Правильное воспитание – залог здоровья и счастья детей
Автор: Паротькина Любовь Владимировна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 860 раз
Библиографическое описание:
Паротькина, Л. В. Правильное воспитание – залог здоровья и счастья детей / Л. В. Паротькина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3078/ (дата обращения: 15.11.2024).
Жизнерадостность – это не только признак здоровья, но еще и самое действенное средство, избавляющее от болезней.
С. Смайлс
На вопрос: Каким вы хотите видеть своего ребенка? – отвечая, любой человек обязательно начнет со здоровья и счастья. Недаром, народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!» Все правильно! Но как этого добиться, многие затрудняются ответить. А проблема в том, что судьба маленького ребенка полностью зависит от родителей, во-первых, и людей, которые заняты его воспитанием.
Модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, включает следующие блоки:
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения: создание гигиенически полноценной среды обитания и комплектования медицинских и педагогических кадров для решения проблем по сохранению и укреплению здоровья и подготовки детей к школе.
Рациональная организация образовательного процесса.
Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы.
Просветительноско-воспитательная работа с детьми: организация работы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни.
Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.
Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
Эффективный метод сохранения и укрепления здоровья детей – витаминизация, профилактика нарушения осанки и плоскостопия.
Здоровьесберегающая среда включает несколько компонентов:
режим;
сбалансированное питание;
предметно-развивающее пространство группы, физкультурного зала и других спец. помещений.
Режим – это правильное распределение во времени и целесообразная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Режим – он экономичен, рентабелен, полезен для здоровья, воспитывает дисциплину и волю ребенка. Каждый человек должен иметь волю, так как безвольный человек уступает волевым людям. Он трудится для них или вместо них, не получая при этом удовлетворения, тем самым, лишается высших радостей, обрекая себя на радости второго, низшего сорта.
Сон – одна из составляющих режима. Во время быстрого роста и развития недосыпание крайне опасно. Все мы знаем, что во время сна мозговые клетки восполняют затраченную энергию. Недосыпание приводит к утомляемости, раздражительности, ухудшению памяти и т.д. Значит, ребенок должен спать свою норму. Взрослые ему должны в этом помочь.
Питание для детей должно быть сбалансированным, поэтому ребенок с пониженным или с повышенным аппетитом должен вызывать тревогу у взрослых.
Во время бодрствования у детей формируются умения, навыки, привычки, в том числе, и гигиенические навыки: правильная и длительная чистка зубов, полоскание рта после каждой еды, мытье, как минимум, до пояса – все это серьезное дело, которое надо выполнять аккуратно и ежедневно. Утренняя зарядка, водные процедуры, физическая культура увеличивают сопротивляемость организма.
Здоровьесберегающая и развивающая направленность среды обеспечивает эмоциональное благополучие и сохранение физическое здоровье дошкольников; максимальное развитие творческого потенциала, физических и интеллектуальных возможностей.
Важнейшей частью здоровьесберегающей технологии является экологическое пространство. В группе поддерживается комфортная температура. Комнатные растения наполняют воздух ароматами, фитонцидами, очищают его и создают психоэмоциональный комфорт.
Оформление группы важно, так как на здоровье ребенка влияет и то, что он видит. Теплая цветовая гамма создает жизнерадостную обстановку. С давних времен существует лечение цветом – хромотерапия.
Красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает физическую силу, работоспособность.
Оранжевый цвет – самый радостный, помогает преодолеть нервные срывы, повышает аппетит.
Желтый цвет создает радостное, веселое настроение, повышает умственные способности.
Зеленый цвет – цвет внутренней гармонии.
Голубой цвет – цвет альтруизма и покоя.
Фиолетовый цвет повышает творческую активность.
Пребывание в группе влияет на физическое здоровье. В ходе непосредственно организованной деятельности необходимо чередовать интеллектуальную и двигательную деятельность: использовать пластические, игровые приемы, физкультминутки, пальчиковые игры. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На кистях рук располагается множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Активизации движений способствует уборка детьми своего рабочего места. Выполняя задание, ребенок может стоять, сидеть за столом или на полу.
У детей бывает разное настроение, но педагог всегда создает положительный эмоциональный фон, этому способствует музыка, она задает настроение, является элементом релаксации, можно использовать аудиозаписи со звуками природы.
Необходимо создать в группе атмосферу психологического комфорта: уважительного отношение к личности ребенка, внимание к его мнению, выбору. Педагог хвалит детей за каждое достижение, поддерживает атмосферу толерантности к неудачам ребенка: пресекает возможность насмешек со стороны сверстников и поощряет восхищение работами товарищей.
Игровая деятельность помогает сохранить здоровье ребят: снять стресс, наладить общение. Хорошо снимает усталость юмор.
Взрослые с большим уважением относятся ко всему, что сделали дети. Ребята готовят подарки, выставки для родителей, участвуют в оформлении группы, участка и т.д.
Главным показателем положительного влияния на здоровье ребенка любой здоровьесберегающей технологии является интерес к организованной деятельности, желание действовать. Деятельность может стать источником продолжительного и стойкого здоровья, ощущение счастливой жизни или, наоборот, раннего и тяжелого заболевания, прозябание по принципу «день прожит – и ладно!»… А это формируется с детства, все зависит от того, как ребенка приучают к деятельности. В семье, где трудятся вместе, возникает дружная атмосфера – она рождает уважение к труду.
Жизнь показывает: счастье и здоровье чаще всего, добывают с раннего детства, и средство для этого радостного совпадения одно: правильное воспитание. Вот и получается, что воспитание, здоровье, счастье связаны между собой неразрывно.
Литература:
Гребенщук О. Среда здорового проживания. ж. «Обруч» № 2 2008.
Долецкий С.Я. Здоровье и счастье. ж. «Здоровье дошкольника» №3 2009.
Зюзгина Л.А., Сафрошкина Н.М. Режим – залог нормального развития ребенка-дошкольника. ж. «Воспитатель ДОУ» №7 2008.
Кальницкая Г.Я., Макарова И.Б. Здоровьесберегающие технологии в практике. ж. «Воспитатель ДОУ» № 4 2009.
Михайличенко Г.Г., Васильева Е.Ф. Способности и дарование на кончиках пальцев. ж. «Воспитатель ДОУ» №12 2009.
Морозова Т.В. Хромотерапия в здоровьесбережении дошкольников специализированных групп. ж. «Воспитатель ДОУ» №11 2008.