Педагогические методы в обучении студентов-менеджеров
Автор: Валиуллина Чулпан Фаиловна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 139 раз
Библиографическое описание:
Валиуллина, Ч. Ф. Педагогические методы в обучении студентов-менеджеров / Ч. Ф. Валиуллина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3088/ (дата обращения: 20.12.2024).
Происходящие в современном обществе коренные экономические, социальные, психологические изменения диктуют социальный заказ на специалиста высшего звена в области менеджмента, соответствующего требованиям общества. Поэтому при проектировании процесса обучения студентов-менеджеров необходимо учитывать цели, интересы и потребности в учебной и профессиональной деятельности самих студентов.
Любой процесс обучения необходимо строить на основе следующих концептуальных положений: системности и последовательности, преемственности, личностно-ориентированного подхода, ориентации на непрерывное самосовершенствование обучаемого.
Принцип системности и последовательности – наиболее надежная методологическая основа в совершенствовании педагогической теории и практики. Он позволяет проанализировать, исследовать и развивать дисциплину как целостную, единую дидактическую систему со всеми присущими ей функциональными и структурными компонентами. Системность является одной из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов. Система должна быть целостной, структурной, иерархической, взаимозависимой со средой. Большое внимание системному подходу в педагогике уделяли В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, Ф.Ф.Королев, К.Д.Ушинский. По мнению К. Д. Ушинского, «только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями» [2, с. 123].
Системность и последовательность обучения требуют глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала, работы с научной, справочной, нормативной литературой.
Знания усваиваются студентом полноценно только в системе, в контексте с другими знаниями. Поэтому при объяснении нового материала по дисциплине подчеркивается связь теории с практикой с учетом межпредметных связей.
Преемственность как дидактический принцип перекликается с принципом последовательности в обучении. Как известно, преемственность – это связь настоящего с прошлым и будущим. Она включает в себя целую совокупность понятий и в педагогике служит основанием для теоретического построения процесса усвоения новых понятий и способов действия в определенной логической последовательности. Систематичность и последовательность обучения требуют глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала, работы с научной, справочной, нормативной литературой.
Так как процесс обучения является механизмом осуществления преемственности поколений в социальной и культурной областях, то успешно он может протекать лишь при соблюдении преемственности между ее отдельными этапами и составными частями. В процессе формирования личности должно во взаимодействии работать три педагогических измерения: прошлое, настоящее и будущее. Сущность преемственности заключается в совершенствовании настоящего и в проектировании будущего с опорой на прошлое. Основными особенностями преемственности в обучении являются: многоаспектность, разнохарактерность, многокомпонентность, многофакторность.
В процессе обучения устанавливаются преемственные межпредметные связи и координируются педагогические воздействия на обучаемых. Соблюдается единство требований и согласованность определений, обозначений и научных понятий. Преемственность в процессе обучения студентов-менеджеров подразумевает тесную взаимосвязь теоретического материала с содержанием практических занятий, внеучебной работой студентов и ранее изученными дисциплинами.
Разнохарактерность преемственности в условиях различных учебных заведений обуславливает необходимость разработки преемственности между различными звеньями системы образования: средняя школа – высшее учебное заведение – производство.
Многофакторность заключается в характере предшествующей подготовки, вида законченного ранее учебного заведения, опыта трудовой и профессиональной деятельности, психологических и возрастных особенностей [1, с. 152].
Принцип преемственности диктует соблюдение требований при обучении специальности «менеджер», планирование содержания обучения, исходя из овладения предшествующим опытом с ориентацией на будущее; выделение главных направлений образовательного процесса, обеспечивающего гармоничное развитие личности в системе непрерывного использования и развития усвоенных понятий в процессе учебной и производственной деятельности.
В рамках личностно-ориентированной педагогики важным представляется знание об обучаемом, знание о том, сколько учебного материала он может воспринять и усвоить без ущерба для здоровья. Известно, что построение образовательного процесса на основании интересов, потребностей, способностей и возможностей обучаемых является более эффективным, чем навязывание взрослыми им установок и положений.
