Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лузина, О. В. Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации / О. В. Лузина, Е. А. Рыжова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 136-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/3010/ (дата обращения: 19.12.2024).

В настоящее время в нашей стране одним из приоритетных направлений в педагогике является оказание педагогических образовательных услуг любому ребенку нашего государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушения развития и реабилитацию, социальную адаптацию.

В 90-е гг. в нашей стране в результате демократических перемен, реформ специального образования, ратификации многочисленных международных конвенций и декларации в области прав человека (в том числе прав ребёнка, прав инвалидов) произошли большие изменения в системе специальной помощи лицам с умственной отсталостью, что нашло отражение в статьях, внесённых в федеральные законы «Об образовании» (1991 г), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) и ряде других документов

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными нарушениями, что составляет примерно 5% от всей детской популяции. Количество детей с умственной отсталостью составляет примерно 2,5 %. Дети с глубокой умственной отсталостью составляют 20-25 % от всей численности детей с умственной отсталостью.

В ГКОУ СО «Краснотурьинская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 6» обучение детей с глубокой умственной отсталостью осуществляется на протяжении 9 лет, с 2003 года. Обучение детей данной категории ведется как непосредственно в самом образовательном учреждении, так и домашних условиях по индивидуальной программе. В настоящее время, из общей численности обучающихся в ОУ, дети с глубокой умственной отсталостью составляют 35,6%.

В процессе обучения и воспитания детей выявлено недоразвитие или несформированность бытовых и санитарно-гигиенических умений и навыков.

Главное в работе с детьми с глубокой умственной отсталостью - практическая направленность всех занятий. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно.

Значительное место в общей системе работы с детьми занимает обучение их бытовому труду. Очень часто родители считают своего ребенка не способным выполнять даже самую элементарную домашнюю работу, тем самым ставя его в полную зависимость от окружающих, приучая его к иждивенчеству. Это глубоко ошибочная позиция.

Ребенок обязательно должен иметь в семье определенные обязанности, выполнять те или иные поручения. Например, уметь пользоваться мусоропроводом, доставать из почтового ящика газеты, журналы и т.д. Обязанности эти следует периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать некоторую способность к переключению в деятельности.

Практика работы с детьми, страдающими нарушением интеллекта, показывает, что им доступно выполнение элементарных видов домашнего труда. В младшем возрасте их следует научить подметать пол, вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду. В старшем возрасте они в состоянии овладеть мытьем полов, стиркой и глажением мелкого белья и т.д.

Обучая детей несложным трудовым навыкам, следует многократно показывать все, что они должны сделать, объясняя задание понятными, простыми словами. Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянно. Ребенку легче будет их усвоить. Иногда может оказаться, что ребенок еще не готов к выполнению данной работы, тогда на время от нее следует отказаться. Позднее можно попробовать снова обучить ребенка тому, что раньше он не мог усвоить. При обучении этой категории аномальных детей следует по возможности полнее использовать такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребенок через некоторое время становится в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем. Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнить работу правильно. Еще раз подчеркнем: нельзя упускать из виду крупицы положительного отношения к заданию - даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить.

При организации педагогической деятельности с детьми с глубокой умственной отсталостью начать коррекционную работу как можно раньше, если по каким то причинам коррекционная работа не началась в дошкольном или младшем школьном возрасте, а лишь в подростковом, то коррекцию необходимо проводить в такой же последовательности как и с дошкольниками. При работе с подростками возникают трудности диагностического исследования и составление индивидуальной программы реабилитации, так как происходит наслоение недоразвитий и несформированности одних навыков на другие, одновременно с этим наблюдается скачкообразное развитие основных умений и навыков.

Для правильной организации обучения глубоко умственно отсталого подростка навыкам самообслуживания необходимо изучить, что подразумевается под данным понятием.

В «Педагогическом словаре Академии педагогических наук РСФСР» самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищами, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей.

В «Дефектологическом словаре» под редакцией Т.А. Власовой самообслуживание – это первоначальная ступень трудового воспитания. Самообслуживание в специальных школах-интернатах вводится с 1 года обучения и состоит из следующих видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места (1-2 кл.) дежурство по уборке классов, спальни, коридоров, столовой. Ребенка необходимо не только научить правильно выполнять все действия связанные с самообслуживанием, но и выработать у него привычку к самообслуживанию.

Л.В. Мардаков в «Словаре по специальной педагогике» и в «Понятийно-терминологическом словаре логопеда» под редакцией В.И. Селиверстова отмечается, что самообслуживание – это система ЗУНов, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личное вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам; первый этап трудового воспитания ребенка.

В «Дефектологическом словаре» под редакцией А.И. Дьячкова самообслуживание характеризуется как первоначальная степень трудового воспитания.

