Прогрессивное развитие Российского образования, положительные и отрицательные изменения
Автор: Курина Татьяна Евгеньевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 1538 раз
Библиографическое описание:
Курина, Т. Е. Прогрессивное развитие Российского образования, положительные и отрицательные изменения / Т. Е. Курина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3091/ (дата обращения: 19.12.2024).
Статья посвящена изменениям и проблемам Российского образования. Рассматривается положительное и отрицательное влияние реформ и экспериментов на воспитательный и образовательный процесс. Дается оценка и анализ причин низкого уровня личностных качеств у учащихся и студентов, а также показана зависимость процесса обучения от рыночных отношений.
The article is devoted to changes and problems of Russian education. We consider the positive and negative effects of reforms and experiments in educational and learning experience. The estimation and analysis of the reasons for the low level of personal qualities of pupils and students, as well as the dependence of the learning process of market relations.
Ключевые слова: система образования, целенаправленная деятельность, образовательный процесс, уровень личностной культуры, воспитательная работа, дистанционное образование.
Key words: education, goal-directed activity, the educational process, the level of personal culture, mentoring, distance learning.
Несмотря на все изменения, характерные для современного вузовского образовательного процесса, основной целью обучения в педагогических вузах по-прежнему остается подготовка творчески мыслящих и гармонично развитых специалистов, обладающих хорошими профессиональными знаниями и высокими гражданскими качествами.
Однако представляется, что в современных условиях достижение этой цели становится все более затруднительным по мере осуществления реформ.
В педагогические вузы приходят вчерашние школьники, для которых характерны изменения ценностей, целей, идеалов, нравственных и моральных норм. Исследования социологов показали, что у современной молодежи, даже с достаточно высоким интеллектуальным уровнем прослеживается низкий уровень личностной культуры общения и нахождения в обществе.
Представляется, что начало этим изменениям было положено с началом «перестройки» в учебных заведениях, когда, начинаясь в детских садах и продолжаясь в средних общеобразовательных школах, наблюдалось резкое снижение воспитательной работы. В образовательных учреждениях произошло разрушение существовавшей долгие годы идеологической основы воспитательной системы, которое выразилось в отказе от принимаемой советским обществом системы ценностей без ясного представления и определения новых ценностных ориентиров, свержение прежних идеалов без создания новых. Все это привело к тому, что воспитание, как целенаправленная деятельность, в школах практически прекратилось. Корни этой проблемы уходят в начало 90-х годов, когда декларируемый Министерством просвещения курс без воспитания привел к тому, что школы быстро растеряли свой воспитательный потенциал и сосредоточили свои усилия на развитии познавательных способностей учащихся. Однако, несмотря на проводимые реформы, решение этой задачи тоже оказалось проблематичным. Доказательством этому могут служить слова доктора педагогических наук, профессора О.Е.Лебедева о наблюдающемся расхождении между целевыми ориентирами школы, которые декларируются в новом Законе об образовании, и потребностями учащихся, что ведет к увеличению доли тех, кому учиться в школе неинтересно, кто учится по необходимости. За последние десять лет доля таких учащихся возросла более чем в четыре раза. Сегодня возникает реальная угроза отчуждения значительной части учащихся от школы, а школы от своих учеников, от их проблем [1]. Отметим, что многие из этих учеников приходят учиться в вузы.
К сказанному можно добавить, фактически закрепляемую новым Законом об образовании, зависимость процесса обучения от рыночных отношений, рассмотрение детского сада и школы как предприятия сферы услуг, оптимизацию финансирования образовательных учреждений. Сегодня мы уже имеем в детских садах увеличение количества детей на один квадратный метр, соответственно, увеличение числа детей в группах при прежнем количестве воспитателей на группу. Преследуя цель ликвидации очередей в дошкольные учреждения, чиновники не заботятся о безопасности, комфортности пребывания детей в детских садах и сохранении их физического, психического и нравственного здоровья. Возникает вопрос: насколько здоровыми будут последующие поколения студентов? Введение в школах «подушевого» финансирования, оплаты труда педагогов по качеству успеваемости учеников сопровождается возникновением озабоченности, не приведет ли это к появлению так называемых «мертвых душ» в школьном контингенте, к тотальным «четверкам» и «пятеркам» у всех учеников, в то время как действительное качество школьного образования по-прежнему будет соответствовать «образовательному минимуму». Насколько будет адекватной самооценка будущих студентов, привыкших в школах к хорошим оценкам?
