Теоретико-методологические подходы к изучению деятельности земских учреждений России в области школьного образования в 1864-1918 годах
Автор: Пазгалова Екатерина Сергеевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 270 раз
Библиографическое описание:
Пазгалова, Е. С. Теоретико-методологические подходы к изучению деятельности земских учреждений России в области школьного образования в 1864-1918 годах / Е. С. Пазгалова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3125/ (дата обращения: 19.12.2024).
Своеобразие и особенности труда в сфере образования накладывают свой отпечаток на учреждения и социальные институты, подверженные данным влияниям, как в современном обществе, так и в других исторических реалиях. Поэтому деятельность земских учреждений в области школьного образования рассматривается нами в рамках сразу нескольких подходов: культурологического, герменевтического и системного.
На рубеже 60-х годов ХIХ века в России наблюдался резкий общественный подъем на фоне глубокого кризиса, в котором именно земские учреждения стали социальным институтом, активно поддерживающим и осуществляющим нововведения в культурной жизни общества. Этот социальный класс людей – врачей, учителей, агрономов, земских деятелей - сделал акцент на самом главном вопросе – повышение общего образовательного и культурного уровня населения через развитие сети общеобразовательных учреждений: школ, училищ, техникумов, гимназий. При этом большое значение имеет тот факт, что народное образование в России было построено на основе историко-культурных традиций народа, учитывало ее своеобразие и специфику. Именно с этой целью преподавание в земских школах стало вестись на русском языке, а не на церковнославянском, с целью облегчить детям понимание и связать получаемые ими знания с жизнью.
Земскими деятелями неоднократно предпринимались попытки сблизить школу с жизнью, обеспечить возможность народу самому обучать своих детей, сохранить преемственность в обучении и воспитании. Но, политика, проводимая властными структурами не дала возможности для реализации данных идей, консервативные взгляды правительства кардинально расходись с воззрениями земств, поэтому у последних не было шансов быть услышанными. Культурологический подход – это совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной жизни через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы [3, с.65]. Обращение к данному подходу продиктовано важностью изучения личности представителей земских учреждений через их деятельность в области школьного образования, позволяющие рассматривать их как носителей определенных традиций, морали, образовательного ценза, свойственного для представителей земства второй половины ХIХ – начала ХХ веков.
Возможности деятельности представителей земств в данной сфере позволяют оценивать их общий культурный уровень, приоритеты, существующие в начальном и среднем образовании, подаваемые ходатайства и жалобы в Сенат, особенности взаимодействия с сельскими обществами, епархией и правительством, происходящая ломка сословных стереотипов и многие другие факторы. Культурологический подход позволяет с учетом исторических реалий рассмотреть общий культурный уровень земских деятелей и изучить влияние, оказываемое на развитие школьного образования земскими учреждениями в изучаемый период. Большое значение в историко-педагогических исследованиях занимает изучение исторических текстов, раритетных источников, архивных материалов. Работа с ними предполагает использование герменевтического подхода.
В основе герменевтического подхода лежит философская герменевтика – философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений [2, с.43]. Х.-Г. Гадамер трактует понимание и истолкование как мыслительную деятельность исторического субъекта, обусловленную его личным духовным и жизненным опытом, исторической эпохой и культурой [4, с. 150]. В переписке земских учреждений Вологодской губернии с другими должностными структурами исследователь находит отражение культурных традиций, исторических реалий, отпечаток духовно-нравственной составляющей, свойственной для людей, живущих в данную эпоху. Идеал исторического понимания для Х.-Г. Гадамера заключается не в том, чтобы познать как вообще развиваются люди, народы, государства, а в том, чтобы понять каковы этот человек, этот народ, это государство, каково было их становление [1, с.10]. На примере изучения деятельности земств Вологодской губернии становиться возможным интерпретация и понимание исторических условий их работы, непростых взаимоотношений с властными институтами и ценность их вклада в развитие школьного образования.
Ф. Шлейермахер утверждал, что текст, будучи реализацией творческого акта, принадлежит душевной жизни автора. Таким образом, понимание текста сопряжено с погружением в душу автора [4, с. 151]. В переложении применительно к деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования, механизм познания исследователем себя через изучение источников, по нашему мнению, представляется рефлексией исследователя по отношению к собранному материалу с акцентом на понимание социокультурных реалий эпохи деятельности земских учреждений и соотнесения их с современной жизнью. Интерес представляет значимость и ценность всего собранного материала, который позволяет обогатить краеведческий фонд области новыми историческими данными, применить информацию для изучения истории Вологодской губернии, раскрыть ранее неизвестные факты деятельности уездных и губернских земств в области народного просвещения. В связи с этим работа исследователя предстает как субъективная оценка деятельности земств Вологодской губернии по школьному образованию, представляющая собой сжатое описание важных количественных и качественных характеристик достижений и неудач земства в изучаемом направлении.
Обобщить все собранные данные и представить их в виде системы позволяет системный подход. Общая структура системы деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования, по нашему мнению выглядит следующим образом:
Системообразующим фактором является цель деятельности земских учреждений в сфере народного образования – создание и развитие крупномасштабной сети начальных школ и училищ, финансирование и поддержка развития средних учебных заведений (гимназий и реальных училищ), активность в области создания и развития профессиональных школ и училищ.
