Профилактика злоупотребления ПАВ и организация здорового досуга подростков группы риска | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Немчанина, Е. С. Профилактика злоупотребления ПАВ и организация здорового досуга подростков группы риска / Е. С. Немчанина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3121/ (дата обращения: 16.11.2024).

Цивилизованное общество борется с проблемой употребления психоактивных веществ несовершеннолетними не один десяток лет с разной долей результативности. Разработка и апробация различных проектов и программ профилактики данного явления становится всё более актуальным научным направлением для системы образования.

Злоупотребление несовершеннолетними алкогольными, токсическими веществами, особенно совершённых повторно или в группах, является в настоящее время одной из острейших проблем и нашего города.


Так называлась одна из секций краевой научно-практической конференции, которая проходила в городе Лысьва 21.10.2011 года в «Центре психолого-медико-педагогического сопровождения» (ППМС – центр). Научно-практическая конференция «Эффективные подходы в организации профилактической коррекционной работ с детьми ГР и СОП в современном образовательном пространстве» проводилась при поддержке Министерства образования Пермского края. Основная цель конференции – выявление и диссеминация продуктивного опыта профилактической и коррекционной работы с детьми «группы риска» и социально-опасного положения. Всего в конференции принимали участие педагоги из 24 регионов Пермского края.

От города Кизела принимало участие 8 педагогов. Из них трое выступили со своими докладами. Педагог-психолог МБОУ ООШ №12 первой квалификационной категории Горшковская Ирина Ивановна выступила с вопросом: «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей и подростков.

Социальный педагог высшей категории Немчанина Екатерина Сергеевна и педагог-психолог высшей категории Щулькина Светлана Николаевна раскрыли вопрос: «Система работы социального педагога и педагога-психолога по профилактике употребления психоактивных веществ в МС(К)БОУ «Школа-интернат VIII вида». Педагоги рассказали о том, как в школе создавалась модель работы по ранней профилактике употребления ПАВ с детьми, родителями и педагогами в условиях коррекционного образовательного учреждения.

Как им удалось добиться положительных результатов в работе, они рассказали и нам. Специалистами школы за последние несколько лет проведён анализ контингента обучающихся употребляющих ПАВ. В 2007-2008 учебному году на внутришкольном учёте состоит 6 учащихся, в 2008-2009 - 6 учащихся, в 2009-2010 – 8 учащихся. Всё это учащиеся 5-9 классов, и все воспитываются в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Проведя анализ причин употребления ПАВ несовершеннолетними, педагоги выявили, что основными причинами употребления ПАВ являются:

  1. слабый контроль родителей за поведением детей вне дома,

  2. устойчивое антиобщественное поведение,

  3. отрицательное влияние друга,

  4. уверенность в безнаказанности,

  5. психологические особенности личности.

Результаты этих исследований говорят том, что в последние годы в школе идёт резкое увеличение количества учащихся, употребляющих ПАВ.

Работая по данной модели, педагоги выделили основные направления – это работа с учащимися школы, с педагогами и родителями.

Для учащихся школы были разработаны и реализованы программы:

  1. Программа ранней профилактики социально-обусловленных заболеваний для детей младшего школьного возраста.

  2. Программа по формированию социальных навыков.

  3. Программа по развитию эмоционально-волевой сферы у учащихся начальных классов МС(К)ОУ.

  4. Программа по профилактике и коррекции дезадаптации у пятиклассников.

  5. Программа «Компьютер как средство развития высших психических функций, личностного роста и резервных способностей у учащихся с нарушением интеллекта.

  6. Программа «Здоровая школа».

  7. Программа «Воспитание законопослушного гражданина».

  8. Программа ранней профилактики химической зависимости для подростков.

Для педагогов была создана и реализована программа по методической подготовке.

Для родителей проводились занятия по разработанным программам психолого-педагогического просвещения родителей, по программе «Здоровая школа» и по программе «Обучение жизненно-важным навыкам».

Проанализировав количественный состав учащихся школы за последние три года, после завершения работы по проекту видно, что идёт снижение количества учащихся, употребляющих ПАВ. В 2008-2009 учебному году на внутришкольном учёте состоит 8 учащихся, в 2009-2010 - 4 учащихся, в 2011-2012 – 0 учащихся.

Однако, разработка и реализация модели работы по ранней профилактике употребления ПАВ с детьми, родителями и педагогами в условиях образовательного коррекционного учреждения привела к снижению числа учащихся употребляющих не только ПАВ, но и совершивших правонарушения, преступления и ООД.

На сегодняшний день в школе ведётся работа по информационно-профилактической программе «Сталкер». Проведение комплексной работы по программе позволяет сформировать у детей полное представление о проблеме потребления ПАВ, выработать установку на неприятие употребления наркотиков, сформировать навыки поддержания благоприятного психоэмоционального состояния, выработать оптимальные поведенческие стратегии в различных ситуациях.


Основные термины (генерируются автоматически): программа, учащийся, педагог, VIII, Здоровая школа, Пермский край, ранняя профилактика, ранняя профилактика употребления ПАВ, ребенок, социальный педагог.

Похожие статьи

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий

Профилактика заболеваний зубов у младших школьников

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий

Профилактика заболеваний зубов у младших школьников

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