Простейшие навыки самообслуживания дети приобретают еще в дошкольном возрасте. Как только ребенок начинает ходить, необходимо постепенно вырабатывать у него привычку самостоятельно одеваться, умываться, убирать свои игрушки и т.д. В специальных школах преодоление существенных недостатков развития, коррекция и компенсация отклонений развития аномальных детей начинаются с привития им первичных навыков самообслуживания. Самообслуживание в специальных школах-интернатах вводится с первого года обучения, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из следующих видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке класса, спальни, коридора, столовой. Следует научить ребенка не только правильно выполнять определенные действия, связанные с самообслуживанием, но данные действия должны перейти в привычку.

Для комплексного изучения у учащихся с глубокой умственной отсталостью навыков самообслуживания и бытовых умений разработана система анкетирования и мониторинга, которые наряду с наблюдением позволяют составить полную картину сформированности данных умений и навыков.

Для реализации целей и задач, направленных на формирование навыков самообслуживания и поведения в быту в ГКОУ СО «КСКОШИ№6» используется программа: Новоселова Н.А., Шмыкова А.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-10 классы).- Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004,136 с., на базе которой, по результатам анкетирования составляется индивидуальная программа с учетом психофизических особенностей каждого ребенка.

Анкета для родителей

Ф.И. ребенка, (возраст)________________________________________________________

Ф.И.О. (родителя, законного представителя)_____________________________________

I.УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИЩИ

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Самостоятельно ли ест ваш ребенок?

Ест самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощью взрослого; Не умеет есть самостоятельно.

2. Какими столовыми приборами умеет пользоваться?

Ложкой; Вилкой; Ножом.

3. Насколько активно включен в процесс употребления пищи?

Держит столовые приборы самостоятельно и кушает самостоятельно; Держит столовые приборы и кушает с помощью взрослого; Совсем не умеет держать столовые приборы и кушать самостоятельно.

4. Может самостоятельно нагревать пищу в микроволновой печи, плите?

Нагревает пищу самостоятельно, без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет пользоваться бытовыми приборами для разогрева пищи.

5. Может приготовить самостоятельно, что – либо из продуктов (например: бутерброд)?

Бутерброд; Яичницу; Салат; Не умеет приготавливать самостоятельно;

Другое ______________________________________________________

II.ОДЕВАНИЕ И РАЗДЕВАНИЕ

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Может одевать приготовленную одежду самостоятельно, соблюдая изнаночную и лицевую стороны?

Одевается без присмотра, соблюдая стороны; Одевается частично, либо с помощью взрослого; Не умеет одеваться самостоятельно.

2. Может раздеваться самостоятельно?

Раздевается самостоятельно без присмотра; Раздевается частично, либо с помощью взрослого; Не умеет раздеваться самостоятельно.

3.Может выбирать самостоятельно одежду по сезону?

Выбирает одежду самостоятельно без присмотра; Выбирает одежду частично, либо с помощью взрослого; Не умеет самостоятельно выбирать одежду по сезону.

4.Может ли взять одежду (из шкафа, с вешалки) и самостоятельно надеть ее?

Достает и надевает одежду самостоятельно; Частично (достает одежду самостоятельно, либо только надевает самостоятельно); Не умеет самостоятельно доставать и надевать одежду.

III.ОБУВЬ

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Может ли обувать приготовленную обувь, соблюдая правую и левую ногу?

Обувается без присмотра, не путая правую и левую ногу; Обувается частично, либо с помощью взрослого; Не умеет обуваться самостоятельно.

2.Может снимать обувь самостоятельно?

Снимает самостоятельно без присмотра; Снимает частично, либо с помощью взрослого; Не умеет снимать самостоятельно.

3.Может выбирать самостоятельно обувь по сезону?

Выбирает обувь самостоятельно без присмотра; Выбирает обувь частично, либо с помощью взрослого; Не умеет самостоятельно выбирать обувь по сезону.

IV.ТУАЛЕТ И УМЫВАНИЕ.

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Может самостоятельно ходить в туалет и подтирать себя?

Ходит самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого;

Не умеет самостоятельно.

2.Может соблюдать правила личной гигиены после посещения туалета?

Соблюдает правила личной гигиены без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет самостоятельно.

3.Может чистить зубы?

Чистит зубы самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет самостоятельно.

4.Может самостоятельно приводить волосы в порядок?

Приводит волосы в порядок без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет самостоятельно.

5.Может самостоятельно мыться?

Моется самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет самостоятельно.

V.УХОД ЗА ЖИЛИЩЕМ И ПОВЕДЕНИЕ В НЕМ

(подчеркните те качества, которые относятся к вашему ребенку)

1.Можете ли вы оставить своего ребенка одного дома?

Да, остается дома один без присмотра; Нет; Не всегда.

2.Может ли он пользоваться бытовыми электрическими приборами?

