Воспитательный потенциал музейной экскурсии: теоретико-прикладные аспекты
Автор: Макеева Ирина Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 6806 раз
Библиографическое описание:
Макеева, И. А. Воспитательный потенциал музейной экскурсии: теоретико-прикладные аспекты / И. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3161/ (дата обращения: 19.12.2024).
Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший элемент музейной коммуникации, направлена на формирование гармонично развитой, общественно активной личности, на ее нравственное, эстетическое воспитание, углубление информированности, образованности.
Сегодня нет, практически, ни одного музея, который бы не строил свою деятельность преимущественно на основе экскурсий, поскольку именно экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Б.А. Столяров определяет экскурсию как форму образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений[1, С.127].
Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. В научный оборот понятие «экскурсия» вошло в XIX в. и закрепилось в образовательной среде преимущественно в связи с реализацией принципа наглядности в обучении. Экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса была закреплена еще в «Школьном уставе», принятом в России в 1804 г., в котором указывалось на необходимость прогулок на природу, в ремесленные мастерские и т. п., и с тех пор она активно использовалась в отечественной школе как одна из самых демократичных форм обучения, помогающих обретению новых знаний и впечатлений [2].
Начало теоретического осмысления опыта педагогической работы в российских музеях ознаменовалось изданием «Экскурсионного вестника», специальный выпуск которого за 1916 г. был полностью посвящен работе музеев со школьниками. Особое место среди публикаций заняла статья хранителя Румянцевского музея в Москве Н. И. Романова «О задачах и методах экскурсий по искусству», в которой автор высказывал мысль о том, что процессу обучения искусству должно предшествовать глубокое понимание его влияния на душу человека. Произведение искусства следует изучать как самоценный эстетический объект, а не как приложение к истории культуры или к общей истории. Средством общения с подлинником Н. Романов считал эстетическую экскурсию, задача которой — «ввести зрителя в ряд эстетических переживаний и дать серьезный углубленный анализ известного произведения» [3, С.10]. Являясь противником обзорных экскурсий, ориентированных на беглое знакомство с музеем, ученый рекомендовал включать в осмотр небольшое количество произведений, что позволяет решать ряд методических задач: способствовать переживанию воспринимаемого произведения; на основе переживаний зрителя выяснить особенности художественной формы произведения и его стиль; закрепить в сознании зрителей результаты экскурсии путем самостоятельной работы.
Усилиями представителей российской экскурсионной школы И. М. Гревса, Н. П. Анциферова, Н. А. Гейнике, Б. Е. Райкова, А. В. Бакушинского, А. Я. Закса и др. был разработан экскурсионный метод, основанный на совокупности ряда признаков: первичности зрительного впечатления, превалировании показа над рассказом, моторности, тематичности, активизации аудитории [4,5,6]. Музейные экскурсии в своем развитии прошли длительный путь: от просветительских до агитационно-идеологических в 1930–1980-х гг.; в начале 1990-х гг. в связи с новыми демократическими устремлениями российского общества экскурсия в своей старой идеологизированной форме становится неинтересна музейному посетителю и оказывается на какое-то время невостребованной. Однако уже в конце 1990-х гг. усиливается внимание к этой музейной форме работы, особенно в провинциальных краеведческих музеях.
В настоящее время экскурсия является одной из самых активно развивающихся форм музейной деятельности. Это объясняется, прежде всего, тем, что музейной экскурсии присуща важнейшая, определяющая ее перспективность особенность – опора на музейный предмет, взаимодействие с музейным предметом, использование его потенциала в освоении культурного наследия, внедрение знаний о конкретных музейных экспонатах в коммуникативный музейный процесс, что представляется одним из основополагающих признаков музейной экскурсии. Именно это свойство экскурсии определяет ее поистине музейный характер, обусловливающий высочайшую степень ее «музейности», дающий право характеризовать музейную экскурсию как базовую форму музейно-педагогической деятельности в музее.
Содержание экскурсионной деятельности, характер контактов музея с детьми и подростками, мотивация их посещения определяются возрастными и психологическими особенностями младших, средних школьников, подростков.
