Мой новый помощник – компьютер
Автор: Чуфенева Наталья Ивановна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 196 раз
Библиографическое описание:
Чуфенева, Н. И. Мой новый помощник – компьютер / Н. И. Чуфенева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/3031/ (дата обращения: 15.11.2024).
Народная мудрость гласит: «Жизнь почти всегда несправедлива, если нет образования», «Образование нынче дорого, но невежество обходится еще дороже». Но что такое современное качественное образование? Быстроменяющаяся жизнь показала, что, даже глубокие знания недостаточны для существования в современном мире. К тому же через 10 лет 100% сегодняшних знаний составят только 10% будущих. Ситуация на рынке труда постоянно меняется. А мы оказались не готовы к таким переменам. Мы не готовы тому, что нужно всю жизнь учиться не только в своей профессии, но при необходимости поменять ее, не воспринимая это как трагедию. Не мода, а сама жизнь поставила задачу формировать такие качества личности, которые позволят ей стать инициативной, самостоятельной, способной к самообучению и профессиональному росту. Современного гражданина нужно мотивировать стать на путь саморазвития, совершенствования, самореализации, привить ему вкус к учению, научить ориентироваться в мире, не бояться решать задачи разного характера и разного уровня сложности. Так жизнь поставила новую образовательную цель: формировать у студентов ключевые компетенции. Именно они универсальны, многофункциональны, имеют обще- профессиональную направленность. Среди них: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, исследовательские, компетенции личностного самосовершенствования.
В нашу жизнь стремительно ворвались информационные технологии. Они универсальны и незаменимы в решении многих задач. Мультимедийное предъявление материала, электронные конспекты, виртуальная лаборатория помогают организовать творческую, учебно-поисковую деятельность студентов, обеспечить самостоятельность, направленную на достижение определенной цели и самооценку. Результат - сформированность ключевых компетенций.
Данная статья о том, какие возможности для воспитания и образования молодого поколения появились в условиях развития информационного общества, как сами используем их в условиях инновационных процессов.
Как только в кабинет физики было приобретено интерактивное оборудование, все учебные видеофильмы были переведены в цифровой формат. Появилась возможность пользоваться и современными ресурсами: «Открытая физика», «Виртуальные лабораторные работы», ресурсами Интернета. Научилась создавать мультимедийные учебные пособия, в которых сейчас изложен весь курс физики. Они постоянно обновляются и дополняются не только мною, но и моими студентами. Стоит только заранее объявить тему урока, и мне несут множество рисунков, схем, изображений и даже анимационных картинок, которые украсят презентацию. Скорее всего, для применения будет взята малая их толика, но не забуду похвалить и поблагодарить всех, а для самых активных не пожалею хорошей оценки. И вот уже студенты чувствуют свою причастность к происходящему на уроке, они – не равнодушные (или даже заинтересованные) зрители: мы - коллеги! Скоро студенты начинают самостоятельно создавать небольшие презентации к урокам, сначала не очень умело, становясь к концу года настоящими мастерами мультимедиа.
Кроме того на уроках мои студенты не пишут под диктовку. В начале изучения нового раздела студенты получают на свои флэш – карты составленные мною электронные конспекты по темам раздела. Дома, используя их, а также материал учебника, они пишут конспект в своих тетрадях. Такая форма работы формирует у студентов умение самостоятельно работать с источником, и полезна студентам, пропустившим занятия. Их можно использовать опережающего изучения темы урока. Новый материал мы разбираем на уроке, обсуждаем, используя презентации в программе Power Point, записываем необходимые формулы и решаем задачи, потому, что знать физику – означает уметь решать задачи.
Физика – наука экспериментальная. Как известно, опыт – это вопрос, поставленный природой, и отвечает на него сама природа. Поэтому важно научить студентов самостоятельно проводить эксперимент и анализировать его результат.