В результате использования личностно-ориентированного подхода происходит не функциональная подготовка к заданным социальным ролям, а свободный выбор собственных воззрений личности – усвоение знаний в рамках собственного личностного смысла, трансформация предметного содержания в диалогическую форму.
Принципиальные положения по проблеме личностно-ориентированного обучения сформулированы в работах И. С. Якиманской. Личностно-ориентированная система обучения требует движения от обучения как нормального процесса (жестко регламентированного) к учению как индивидуальной деятельности обучаемого, ее коррекции и педагогической поддержке. «Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познаний совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность» [3, с. 56].
Проектирование личностно-ориентированного обучения предполагает: признание обучаемого основным субъектом процесса обучения и развитие его индивидуальных способностей. Личность студента, его неповторимая индивидуальность составляют приоритетную ценность, от которой проектируются остальные звенья образовательного процесса.
Личностная ориентация обучения требует преодоления педагогических стереотипов заданности целей обучения извне, то есть преподавателем, который ориентируется на социальную значимость модели личности, детерминированную лишь социальным заказом. Не отказываясь от этого принципа при определении целей обучения, личностно-ориентированный подход обеспечивает свободное творческое саморазвитие личности с ориентацией нас самоценность ее представлений и мотивов. При соблюдении такой педагогической стратегии личность изучается глубоко и всесторонне, учитывается динамика изменений в различных ее сферах (мотивационно-потребностной, интеллектуальной и т.д.), в том числе при изучении предмета, раздела, темы.
Личностно-ориентированное общение реализуется посредством деятельности, предполагающей сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса. Процесс учения рассматривается как нормальное саморазвитие личности и одновременно – его результат. Происходит смещение традиционных педагогических ценностей в сторону процесса диалога, общения и самовыражения.
Современное производство постоянно развивается, и знания, полученные студентом, постепенно устаревают. В связи с этим перед преподавателями стоит проблема формирования у обучаемых желания учиться самостоятельно. Для этого необходимо формировать и развивать у студентов-менеджеров в процессе познавательной деятельности такие профессиональные и личностные качества, как подход к решению задач с профессиональной точки зрения, ответственность, трудолюбие, стремление к достижению цели, гибкость мышления, любознательность, внимательность, наблюдательность. Кроме того, успешной профессиональной деятельности современного специалиста в области управления способствуют самоконтроль, рефлексия, самовоспитание, самоопределение и этическая грамотность.
В последние годы вопросам подготовки квалифицированных специалистов уделяется особое внимание. Это не случайно, поскольку вопрос о квалифицированности – это, по сути, вопрос о качестве подготовки. В учебной деятельности будущих менеджеров отсутствуют творческий подход, самостоятельная постановка учебных целей. Студенты пытаются в короткий период сессии механически заучить огромный объем учебного материала и быстрее сдать его. Позже, в соответствии с закономерностями человеческой памяти, этот быстро заученный материал также быстро забывается. К сожалению, такую ситуацию можно наблюдать во многих учебных заведениях, что не может не отразиться на интеллектуальном и личностном развитии учащихся и, как следствие, квалификации будущих специалистов.
Таким образом, исследование преимуществ личностно-ориентированного подхода к формированию этической культуры будущего менеджера позволило выявить этапы такой деятельности:
I этап – усвоение теоретических знаний. Это образовательный процесс в современном высшем учебном заведении, обладающем определенным нравственным (этическим) потенциалом. Учебный процесс организуется с учетом требований дидактики и педагогических парадигм, среди которых индивидуально-личностный подход к организации обучения будет способствовать усилению интериоризации теоретических знаний;
II этап – рефлексивного усвоения этических установок, что формирует этическое самосознание личности. Каждая личность сугубо индивидуально, зачастую субъективно, воспринимает этические ценности. Это зависит от индивидуального жизненного опыта, жизненных целей, предпочтений и воздействия, значимых для личности конкретных лиц (авторитетов);
на III этапе проявляется совокупность этических знаний и установок в поведении человека, что в конечном проявлении характеризует этическое поведение личности.
Литература:
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. ─ М.: Политиздат, 1975. ─ 304 с.
Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. – М.: Наука, 1952.
Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 235 с.