Структура системы деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования состоит из следующих компонентов:
Направления деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования:
финансовая, хозяйственная и организационная деятельность уездных земств по развитию начального школьного образования;
работа губернских и уездных земств по введению всеобщего начального обучения;
деятельность губернских земств по финансированию среднего образования;
деятельность губернских земств по подготовке педагогического персонала;
образование волостных земств.
Формы работы земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования заключались в осуществлении уездными земствами деятельности по строительству школ, содержании школ и училищ, ремонту школ, созданию школьной сети по уезду, проектированию школ, расчету средств, необходимых на содержание школ, намеченных по школьной сети, утверждению планов школьной сети в Министерстве народного просвещения, содержанию стипендиатов земства, поддержке обществ вспомоществования беднейшим ученикам и учителям, финансированию учителей, желающих посетить съезды и педагогические курсы;
Вологодское губернское земство занималось образованием строительного фонда, созданием эмеритальной и пенсионных касс для земских служащих и учителей, выходящих на пенсию, содержанием начальных школ и средних учебных заведений, ремонтом и перестройкой зданий средних учебных заведений, организацией и устройством съездов и педагогических курсов учителей, участием в деятельности обществ вспомоществования беднейшим ученикам и учителям, содержанием стипендиатов губернского земства, ходатайствованием о внесении изменений в содержание образования.
Средства деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования – проценты, получаемые от дохода с обложения налогом торговых домов, пристаней, других доходных учреждений.
Условия функционирования земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования:
общероссийские: политика правительства направленная на поддержку церковно-приходских школ и школ грамоты, в ущерб земским школам; попытка замены земских школ церковно-приходскими и школами грамоты; сложные взаимоотношения земств с инспекторами народных училищ; попытки затормозить любые земские начинания; постоянный контроль и ограничения со стороны Министерства народного просвещения.
региональные:
климатические: суровые зимы до (-30 градусов), труднодоступность некоторых районов из-за плохих дорог, разливов рек, болотистой местности;
географические: большая протяженность общей территории Вологодской губернии и ее малая населенность;
кадровые: сложные климатические и географические факторы не привлекали в губернию компетентных специалистов для работы учителями, фельдшерами, агрономами, что негативным образом отражалось на состоянии этих отраслей народного хозяйства;
финансовые: из-за несоразмерного размещения небольших групп населения на достаточно обширных территориях уездным земствам Вологодской губернии приходилось строить большее количество школ в случае, чем, если бы население жило скученно на малой территории, что влекло за собой дополнительные расходы.
В целом систему деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования мы представляем в виде взаимодействия внутренней и внешней структур их деятельности. Внутренняя структура деятельности земства образована из таких взаимосвязанных компонентов как: Вологодской губернской управы, Вологодского губернского земского собрания, десяти уездных земских управ и десяти уездных земских собраний. Земские собрания находились в постоянном взаимодействии с управами, поручая им собирать сведения о школах, проектировать школьные сети, реализовывать постановления земских собраний на практике.
Внешняя структура деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования намного шире и сложнее внутренней. Земские управы, по предложению собраний, обращались в Министерство народного просвещения с просьбами об учреждении начального или среднего учебного заведения; поддерживали связь с сельскими обществами с просьбой о строительстве или ремонте начальных училищ, с вопросом о выделении здания под начальную школу; тесно взаимодействовали с городской думой при решении вопросов о совместном открытии городского училища или среднего учебного заведения; просили разрешения у епархии на открытие земских школ в той или иной волости, или уезде; вели переписку с директорами средних учебных заведений по вопросам строительства, ремонта, выделения нового здания для училища; финансово поддерживали общества вспомоществования бедным ученикам и учителям; состояли в переписке с инспектором и директором народных училищ и училищными советами средних учебных заведений; с помощью сельских обществ принимали участие в организации горячего питания и ночлега для детей из дальних деревень, ночующих в школе; состояли в переписке с учебными заведениями, находящимися за пределами губернии, в которых обучались земские стипендиаты; принимали участие в подборе начальных школ и детей, при организации педагогических курсов и съездов для учителей начальных училищ.
Таким образом, обобщая все вышесказанное можно сделать следующие выводы. Культурологический подход позволяет рассмотреть деятельность земских учреждений второй половины ХIХ – начала ХХ веков в области школьного образования как прогресссивную, способствующую качественному улучшению системы школьного образования и увеличению процента грамотных людей. Герменевтический подход диктует необходимость интерпретации и понимания специфики взаимоотношений земских учреждений с правительством, епархией, сельскими обществами, губернскими органами управления (губернатором, губернским по земским делам присутствиям), чиновниками регионального уровня, начальниками образовательных учреждений и другими властными структурами. Системный подход позволяет рассматривать деятельность земств в области школьного образования как целостную взаимосвязанную сложную систему, действие которой было направлено на улучшение и развитие школьного образования в России).
Литература:
Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики: пер. с нем./ Г.Гадамер; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова – М.:Прогресс,1988. - 704 с.
Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике/ Н.Ф. Голованова// Педагогика. – 2007. - №10. – С.38-47.
Крылова Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование,2000. -269 с.
Современный философский словарь/под ред. В.Е. Кемерова.-[3-е изд., испр. и доп.]. – М.: Академический проект,2004.-864 с.