Пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике
Авторы: Морквян Ирина Вячеславовна, Хмиль Наталья Анатольевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 691 раз
Библиографическое описание:
Морквян, И. В. Пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике / И. В. Морквян, Н. А. Хмиль. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3084/ (дата обращения: 15.11.2024).
Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагогической наукой задачу организовать подготовку студентов таким образом, чтобы они были готовы осмысленно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Современный выпускник должен быть способным не только на репродуктивную деятельность, но и на принятие нестандартных решений, уметь критически относиться к быстро изменяющимся потокам информации. Для того чтобы осуществить такую подготовку нужно создать наиболее благоприятные условия для развития студента как всесторонне развитой личности. Это возможно, если в учебно-воспитательном процессе использовать потенциал как новых технических средств обучения, так и новых педагогических технологий, одной из которых есть технология личностно ориентированного обучения.
Главная цель современного преподавателя информатики, в соответствии с требованиями личностно ориентированной педагогики, – это постоянное обогащение студентов опытом творческой деятельности, формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждого студента [1-3]. В связи с этим мы предлагаем раскрыть возможные пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике на примерах изучения конкретных учебных тем.
Принцип максимального приближения учебного материала к реалиям жизни. Рассмотрим как реализуется этот принцип на примере изучения темы «Способы представления информации. Кодирование информации».
В ходе проведения занятия после актуализации опорных знаний, мы предлагаем студентам ответить на следующие вопросы: 1) Куда сохраняется информация, созданная при помощи компьютера?; 2) Как может быть сохранена информация, введенная с клавиатуры, если в компьютере есть только два состояния – включен и выключен; а при записи на диск, все сохраняется при помощи намагниченных или размагниченных участков.
В ходе обсуждения студенты должны прийти к выводу, что любую информацию можно представить при помощи системы кодирования. Так, например, при помощи букв и цифр кодируется и представляется в удобном виде текст; азбука Морзе используется для передачи сообщений с помощью телеграфа; ноты используются для хранения и передачи музыкальных произведений.
Именно поэтому и для записи информации на диск тоже должна использоваться какая-то система кодирования. В результате, приходим к рассмотрению таблиц кодов ASCII. Для осмысления процесса реализации этих таблиц в прикладных программах мы предлагаем выполнить студентам исследовательское задание.
Пример задания. «В текстовом процессоре Word: 1) любым известным способом вызвать диалоговое окно «Символ» и обратить внимание на коды знаков; 2) используя клавишу Alt и клавиши цифровой клавиатуры, ввести предложенные в таблице коды и расшифровать полученное послание (см. таблицу 1) (при правильном выполнении задания студенты должны получить следующее высказывание «Dorogu osilit iduchiy, a informatiku – mislyachiy!»); 3) представить это высказывание, используя коды кириллицы (русского алфавита)».
Таблица 1. Задание «Дешифровщик»
Код |
68 |
111 |
114 |
111 |
103 |
117 |
32 |
111 |
115 |
105 |
108 |
105 |
116 |
32 |
Символ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код |
105 |
100 |
117 |
99 |
104 |
105 |
121 |
44 |
32 |
97 |
32 |
Символ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код |
105 |
110 |
102 |
111 |
114 |
109 |
97 |
116 |
105 |
107 |
117 |
32 |
45 |
32 |
Символ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код |
109 |
105 |
115 |
108 |
121 |
97 |
99 |
107 |
105 |
121 |
33 |
Символ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В ходе выполнения задания студенты сталкиваются со следующей проблемой: при введении кодов букв кириллицы не всегда буквы отображаются в ожидаемом виде, то есть вместо буквы может появиться символ.
В результате выполнения этого задания обучающиеся узнают, что вся «Таблица кодов» разделена на 2 части. В первой части находятся знаки пунктуации, цифры, специальные знаки и буквы латинского (английского) алфавита (заглавные и прописные буквы). Эта часть таблиц всегда постоянна. Вторая часть таблицы кодов может содержать коды букв алфавитов разных языков или другие специальные символы.
Таким образом, студенты приходят к выводу, что все символы кодируются с помощью кодов, которые отображаются в таблице кодов ASCII. Которая, в свою очередь, разделяется на: 1) стандартную (международную) (от 0 до 127 – ASCII коды); 2) коды разных стран (от 128 до 255 кода).
Как правило, всем студентам очень нравится чувствовать себя исследователями и наглядно видеть, как числа превращаются в символы. Все это способствует более эффективному осознанию и усвоению изучаемого материала.
Принцип постоянной самооценки собственной учебной деятельности. Для успешной реализации этого принципа на занятиях по информатике мы используем интерактивные учебные программы. Например, при изучении темы «Алгоритмы. Базовые структуры алгоритмов» обучающимся предлагается учебная программа, с помощью которой они знакомятся с теоретическими сведениями темы, выполняют практические задания, направленные на формирование умений задавать условия в базовых структурах таким образом, чтобы достичь наибольшей эффективности выполнения полученного алгоритма. После успешного выполнения практических заданий студентам предлагается выполнить тест по изучаемой теме. Если в процессе тестирования ними были обнаружены пробелы в усвоении знаний, то они могут еще раз с помощью программы снова изучить теоретический материал, выполнить практические задания и снова пройти тестирование. Таким образом, использование интерактивных учебных программ в процессе изучения информатики позволяют формировать осознанное отношение к обучению, наблюдению динамики личного продвижения в усвоении учебного материала, своевременной коррекции собственной познавательной деятельности.
