки нашей республики. Сегодняшние ученики коренным образом отличаются от тех, что были 10-15 лет назад. Благодаря интернету молодежь получает разнообразную информацию по многим направлениям. К сожалению, определенная часть молодых людей обращаются к сайтам, которые оказывают негативное воздействие на их сознание.
В Республике создан сайт «ZiyoNET», через который обучающиеся могут получать различную информацию. В стране действуют 9763 общеобразовательные школы, 9403 из них подключены к информационной образовательной сети. Преимущество сайта «ZiyoNET» состоит в том, что учащиеся могут запросить через него необходимые учебники и пособия, педагоги и другие пользователи найти инструктивные и нормативные документы, информацию в области образования.
Сдающие вступительные экзамены в колледжи, лицеи также обращаются в сайт для получения консультаций. Кроме того, учащиеся могут просмотреть страницы о библиотеках, известных деятелях в сфере образования, проводимых мероприятиях, учебных заведениях; для юных пользователей на сайте размещены игры, детские книги и т.д. Информация на сайте соответствует возрастным особенностям и уровню восприятия учащихся.
Особенность виртуальной сети, по сравнению с другими коммуникационными системами, состоит в том, что она функционирует в автономных, не зависимых от центра условиях. В результате её деятельность не подлежит контролю со стороны государственных или других организаций. Поэтому на сегодняшний день для этого вида паутины не существует определённых правил и установок.
По этой причине в глобальной сети всё больше распространяются сайты с материалами сомнительного и неприемлемого содержания. В данной системе можно встретить миллиарды страниц, которые не способствуют формированию хороших мыслей и добрых чувств у пользователей.
В настоящее время в Узбекистане глобальная сеть достаточно широко распространена. Подростки и молодежь в махалях в компьютерных клубах в основном занимаются различными играми. Не только в Узбекистане, но и в других странах для несовершеннолетней молодежи в часы посещения интернета предоставлены сайты для игр в режиме онлайн, рассматривания различных картин, прослушивания музыки и т.д. Дома подростки должны пользоваться интернетом под наблюдением родителей, так как каждая информация в виртуальным мире очень сильно воздействует на неокрепшее сознание подростков. Поскольку очень трудно управлять содержанием сайтов интернета, требуется «дисциплинировать» его пользователей. Необходимо создавать специальные сайты для молодежной аудитории.
Например, для маленьких детей (дошкольный и младший школьный возраст) существуют специальные компьютерные программы, в которых запрещается использовать сюжеты агрессивного характера (изображение крови, убийства и др.), а также нецензурные слова и выражения, безнравственные сцены. В нашей стране, в частности в столице пользование интернетом среди молодежи считается привычным делом, в компьютерных клубах установлены специальные программы.
Разумеется, виртуальные системы служат и хорошим целям, их можно использовать как богатый источник знаний. В одно время весь мир был озабочен активным размещением в интернете порнографических сайтов, которые отрицательно влияли на молодежь. Религиозные организации категорически выступают против такого вида сети. А в исламских странах ввели запрет на порносайты. По статистическим данным, к сожалению, порнографические сайты оказались в числе самых посещаемых. Продукция подобного содержания распространяется традиционными путями, и каждый желающий может свободно получать ей в виртуальной форме. В этом-то и заключается опасность отрицательного воздействия таких сайтов на наших учащихся. Поэтому при обучении культуре пользования интернетом, по возможности, следует рекомендовать учащимся, какие сети использовать, какие сайты посещать. С этой целью, желательно организовать рекомендательный веб-сайт. С другой стороны, сайт, объединяющий учащуюся молодежь, даст им возможность обмениваться между собой мнениями. Например, существует сеть, объединяющая учителей мира (WWW. Leatn.org). Отрицательными сторонами интернета является размещение инструкцией по изготовлению взрывчатых веществ, о способах «расслабления» и «облегчения души», сайтов, оскорбительных для каких-либо народов и религий, сайтов с изображением откровенных сцен. Увидевший эти сайты ученик обязательно попытается повторить увиденное применительно к себе. И такое подражание оставляет негативный след в его мыслях и поведении. Например, молодежь старается одеваться так, как одеваются артисты или певицы, в то же время такое заимствование приводит иногда к извращению вкуса или неумению соблюдать элементарные этические нормы.
Следует подчеркнуть, что пользование учащимися разными видами сети (паутины) обязательно должно находиться под контролем. В противном случае можно получить отрицательный результат от некоторой информации.
Особо следует отметить и такую «услугу» интернета, как анонимная переписка. По утверждению психологов, люди, которые в реальной жизни открыто выражают свои мысли, спокойно входят в контакт с интернетом. Те же, кто не мыслит себе жизни без интернета» (интернет-аддикты), очень замкнуты в реальной жизни и воспринимают только виртуальную жизнь. Кстати, играми в режиме онлайн увлекаются 55 % женщин. То есть, можно сказать, что их внутренние чувства находят отклик в виртуальном мире, под влиянием которого они живут. Опыт показывает, что у подростков на первом месте находятся чувства. Это обстоятельство можно использовать как подходящее виртуальное пространство для выражения их чувств. Например, «Фейсбук», «Одноклассники», «В контакте» пользуются большой популярностью, но не всегда оказывают благотворное влияние на психику подростков.
Учащиеся получают в достаточной степени информацию политико-правового характера и представление о событиях, происходящих в мире. Ложная информация, разумеется, опровергается. Но каково её влияние и каковы могут быть последствия, мы пока четко не представляем. Поэтому пытаемся выяснить, какие изменения произошли в мировоззрении учащихся, какое влияние оказывает информация, полученная из газет или по телевидению, как более достоверная.
В заключение хотелось бы отметить, что если в Узбекистане откроется просветительский добровольный сайт и современная молодежь начнет посещать его и обмениваться проблемами, то он окажет положительное воздействие на формирование их политико-правового сознания.
Литература:
Ўзбекистон Республикаси Президентининг «Компьютерлаштиришни янада ривожлантириш ва ахборот-коммуникация технологияларини жорий этиш тўғрисида”ги Фармони – Ташкент: 2002 йил 30 май.
“2002-2010 йилларда компьютерлаштириш ва ахборот–коммуникацион технологияларни такомиллаштириш дастури” – Ташкент: 2002 йил 6 июнь.
Цой М.Н., Джураев Р.Х. Современные технологии совершенствования обучения. Учебно-методическое пособие для учителей. – Ташкент, 2010. – 182 с.
Диванова М.С. Алгоритмик метод ёрдамида олий математика ўқитиш самардорлигини ошириш. Дисс. канд. пед. наук. – Ташкент. Ташкентский гос.пед. ун-т им. Низами, 2005.
Таълимий мақсад ва миллий қадриятлар уйғунлиги. – Ташкент: “Маърифат”, 2012 йил 5 сентябрь.