Пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Морквян, И. В. Пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике / И. В. Морквян, Н. А. Хмиль. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3084/ (дата обращения: 19.12.2024).

Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагоги­ческой наукой задачу организовать подготовку студентов таким образом, чтобы они были готовы осмысленно использовать информационные технологии в своей профессиональ­ной деятельности. Современный выпускник должен быть способным не только на репро­дуктивную деятельность, но и на принятие нестандартных решений, уметь критически от­носиться к быстро изменяющимся потокам информации. Для того чтобы осуществить та­кую подготовку нужно создать наиболее благоприятные условия для развития студента как всесторонне развитой личности. Это возможно, если в учебно-воспитательном про­цессе использовать потенциал как новых технических средств обучения, так и новых пе­дагогических технологий, одной из которых есть технология личностно ориентированного обучения.

Главная цель современного преподавателя информатики, в соответствии с требова­ниями личностно ориентированной педагогики, – это постоянное обогащение студентов опытом творческой деятельности, формирование механизма самоорганизации и самореа­лизации личности каждого студента [1-3]. В связи с этим мы предлагаем раскрыть возможные пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике на примерах изучения конкретных учебных тем.

Принцип максимального приближения учебного материала к реалиям жизни. Рассмотрим как реализуется этот принцип на примере изучения темы «Способы представ­ления информации. Кодирование информации».

В ходе проведения занятия после актуализации опорных знаний, мы предлагаем студентам ответить на следующие вопросы: 1) Куда сохраняется информация, созданная при помощи компьютера?; 2) Как может быть сохранена информация, введенная с клавиа­туры, если в компьютере есть только два состояния – включен и выключен; а при записи на диск, все сохраняется при помощи намагниченных или размагниченных участков.

В ходе обсуждения студенты должны прийти к выводу, что любую информацию можно представить при помощи системы кодирования. Так, например, при помощи букв и цифр кодируется и представляется в удобном виде текст; азбука Морзе используется для передачи сообщений с помощью телеграфа; ноты используются для хранения и передачи музыкальных произведений.

Именно поэтому и для записи информации на диск тоже должна использоваться какая-то система кодирования. В результате, приходим к рассмотрению таблиц кодов ASCII. Для осмысления процесса реализации этих таблиц в прикладных программах мы предлагаем выполнить студентам исследовательское задание.

Пример задания. «В текстовом процессоре Word: 1) любым известным способом вызвать диалоговое окно «Символ» и обратить внимание на коды знаков; 2) используя клавишу Alt и клавиши цифровой клавиатуры, ввести предложенные в таблице коды и расшифровать полученное послание (см. таблицу 1) (при правильном выполнении задания студенты должны получить следующее высказывание «Dorogu osilit iduchiy, a informatikumislyachiy!»); 3) представить это высказывание, используя коды кириллицы (русского алфавита)».

Таблица 1. Задание «Дешифровщик»

Код

68

111

114

111

103

117

32

111

115

105

108

105

116

32

Символ
















Код

105

100

117

99

104

105

121

44

32

97

32

Символ













Код

105

110

102

111

114

109

97

116

105

107

117

32

45

32

Символ
















Код

109

105

115

108

121

97

99

107

105

121

33

Символ













В ходе выполнения задания студенты сталкиваются со следующей проблемой: при введении кодов букв кириллицы не всегда буквы отображаются в ожидаемом виде, то есть вместо буквы может появиться символ.

В результате выполнения этого задания обучающиеся узнают, что вся «Таблица кодов» разделена на 2 части. В первой части находятся знаки пунктуации, цифры, специальные знаки и буквы латинского (английского) алфавита (заглавные и прописные буквы). Эта часть таблиц всегда постоянна. Вторая часть таблицы кодов может содержать коды букв алфавитов разных языков или другие специальные символы.

Таким образом, студенты приходят к выводу, что все символы кодируются с по­мощью кодов, которые отображаются в таблице кодов ASCII. Которая, в свою очередь, разделяется на: 1) стандартную (международную) (от 0 до 127 – ASCII коды); 2) коды раз­ных стран (от 128 до 255 кода).