Особое место в формировании этих умений занимают лабораторные работы. В этом мне тоже помогают информационные технологии. Мною разработано электронное учебное пособие «Инструкции к лабораторным работам по физике», одобренное кафедрой Педагогической академии г. Новокузнецка и получившее диплом на областном конкурсе. Имея инструкции в электронном виде, можно составлять задания разного уровня сложности, изменять контрольные вопросы для разных специальностей. Следующим шагом будет создание многоуровневых работ.
Инструкции к лабораторным работам предлагаются студентам в электронном виде. С начала учебного года они должны быть у каждого студента на домашнем компьютере. К лабораторным занятиям студенты готовятся заранее! Оформление отчета начинается тоже дома. Все это позволяет экономить время при подготовке дома и эффективно использовать его на уроке.
Эффективность лабораторных занятий повысится, если предварительно повторить определение цены деления приборов, собрать электрическую цепь и т.д. Это легко можно сделать с помощью виртуальной лаборатории. Виртуальная лабораторная работа - это компьютерная программа, моделирующая реальный физический процесс. Каждая виртуальная лабораторная работа содержит теоретические сведения, интерактивное экспериментальное оборудование, задания, которые помогут глубже понять физические процессы и закономерности, закрепить полученные знания.
Это облегчает работу студентов, экономит время, создает эффект узнавания уже изученного оборудования. С помощью этой программы можно повторить пройденный и изучить новый материал.
Умения проведения эксперимента, объяснения его хода и результата формируются на протяжении всего времени обучения физике. На каждом уроке должен быть «живой» эксперимент, а каждый студент в течение года – побывать в роли лаборанта. Студенты с удовольствием снимают эксперименты на цифровую видеокамеру. На следующем уроке их можно использовать для актуализации знаний. Видеоопыты, требующие физических затрат (к примеру, с насосом Камовского), я использую в группах, где учатся одни девушки. Т.к. ребята из разных групп знакомы друг с другом, эти видеоопыты пользуются большой популярностью. Кроме того, фотографии опытов, проводимых студентами, вставляются первым слайдом в презентацию в данной группе. Это тоже создаёт эффект причастности и вызывает неизменный восторг. У нас есть уже своя классика: «Возможный спор Ньютона с Фарадеем о теории взаимодействия», «Легенда о Ньютоне и яблоке», к которым постоянно снимаются «ремейки» – всем хочется побывать в роли гениев науки. Кроме «серьёзных» фильмов у нас есть и «комедии»: например, «Как нельзя проводить лабораторную работу». После просмотра, вдоволь повеселившись, разбираем ошибки, которые уже больше никто не повторит. К концу года в каждой группе набирается целый видеоархив. Части архива с удовольствием разбираются студентами «на память».
Я влюблена в информационные технологии. Не могу сказать, что они облегчают мой труд, скорее, наоборот. Но оно того стоит! С их помощью обучение становится по-настоящему интерактивным. Они помогают с блеском провести любой урок, в том числе нетрадиционный: урок – игру, урок - семинар, урок – исследование. Подготовка и проведение семинара формируют у студентов самостоятельность, активность, умение работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Главное достоинство семинара - его ориентированность на привлечение к активному участию большинства студентов группы. После сообщения цели, темы и плана семинара группа делится на команды в соответствии с пожеланиями студентов. Каждая группа получает задание и план работы, в который по ходу вносятся изменения. В каждой группе есть руководитель, который распределяет роли теоретиков, экспериментаторов, исследователей. Руководители групп выполняют совместно с преподавателем организаторскую функцию на уроке. Теоретики готовятся к главной роли на уроке – изложению нового материала; исследователи в библиотеке и Интернете ищут интересный материал из биографии учёных, факты, которые привели к открытию явления или закона, проявлениях явления в природе, применение его в технике и быту. Это становится хорошей мотивацией к изучению данной темы. Найти анимационные картинки, фотографии, портреты учёных - тоже их забота. Экспериментаторы готовят опыты и проводят их на уроке. А чтобы эксперимент был нагляднее, снимают видео и демонстрируют его на экране. Такие уроки становятся просто незабываемыми и ещё долго обсуждаются ребятами.
Урок – исследование начинается с домашнего эксперимента. Домашний эксперимент – простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется студентами дома, с участием родителей, они помогают подбирать «оборудование», фотографировать результаты эксперимента и даже снимать его на видео.