Пользуется самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет пользоваться самостоятельно;

Какими_______________________________________

3.Может ребенок пользоваться телефоном?

Пользуется самостоятельно; Не умеет; Не всегда.

4.Может в случаи необходимости связаться с экстренными службами?

Да, может самостоятельно; Только с мобильного телефона; Только с домашнего телефона; Не умеет вообще пользоваться телефоном.

5.Владеет самостоятельными навыками влажной уборки помещения?

Прибирается самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет прибираться самостоятельно.

6.Владеет самостоятельными навыками уборки своей постели?

Заправляет постель самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет заправлять постель самостоятельно.

7.Владеет самостоятельными навыками уборки своего письменного стола?

Прибирает свое рабочее место самостоятельно без присмотра; Требуется частичная помощь взрослого; Не умеет прибирать самостоятельно.

Анализ целесообразности использования данного анкетирования.

Для составления индивидуальной программы направленной на формирование навыков самообслуживания и поведения в быту несовершеннолетних с глубокой умственной отсталостью проводиться анкетирование родителей. Цель которого - получение первичной информации об уровне развития и сформированности навыков самообслуживания и поведения в быту. В дальнейшем проводится корректировка программы формирования и развития навыков самообслуживания под конкретного ребенка с учетов его индивидуальных психофизических особенностей.

Для отслеживания динамики в формировании и развитии навыков самообслуживания используются данные анкетирования родителей, анализ данных беседы с родителями и результаты наблюдения за активной деятельностью подростков. Данные мониторинга позволяют отследить уже сформированные ЗУНы и направить все коррекционное воздействие на формирование конкретных навыков самообслуживания. Критерии качественных характеристик, приобретенных знаний, умений и навыков отслеживаются в баллах:2 балла – сформировано; 1 балл – в стадии формирования; 0 баллов – навык, знание и умение отсутствует полностью.

В мониторинге отслеживаются такие умения и навыки:

Умения и навыки приема пищи; Умения и навыки одевания и раздевания; Умения и навыки связанные с обувью; Умения и навыки связанные с гигиеной тела; Умения и навыки ухода за жилищем и поведения в нем.

Основные требования к критериям по уровням овладения знаниями, умениями и навыками самообслуживания


2 балла

1 балл

0 баллов

Умения и навыки приема пищи

Самостоятельно принимает пищу, верно определяет те предметы, которые необходимо использовать для приема конкретного продукта, активно включается в процесс. Самостоятельно готовит простые блюда

Частично выполняет необходимые действия для приема пищи. Способен приготовить простые блюда только с помощью взрослого.

Действия с предметами необходимыми для приема пищи не производит. Не способен даже приготовить простой бутерброд.

Умения и навыки одевания и раздевания.

Одежду классифицирует, определяет назначение и сезонную принадлежность. Действия одевания и раздевания осуществляет самостоятельно, определяет лицевую и изнаночную сторону.

Может частично определять назначение одежды, определять сезонную принадлежность. Частично выполняет действия одевания и раздевания.

Действия одевания и раздевания выполнить не может, не понимает последовательность выполнения данных действий, их необходимость.

Умения и навыки, связанные с обувью

Обувь классифицирует, определяет назначение и сезонную принадлежность. Действия обувания и снимания осуществляет самостоятельно, определяет правую и левую сторону.

Может частично определять назначение обуви, определять сезонную принадлежность. Частично выполняет действия одевания и снимания.

Действия одевания и снимания обуви выполнить не может, не понимает последовательность выполнения данных действий, их необходимость.

Умения и навыки, связанные с гигиеной тела.

Предметы гигиены и санитарии узнает, знает назначение, верно использует. Действия связанные с гигиеной и санитарией выполняет самостоятельно.

Частично узнает и называет предметы гигиены и санитарии. Может выполнять действия связанные с гигиеной тела только частично.

Предметы санитарии и гигиены не знает, не называет, пользоваться не умеет. Действия связанные с гигиеной тела осуществлять не может, не понимает сущность.

Умения и навыки ухода за жилищем и поведения в нем

Остается дома один, самостоятельно пользуется электрическими приборами, телефонов. Владеет навыками влажной уборки помещения.

Выполняет несколько из перечисленных пунктов в первом столбике.

Не выполняет ни одного пункта из перечисленных в первом столбике.

Мониторинг

«Сформированность самостоятельности подростков с глубокой умственной отсталостью»

Ф.И. ребенка (возраст)__________________________________________________________


Умения и навыки самообслуживания

Уровни сформированности

2011 год.

2012 год.

2013 год.

На начало года.

На конец года.

На начало года.

На конец года.

На начало года.

На конец года.

