Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования
Авторы: Кирюханцев Кирилл Андреевич, Гизатова Ирина Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4502 раза
Библиографическое описание:
Кирюханцев, К. А. Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования / К. А. Кирюханцев, И. А. Гизатова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2987/ (дата обращения: 16.11.2024).
Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на базе внешкольных учреждений. Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано с именами С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко. Они одними из первых в России обозначили проблему создания специальной архитектуры для детей и стремились решить ее на практике.
Вопрос, что же важнее: воспитание или образование всегда волновал человечество. Сегодняшняя цивилизация достигнута с помощью высокого научно-технического прогресса, что, безусловно, требует от человека знаний, которые приобретаются в результате обучения, но при этом нельзя забывать, что личность должна всесторонне развиваться в общении, культуре, игре, досуге. Полноценная личность не может вырасти только на обязанностях, она должна формироваться и на личных, досуговых интересах.
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.
В настоящее время активно формируются рыночные отношения в России, что оказывает существенное влияние на систему образования. Значительное место в системе образования, имеет дополнительное образование.
Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования, сущностно - мотивированное образование, позволяющее обучающемуся, приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно (И.Г.Бигдаш).
В нашей стране функционирует очень много разнообразных учреждений дополнительного образования – Дворцы, Дома детского творчества, лагеря, детские парки, спортивные, музыкальные, художественные школы, детские театры, кинотеатры, а также многие другие внешкольные объединения и организации.
Педагогические основы деятельности этих воспитательных учреждений разработаны в трудах многих ученых-педагогов. Общие основы воспитательной работы в них освещены в публикациях Т.Е. Конниковой, Э.Г. Костяшкина, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой, Х.Й. Лийметса, Б.Е. Ширвинда, М.Б. Коваль и др.
Сегодня не только Россия, все мировое сообщество нуждается в людях, способных преобразовать мир, создать гармоничное общество, в котором каждый человек гражданин, воспитанный на гуманистических идеалах и принципах, осознающий свою ответственность за все, происходящее на Земле. Необходимым условием развития этих процессов является активизация познавательной сферы школьников, то есть процесса, в результате которого происходит формирование личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания и применять их в процессе жизнедеятельности.
Необходимость целенаправленного формирования в процессе обучения способностей, активизации познавательной сферы учащихся раскрываются в работах Д.Б. Богоявленской, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, O.K. Тихомирова, А.Т. Шумилина И.Г. Бигдаш, Л.М. Николаева, Б.З. Вульфов, М.М. Поташник, С.С. Гриншпун, В.О. Кутьев, Л.Б.Новикова и т.д.
Система дополнительного образования детей основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, которые проводят учреждения дополнительного образования. В связи с этим создание возможностей для свободного выбора детьми привлекательных для них видов деятельности является необходимым условием самого существования учреждения дополнительного образования. С этой точки зрения система дополнительного образования обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой, в которой неизбежна достаточно жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельности.
Возможности для формирования у детей опыта выбора, которыми обладает система дополнительного образования, отличаются не только более высокой степенью свободы выбора, но и объектами выбора. Дома творчества, экологические центры, спортивные школы и другие учреждения дополнительного образования могут предложить учащимся различные виды практической, в том числе и творческой деятельности, в рамках которой возможны различные уровни достижении (условно говоря, от олимпийских рекордов до формирования навыков самообслуживания). Есть и возможность выбора темпов своей образовательной деятельности (точнее, темпов продвижения в избранном виде деятельности), нередко - ее режима (дни, часы занятий) и даже педагогов.
Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманитаризации. Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля, способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Они дают опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности.
В условиях учреждения дополнительного образования такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов, поскольку педагоги в этой системе имеют возможность быть менее «функциональными» по сравнению со школьными учителями. Сама атмосфера, принятый стиль поведения, внешняя обстановка становятся факторами приобщения детей к ценностям духовной культуры родного края.
Одной из эффективных форм воспитания такой личности в процессе дополнительного образования является организация культурно-познавательного туризма.
Культурно-познавательный туризм - это деятельностно-ориентированный интерактивный процесс, в ходе которого происходит комплексное всестороннее изучение школьниками родного края, активизирующее познавательную деятельность детей, имеющее целью развитие личности школьника. Именно в сфере культурно-познавательного туризма происходит приращение витагенного опыта школьников путем освоения ими ближайшего жизненного пространства.
В русскоязычном словаре терминов «культурно-познавательный туризм» заменяется термином «культурный туризм». Под понятием культурного туризма понимается потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия.
Культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширение знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. Учебно-тематическая экскурсия выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение и духовно-нравственное воспитание. Воспитательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром (комплексные, обзорные, исторические, военно-исторические, литературные, архитектурные и т.д.).
Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы не правильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет.
Первая из них выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М.П. Анциферов, 1923 г.)
Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г.): «одним из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения».
В Толковом словаре русского языка (под руководством Л.Н.Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
Культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширение знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. Учебно-тематическая экскурсия выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение и духовно-нравственное воспитание. Воспитательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром (комплексные, обзорные, исторические, военно-исторические, литературные, архитектурные и т.д.).
Культурно-познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.
Познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.
Итак, культурно-познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурно-познавательный туризм — является самым популярным и массовым видом туризма. Основная цель таких путешествий — изучение культурного наследия какой-либо страны, ознакомление с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т. п.).
Культурно-познавательный туризм позволяет развивать внутренний мир человека, расширяет его кругозор, путешественник имеет возможность познакомиться с представителями различных культур, этническим наследием разных народов. Так, исследователи Н.В.Анчукина и О.С.Москвина дают следующее его определение: «Культурно-познавательный туризм представляет собой путешествия с целью ознакомления с культурно-историческими и архитектурными ценностями региона, а также с местными традициями и изделиями народных промыслов».
Таким образом, культурно-познавательный туризм помогает освоить многомерный социокультурный опыт, то есть представлений, символов, традиций, стереотипов и образцов деятельности. Он позволяет, с одной стороны, понять школьнику ту или иную картину мира, которая присуща данному конкретному социуму, удовлетворить чувство культурной идентичности стране, народу, государству, родному краю, с другой стороны активизировать дополнительное образование, в процессе которого происходит формирование гармонично развитой личности.
Литература:
Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования [Текст] / Учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений / Л.И. Боровиков.- М.: Изд. 2-е, стереотип, 2002
Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст] / В.П. Голованов.-М.: Издательство «Академия», 2004
Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум [Текст] / Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова.-М., 2003
Еременко, Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении [Текст] / Н.И. Еременко.- М.: Издательство «Корифей», 2007