Принципы индивидуализации обучения, целостности учебно-воспитательного процесса и спиралевидного построения учебного материала. Для реализации этих принципов в процессе обучения информатике нами использовались исследовательский метод и метод проектов. Например, при изучении темы «Создание образовательных презентаций. Интерактивные презентации» мы предлагаем студентам на занятиях создать обучающую интерактивную презентацию.
В ходе занятия наша основная цель обратить внимание студентов на такие особенности конструирования учебных презентаций, как: необходимость структурирования материала; организации структуры с использованием гиперссылок; целесообразность использования анимационных эффектов; разделение терминов и их описания; разработки системы заданий для организации самопроверки.
Основное требование к созданию обучающих презентаций – тему нужно рассматривать с разных сторон. Так, например, раскрывая тему «Компьютерные сети» студентам нужно:
1) повторить материал, который ними был изучен ранее в школе: определения «компьютерные сети», «линии связи», «коммуникационное оборудование и программное обеспечение», «сервер», «рабочая станция», «протокол»; адресация в Internet; виды адресов, их особенности; службы Internet; назначение гипертекста.
2) рассмотреть материал, который изучался в ВУЗе, например: виды и типы компьютерных сетей; способы подключения компьютеров к сети; протоколы, которые используются в Internet; способы создания web-страниц; язык разметки гипертекста HTML.
Во время выполнения данного задания обучающиеся учатся работать в группах, тем самым приобретают навыки сотрудничества со своими ровесниками. Кроме этого, в процессе создания презентации студенты выполняют её с учётом своих познавательных способностей.
Таким образом, работа над созданием интерактивной обучающей презентации способствует развитию инициативности, умений видеть проблемы и принимать решения; находить и использовать информацию; логически мыслить; способствует формированию у обучающихся интеллектуальных, социальных и общекультурных знаний и умений; навыков сотрудничества; самостоятельного планирования, самообразования, коммуникабельности. Это позволяет формировать навыки работы с информацией, общения друг с другом, креативности мышления.
Заметим так же, что без системной проверки и контроля усвоения обучающимися знаний, умений и навыков нельзя правильно организовать учебный процесс и обеспечить его эффективность. Цель проверки и оценки знаний состоит не только в обеспечении контроля за уровнем усвоения учебного материала, но и в содействии активизации познавательной деятельности обучающихся. Реализация системности контроля может быть достигнута в результате использования методов, которые не требуют больших затрат учебного времени на проверку знаний и на развитие творчества студентов. Под развитием творчества имеется в виду формирование умения понимать сущность непонятного и находить причинно-следственные связи. Например, во время подведения итогов изучения темы «Программное обеспечение» можно использовать фронтальную технологию интерактивного обучения – метод «ПРЕСС». Он дает возможность студентам научиться формулировать и выражать личное мнение по дискуссионному вопросу, аргументировано и в сжатой форме, а также влиять на мнение собеседников. Этот метод основан на принципе алгоритмизации, то есть во время формулировки ответа необходимо придерживаться определенного алгоритма.
Пример использования метода «ПРЕСС». 1. Необходимо раздать карточки, на которых сформулирована последовательность изложения хода рассуждений в процессе ответа на поставленный вопрос, а именно: 1) выскажите своё мнение, начиная со слов: «Я считаю…»; 2) объясните причину появления этой мысли (... потому, что... ); 3) приведите примеры, дополнительные аргументы в поддержку вашей позиции (... например... ); 4) обобщите своё мнение (сделайте вывод), начиная словами: «Следовательно...», «Таким образом...», и тому подобное.
2. Объяснить механизм этапов метода «ПРЕСС» и привести пример: 1) я считаю, что одним из более важных примеров программного обеспечения компьютера являются антивирусные программы; 2) потому что вирусы наносят вред другому программному обеспечению, что приводит к выходу компьютера из строя; 3) например, работа вируса «I love you» или «Чернобыльский вирус» приводит к форматированию диска; 4) следовательно, на компьютере должно быть установлено несколько антивирусных программ, которые не только найдут вирус, но и обезвредят его.
Благодаря реализации принципа алгоритмизации почти все обучающиеся привлекаются к процессу обсуждения вопросов темы, а преподаватель имеет возможность увидеть уровень их понимания основных понятий и определить вопросы, на которые еще нужно обратить внимание.
Таким образом, все перечисленные пути практической реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике способствуют воспитанию творческой личности, способной самостоятельно мыслить, генерировать оригинальные идеи, принимать решение, которая умеет работать с информацией, общаться и нести ответственность за последствия собственных действий.
Литература:
Лукьянова М.І., Разіна Н.А., Абдулліна Т.М. та ін. Особистісно орієнтований урок: конструювання та діагностика. – Х.: Веста: Видавництво «Ранок», 2007. – 176 с.
Пометун О. І., Пироженко Л.В. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання. – Наук.-метод. посібн. – К.: Видавництво А. С. К., 2004. – 192 с.
Уракова Е.Д. Личностно – ориентированное обучение на уроках информатики / Елена Дмитриевна Уракова [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ст. : http://www.samarino.gvarono.ru/metod/informatika/
work/pulikacii/loo-inf.pdf.