Работа с дошкольниками и младшими школьниками актуальна и наиболее сложна – необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и развлечений, дать понимание роли музеев в мировой культуре, научить узнавать памятники истории и культуры. Дети в этом возрасте, не обладая способностью к абстрактному мышлению, восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассмотрению предмета, поэтому необходимо развивать память, фантазию, ассоциативное мышление, формировать навыки наблюдательности, визуальной грамотности, понимания языка изобразительного искусства. Практика свидетельствует о том, что чем раньше начинается работа по приобщению детей к музею, тем ощутимее будет социально-педагогический эффект. Следует отметить, что осуществление работы музея с дошкольниками и младшим школьниками, позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет неотъемлемой частью жизни.
В экскурсионной работе с детьми этого возраста, так же, как и в работе с дошкольниками, наиболее результативна диалоговая форма ведения экскурсии, широкое использование дидактических игр, развивающих упражнений, творческих заданий. Можно сделать больший (в сравнении с дошкольниками) акцент на словесные формы выражения впечатлений от произведения, чем на изобразительную практику (маленькие сочинения, игры в экскурсовода, в музейных сотрудников, коллекционеров, рассказ о своей домашней коллекции и др.). Учитывая тот факт, что отношение к окружающему миру младшего школьника становится более осмысленным, необходимо в процессе экскурсии уделять внимание формированию ценностных ориентации средствами искусства и сознательному усвоению навыков постижения мира культуры через музейный памятник. Общей целью такого рода экскурсий можно считать формирование музейной культуры, то есть осознания ценностного потенциала музея, внутренней потребности посещения музеев, бережного отношения к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры.
Следует отметить, что «детское» направление музейной деятельности требует пространства, приспособленного для работы с этой аудиторией – подобное пространство должно быть игромузеем. Наибольший интерес у детей младшего школьного возраста вызывают экскурсии с элементами игры и творческими заданиями; экскурсии, направленные на презентацию одного экспоната, которые помогают глубоко и всесторонне познакомится с тем или иным музейным предметом; интерактивные экскурсии с загадками; заполнение музейных словариков (в которых представлены рисунки, коллажи, аппликации и т.п.). Для обеспечения диалога в ходе экскурсии создаются «центры удивления», порождающие вопросы и потребность самостоятельно на них ответить. Педагогическая позиция музейного педагога ориентирована не столько на сообщение информации, сколько на развитие у детей культуры диалога, самоопределения, способностей. Экскурсоводу важно организовать активность детей, в том числе речевую, добиваясь от них умения выслушать вопрос, дать свои варианты ответов, выбрать правильный, задать свой собственный.
Для учащихся средних и старших классов свойственна установка на приращение позитивного знания, развитие зрительского сотворчества, поэтому необходимо использовать приемы музейной экскурсии, побуждающие к общению, взаимодействию. Чем старше дети, тем больше проявляется стремление к самостоятельному освоению музейного пространства. У подростков формируется осознанная потребность в самообразовании, расширении кругозора, повышении своей компетентности. Кроме того, сознание подростков характеризуется определенной противоречивостью, восприимчивость к новому считается со стремлением критически осмыслить опыт старших, следствием чего является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации [7, С.20]. В музее таким веским аргументом является подлинник – первоисточник познания.