Употребление пищи

  1. Умения и навыки самостоятельного приема пищи

2







1







0







  1. Умения и навыки с предметами необходимыми для приема пищи

2







1







0







  1. Умения и навыки активного включения в процесс употребления пищи

2







1







0







4. Умения и навыки самостоятельного нагрева пищи

2







1







0







5. Умения и навыки самостоятельного приготовления простых блюд

2







1







0







Одевание и раздевание

1.Умения и навыки одевания приготовленной одежды с соблюдением изнаночной и лицевой стороны

2







1







0







2.Умения и навыки раздевания

2







1







0







3.Умения и навыки определять сезонную принадлежность

2







1







0







4. Умения и навыки самостоятельно выбрать одежду и надеть ее

2







1







0







Обувь

1.Умения и навыки одевания приготовленной обуви с соблюдением правой и левой ноги.

2







1







0







2.Умения и навыки снимания обуви

2







1







0







3.Умения и навыки определять сезонную принадлежность

2







1







0







4. Умения и навыки определять сезонную принадлежность

2







1







0







Навыки и умения связанные с гигиеной тела

1.Умения и навыки самостоятельно ходить в туалет и подтирать себя

2







1







0







2.Умения и навыки соблюдать правила личной гигиены после посещения туалета

2







1







0







3.Умения и навыки чистить зубы

2







1







0







4. Умения и навыки самостоятельно приводить волосы в порядок

2







1







0







5. Умения и навыки самостоятельно мыться

2







1







0







Умения и навыки ухода за жилым помещением и поведения в нем.

1.Умения и навыки самостоятельно оставаться дома

2







1







0







2.Умения и навыки пользоваться бытовыми электрическими приборами

2







1







0







3.Умения и навыки пользоваться телефоном

2







1







0







4. Умения и навыки самостоятельно по необходимости связаться с экстренными службами

2







1







0







5. Владение самостоятельными навыками выполнять влажную уборку помещения

2







1







0







6. Владение самостоятельными навыками убирать свою постель

2







1







0







7.Владение самостоятельными навыками уборки своего письменного стола

2







1







0







Анализируя данные мониторинга можно сделать выводы, что использование такой формы работы, направленной на изучение конкретного ребенка его умений и навыков позволяет значительно улучшить качественный результат в формировании и развитии навыков самообслуживания. Данная система работы позволяет на ранних этапах корригировать направление деятельности педагога в формировании навыков и умений основываясь на конкретных результатах и особенностей ребенка, осуществлять тем самым индивидуальный подход. При анализе данных анкетирования и бесед с родителями так же отмечается значительный качественный прирост в развитии познавательной сферы подростков, развитии социально-бытовых представлений. Изменились и качественные характеристики речевого развития, увеличился словарный запас. Многие родители отмечают значительный интерес детей к повседневным занятиям, готовность помощи, улучшения настроения, общей и мелкой моторики, у неговорящих детей отмечается значительное звуковое сопровождение деятельности.

Поэтому можно сделать вывод, что формирование и развитие навыков самообслуживания несет огромные возможности не только в рамках социальной реабилитации, но и во всестороннем развитии подростка с глубокой умственной отсталостью.


Литература:

  1. Аксенова Л.Я. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997.№ 1.

  2. Алгебова И.Ф., Мялкин В.А., Синяк Е.А. Ребенок и его права в современной России. – Ярославль, 1997.- 78с.

  3. База Л.П., Власова Л.С. Опыт работы социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних г. Омска. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003.№ 3

  4. Блынская Л. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельности.

  5. Гаврилов В.Г. Опыт обучения больных олигофренией по обслуживанию // Теоретические и организационные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых в стационарных учреждениях социального обеспечения. – М., 1976.- 116с.

  6. Грабов А.Н. Воспитание детей с глубокими формами умственной отсталости // Олигофренопедагогика. М., 1941. – 290 с.

  7. Дефектологический словарь. – М.,1970.

  8. Дефектологический словарь / Т.А. Власова, Ю.А. Кулагин, Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау – М.: «Педагогика»,1960.

  9. Дефектология. Словарь – справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

  10. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 208 с.

  11. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта; Науч.- исслед. институт дефектологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика,1998.- 128с.

  12. Психологический словарь/ авт.-сост. В.Н.Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О. Гордеева, М.М. Балабанова, Под общей ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003. – 640с

  13. Практикум по детской логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Н. Воронцова, Ю.Г. Гаубих; Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1995.- 272с.


Основные термины (генерируются автоматически): навык, ребенок, умение, частичная помощь взрослого, глубокая умственная отсталость, помощь взрослого, сезонная принадлежность, ваш ребенок, навык самообслуживания, присмотр.

Похожие статьи

Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ТМНР в условиях центра социальной поддержки и реабилитации

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Работа с одарёнными обучающимися: организация их развития в различных областях образовательной и творческой деятельности

Похожие статьи

Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний

Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ТМНР в условиях центра социальной поддержки и реабилитации

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Работа с одарёнными обучающимися: организация их развития в различных областях образовательной и творческой деятельности