Как правило, всем студентам очень нравится чувствовать себя исследователями и наглядно видеть, как числа превращаются в символы. Все это способствует более эффек­тивному осознанию и усвоению изучаемого материала.

Принцип постоянной самооценки собственной учебной деятельности. Для ус­пешной реализации этого принципа на занятиях по информатике мы используем интерак­тивные учебные программы. Например, при изучении темы «Алгоритмы. Базовые струк­туры алгоритмов» обучающимся предлагается учебная программа, с помощью которой они знакомятся с теоретическими сведениями темы, выполняют практические задания, направленные на формирование умений задавать условия в базовых структурах таким об­разом, чтобы достичь наибольшей эффективности выполнения полученного алгоритма. После успешного выполнения практических заданий студентам предлагается выполнить тест по изучаемой теме. Если в процессе тестирования ними были обнаружены пробелы в усвоении знаний, то они могут еще раз с помощью программы снова изучить теоретический материал, выполнить практические задания и снова пройти тестирование. Таким образом, использование интерактивных учебных программ в процессе изучения информатики позволяют формировать осознанное отношение к обучению, наблюдению динамики личного продвижения в усвоении учебного материала, своевременной коррек­ции собственной познавательной деятельности.

Принципы индивидуализации обучения, целостности учебно-воспитательного процесса и спиралевидного построения учебного материала. Для реализации этих принципов в процессе обучения информатике нами использовались исследовательский метод и метод проектов. Например, при изучении темы «Создание образовательных пре­зентаций. Интерактивные презентации» мы предлагаем студентам на занятиях создать обучающую интерактивную презентацию.

В ходе занятия наша основная цель обратить внимание студентов на такие особен­ности конструирования учебных презентаций, как: необходимость структурирования ма­териала; организации структуры с использованием гиперссылок; целесообразность ис­пользования анимационных эффектов; разделение терминов и их описания; разработки системы заданий для организации самопроверки.

Основное требование к созданию обучающих презентаций – тему нужно рассмат­ривать с разных сторон. Так, например, раскрывая тему «Компьютерные сети» студентам нужно:

1) повторить материал, который ними был изучен ранее в школе: определения «компьютерные сети», «линии связи», «коммуникационное оборудование и программное обеспечение», «сервер», «рабочая станция», «протокол»; адресация в Internet; виды адре­сов, их особенности; службы Internet; назначение гипертекста.

2) рассмотреть материал, который изучался в ВУЗе, например: виды и типы ком­пьютерных сетей; способы подключения компьютеров к сети; протоколы, которые ис­пользуются в Internet; способы создания web-страниц; язык разметки гипертекста HTML.

Во время выполнения данного задания обучающиеся учатся работать в группах, тем самым приобретают навыки сотрудничества со своими ровесниками. Кроме этого, в процессе создания презентации студенты выполняют её с учётом своих познавательных способностей.

Таким образом, работа над созданием интерактивной обучающей презентации спо­собствует развитию инициативности, умений видеть проблемы и принимать решения; на­ходить и использовать информацию; логически мыслить; способствует формированию у обучающихся интеллектуальных, социальных и общекультурных знаний и умений; навы­ков сотрудничества; самостоятельного планирования, самообразования, коммуникабель­ности. Это позволяет формировать навыки работы с информацией, общения друг с дру­гом, креативности мышления.

Заметим так же, что без системной проверки и контроля усвоения обучающимися знаний, умений и навыков нельзя правильно организовать учебный процесс и обеспечить его эффективность. Цель проверки и оценки знаний состоит не только в обеспечении кон­троля за уровнем усвоения учебного материала, но и в содействии активизации познава­тельной деятельности обучающихся. Реализация системности контроля может быть дос­тигнута в результате использования методов, которые не требуют больших затрат учеб­ного времени на проверку знаний и на развитие творчества студентов. Под развитием творчества имеется в виду формирование умения понимать сущность непонятного и нахо­дить причинно-следственные связи. Например, во время подведения итогов изучения темы «Программное обеспечение» можно использовать фронтальную технологию инте­рактивного обучения – метод «ПРЕСС». Он дает возможность студентам научиться фор­мулировать и выражать личное мнение по дискуссионному вопросу, аргументировано и в сжатой форме, а также влиять на мнение собеседников. Этот метод основан на принципе алгоритмизации, то есть во время формулировки ответа необходимо придерживаться оп­ределенного алгоритма.