Главные задачи экспериментальных работ этого вида: формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту; формирование интереса к эксперименту и к изучению физики; формирование самостоятельности и активности, внимания, настойчивости и аккуратности. Домашние эксперименты дополняют классную работу тем материалом, который никак не может быть выполнен в классе (ряд длительных наблюдений, наблюдение природных явлений и прочее), и приучают обучающихся к сознательному, целесообразному труду. Заранее объявляется тема урока и даётся опережающее домашнее задание: провести эксперименты и подумать, что объединяет наблюдаемые явления. «Напишите о ваших размышлениях и помните, что всё на свете – физика!». Объявляется, что все фотографии будут продемонстрированы и собраны в архив, а лучшие – вставлены в презентацию к уроку. Составление отчёта априори отправит студентов к учебнику за объяснением результатов опытов. Хотя заранее это сознательно не оговаривается. На уроке, обсудив результаты опытов, переходим к их теоретическому обоснованию и новым экспериментам. Считаю, что такие уроки важны не только для образования, но и воспитания: они дают возможность студентам почувствовать себя настоящими исследователями, при этом повышается их самооценка, появляется гордость за результаты своего труда. Совместная работа студентов и их родителей в домашних исследованиях сближает семью: студенты чувствуют родительскую поддержку, а родители начинают больше интересоваться делами своих детей.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Игровой замысел заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний. Правилами создаются условия для формирования умений обучающихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности студентов. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий студентов. Дидактическую игру чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. Мои студенты с удовольствием играют в интерактивную электронную игру «Самый умный». Её элементы можно использовать практически на каждом уроке. Группа делится на команды, жребий определяет тему и цвет вопросов. Каждая команда должна выбирать свой блок вопросов на экране. К доске выходит один из команды, но отвечать может любой игрок команды. При затруднении отвечать может игрок другой команды, принося ей очки. Правильный ответ – очко. Назначается рефери. Он фиксирует ответы студентов, объявляет победителя игры. Вопросы составляются так, чтобы я могла проверить знания по теме, а студенты нашли в них объяснение явлений, с которыми сталкиваются в обычной жизни и ещё раз убедились, что всё на свете – физика!
В процессе подготовки и проведения таких уроков мы со студентами становимся одной командой. Они начинают по - настоящему любить и понимать физику, а компьютер для них – уже не развлечение, а наряду с книгой – источник знаний. Постоянная совместная работа помогает установить доверительные отношения: я знаю, мои студенты никогда меня не подведут. В течение года я с радостью наблюдаю за тем, как вырастают мои студенты во всех отношениях: вначале не очень образованные, равнодушные к обучению, немного инфантильные они становятся самостоятельными, уверенными в себе, в своих возможностях людьми. Мои студенты не раз становились призёрами областных научно-практических конференций. Несколько лет назад мы готовили проект «Откроет ли тайны Вселенной Большой адронный коллайдер?». Ребята так были увлечены и потрясены мощью этого сооружения и масштабом задач, которые поставлены перед ним, что написали «Оду Большому адронному коллайдеру» и получили заслуженное первое место на областной НПК. В следующий раз нашим проектом стали легенды о случайных открытиях в области физики. Собранный материал я использую на уроках, это вызывает неизменный интерес не только к истории науки, но и к самой науке.
Знания и навыки, полученные на уроках физики, студенты успешно применяют при изучении спецдисциплин. «Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний», - писал Ушинский. Именно такие люди, умеющие самостоятельно мыслить, обладающие большим внутренним пространством, умеющие отвечать перед собой за результаты своего труда, будут строить инновационную экономику 2020 и руководить ею. Вся моя работа направлена на формирование такой личности. Это и есть моя формула успеха!
Литература:
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: / И.Г. Захарова. М.: Академия, 2010.- 192с.
Воронкова О.Б. Мультимедиа в образовании [Текст]: серия Сердце отдаю детям/ О.Б. Воронкова. -М: Феникс, 2010.- 315с.