Мы семимильными шагами «догоняем» западное отношение к преподаванию в целом. Европейский стиль образования - это провел урок или лекцию и свободен. Как Советское, и частично, Российское образование пока что отличается от Западного? Советский учитель и преподаватель, в силу нашего менталитета, берясь преподавать, сопереживает и, пока что интересуется, чем же ученик или студент живет вне стен школы или ВУЗа, чувствует ответственность за судьбы учеников и студентов. Почему пока? Да потому, что, уже есть молодые (да и не молодые тоже) специалисты как в школе, так и в ВУЗе, которые считают, что они «не няньки», чтобы звонить домой и узнавать, почему ученика или студента нет уже две недели, или провести воспитательную беседу по поводу пропусков занятий или поведения. На Руси учитель, педагог, всегда «почитался», т.е. его уважали, прислушивались к его советам, оставались после лекций или уроков, могли во внеурочное время зайти за советом, это было естественно.
Но сегодня педагогам просто некогда заниматься воспитанием и развитием своих учащихся. Все знают о триединой задаче (образовательная, воспитательная, развивающая), но не все о ней помнят - главной целью школьного обучения становится «натаскивание» к ЕГЭ, в то время как в новом Законе об образовании провозглашается принцип свободного развития личности. В связи с этим возникает вопрос: почему ЕГЭ остается единственной формой проведения итоговой государственной аттестации, и в новом Законе об образовании не предусматриваются её альтернативные формы? В стремлении продемонстрировать хорошие результаты ЕГЭ, школы выпускают молодых людей, (которые в нынешней демографической ситуации, практически все при желании становятся студентами вузов), не готовых к жизни в обществе, которые тяжело адаптируются, конфликтуют со сверстниками, что отражается на адаптации первокурсников в вузе и усвоении учебной программы.
Из положительных изменений, ведущих к прогрессивному развитию образования и отмеченных в новом Законе об образовании, можно отнести лишь вариативность форм получения образования, и в первую очередь, развитие дистанционного образования (особенно для студентов с ограниченными возможностями), которое позволяет решить одну из задач сохранения эмоционального, психического и нравственного здоровья обучаемых. Представляется, что внедрение дистанционного образования окажет положительное влияние на организацию обучения студентов в вузах и облегчит в какой-то мере задачу педагогов вуза, связанную с созданием условий для адаптации студентов.
Таким образом, преподавателям вузов необходимо знать и исследовать социально-психологические особенности первокурсников, определять их психологическое состояние в вузовском сообществе, оказывать студентам поддержку в выборе жизненных приоритетов и овладении ими коммуникативными умениями.
Пока автор статьи пытался убедить аудиторию, что еще не все потеряно, и педагогов, которые любят и знают свою профессию, больше, чем случайных людей в этой отрасли, наш министр образования не просто обидел, а унизил преподавателей ВУЗов, назвав всех, кто получает меньше 30 тысяч рублей в месяц «педагогами невысокого уровня». Особенно это касается всех, кому не посчастливилось жить и работать в Москве и в «Новой Москве». Так можно уже смело закрывать большинство региональных ВУЗов, они не смогут платить преподавателям даже по 30 тысяч.
Но скоро должен появиться очередной новый документ «Федеральная программа реорганизации высших учебных заведений» предполагается, к маю 2013 года. Но, процесс обсуждения и согласования может затянуться, или наоборот, принят очень быстро, но неизвестно, что получится на выходе.
Но можно предположить: сначала сократим бюджетные места (это первое предложение министра), закрыв дорогу малоимущим, затем сократим преподавателей (это следующее предложение), которые работали по призванию. Что же дальше?
Литература.
1. Лебедев О.Е.. Результаты школьного образования в 2020 году [Текст] / Лебедев О.Е // Вопросы образования. - 2009.- №1.
2. Проект Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (на 1 декабря 2010 года) [Электронный ресурс]: сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/