Пример использования метода «ПРЕСС». 1. Необходимо раздать карточки, на ко­торых сформулирована последовательность изложения хода рассуждений в процессе от­вета на поставленный вопрос, а именно: 1) выскажите своё мнение, начиная со слов: «Я считаю…»; 2) объясните причину появления этой мысли (... потому, что... ); 3) приведите примеры, дополнительные аргументы в поддержку вашей позиции (... например... ); 4) обобщите своё мнение (сделайте вывод), начиная словами: «Следовательно...», «Таким образом...», и тому подобное.

2. Объяснить механизм этапов метода «ПРЕСС» и привести пример: 1) я считаю, что одним из более важных примеров программного обеспечения компьютера являются антивирусные программы; 2) потому что вирусы наносят вред другому программному обеспечению, что приводит к выходу компьютера из строя; 3) например, работа вируса «I love you» или «Чернобыльский вирус» приводит к форматированию диска; 4) следовательно, на компьютере должно быть установлено несколько антивирусных про­грамм, которые не только найдут вирус, но и обезвредят его.

Благодаря реализации принципа алгоритмизации почти все обучающиеся привле­каются к процессу обсуждения вопросов темы, а преподаватель имеет возможность уви­деть уровень их понимания основных понятий и определить вопросы, на которые еще нужно обратить внимание.

Таким образом, все перечисленные пути практической реализации принципов лич­ностно ориентированного обучения на занятиях по информатике способствуют воспита­нию творческой личности, способной самостоятельно мыслить, генерировать оригиналь­ные идеи, принимать решение, которая умеет работать с информацией, общаться и нести ответственность за последствия собственных действий.


Литература:

  1. Лукьянова М.І., Разіна Н.А., Абдулліна Т.М. та ін. Особистісно орієнтований урок: конструювання та діагностика. – Х.: Веста: Видавництво «Ранок», 2007. – 176 с.

  2. Пометун О. І., Пироженко Л.В. Сучасний урок. Інтерактивні технології нав­чання. – Наук.-метод. посібн. – К.: Видавництво А. С. К., 2004. – 192 с.

  3. Уракова Е.Д. Личностно – ориентированное обучение на уроках информатики / Елена Дмитриевна Уракова [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ст. : http://www.samarino.gvarono.ru/metod/informatika/

  4. work/pulikacii/loo-inf.pdf.

Основные термины (генерируются автоматически): ASCII, студент, учебный материал, ориентированное обучение, программное обеспечение, символ, HTML, навык сотрудничества, таблица кодов, учебно-воспитательный процесс.

Похожие статьи

Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании

Методы реализации компетентностного подхода в обучении

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Развитие операционного мышления на уроках информатики

Современные подходы по формированию информационной компетентности учащихся на уроках математики

Формирование умения целеполагания на уроках математики

Формирование пространственного мышления на уроках математики и информатики

Применение технологии развития критического мышления в воспитательной работе

Роль правил проектирования и планирования технологии обучения на лекционных занятиях при подготовке будущих профессиональных учителей

Похожие статьи

Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании

Методы реализации компетентностного подхода в обучении

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Развитие операционного мышления на уроках информатики

Современные подходы по формированию информационной компетентности учащихся на уроках математики

Формирование умения целеполагания на уроках математики

Формирование пространственного мышления на уроках математики и информатики

Применение технологии развития критического мышления в воспитательной работе

Роль правил проектирования и планирования технологии обучения на лекционных занятиях при подготовке будущих профессиональных учителей