Однако сама по себе опора на подлинник не является достаточной гарантией убедительности. В работе со школьниками чрезвычайно эффективным может быть метод, получивший название проблемного, когда создается ситуация «завоевания» знаний, а неполучения их в готовом виде. Это означает, что, например, на экскурсии следует избегать констатации в изложении материала. Напротив, важно побуждать школьников напрягать умственные силы, решать вопросы, извлекая знания из первоисточника. Для школьников среднего и старшего возраста особенно необходим диалог, доверительная интонация, беседа, побуждающая к совместному обсуждению тех или иных тем. «Давайте поразмышляем... Давайте представим, что... Не знает ли кто-нибудь, как...– такими могут быть приглашения к серьезной умственной работе перед тем, как экскурсовод изложит группе ход рассуждений, используя подсказку и ответы посетителей. При этом экскурсовод-мастер всегда подчеркнет готовность признать эрудицию своих собеседников, формулируя вопросы следующим образом: «Вы, конечно, помните?..», «Вы, скорее всего, знаете?..», «Вы, вероятно, уже догадались?..» и т.д. [8]. В работе с воспитанниками среднего и старшего возраста эффективны музейные формы интерактивной направленности: экскурсии с элементами беседы, театрализованные экскурсии, самостоятельные экскурсии (без экскурсовода) по путеводителю с вопросами, заданиями; «информационные листки» и «листки активности» для школьников. Использование интерактивных приемов позволяет создавать в музее особую музейно-образовательную среду, для которой ключевыми являются слова «я сам»: действую, думаю, принимаю решения. Проектируя интерактивную среду, экскурсовод (музейный педагог) должен продумать, как можно организовать взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом. Иными словами, он должен поставить перед собой вопрос – что будет делать посетитель в данном пространстве: в чем участвовать (отсюда термин «участвующие экспозиции»), какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества.
Т.В. Галкина отмечает, что экспозиции и программы, построенные с применением принципа интерактивности, носят полифункциональный характер, открывая перед детьми свободное пространство выбора поведения в музее, детального изучения (вплоть до разбора!) экспонатов, соучастия в программе, сотрудничества с музейными педагогами, общения между собой [9].
Экскурсия направлена на удовлетворение потребности аудитории различного возрастного и образовательного уровня в познании, по различным мотивам, пришедших в музей, имеющих разную степень подготовленности, и предполагает значительную подготовительную работу, соблюдение определенных методических приемов в работе с детьми. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает им подолгу стоять у музейной витрины, рассматривать большое количество экспонатов, впитывать все новые и новые сведения. Именно поэтому при работе с детской аудиторией важно очень четко знать, какое время займет экскурсия, что планируется им показать и в каком объеме.
Этапы подготовки экскурсии могут быть представлены следующим образом.
Первый соотносится со сферой деятельности экскурсовода как научного работника, который, готовя экскурсию, должен сформулировать ее название и определить целевую направленность, изучить источники и литературу, сделать необходимые выписки, составить библиографию и картотеку.
На втором этапе выявляется музейная специфика труда специалиста, которому необходимо изучить экспозицию и отобрать объекты показа (как основные, так и дополнительные), познакомиться с научными описаниями и паспортами на отобранные экспонаты, наметить маршрут (с учетом времени показа каждого объекта), определить оптимальные приемы показа, продумать логические переходы от одного объекта к другому.
Проделанная работа находит выражение в тексте экскурсии (его называют индивидуальным, тезисным и пр.). Но помимо него рекомендуется составить еще два методических документа. Первый – это план экскурсии (чаще всего он называется развернутым), в котором в сжатом виде фиксируются цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, демонстрируемые экспонаты, время их показа. Этот план отрабатывается на практике в процессе общения с аудиторией, после чего составляется второй итоговый документ, который получил название методической разработки экскурсии. Она строится в основном по той же графической схеме, что и первый документ, но уже с подробным перечнем используемых методических приемов.
Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15 – 20 минут, после чего следует спад внимания. Поэтому при продолжительности экскурсии 40 – 45 минут ее первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую – внести элементы игры, творческой работы детей или двигательной разрядки. Последняя может быть связана непосредственно с осмотром экспоната (экскурсовод предлагает детям самим рассмотреть крупногабаритный экспонат – они обходят его, наклоняются, приседают, заглядывают внутрь), но может стать своеобразной паузой в экскурсии. Чрезвычайно важно помнить, что детям очень трудно стоять на одном месте, поэтому время остановки у одной витрины не должно быть очень долгим: обычно это 1-3 минуты.
В экскурсионной работе с детьми особо следует выделить проблему отбора экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена, что вызывает быстрое появление музейной усталости, особенно у маленьких детей, поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10 экспонатами, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».
Вообще методика работы с детьми предполагает постоянную организацию аудитории. Решая, казалось бы, чисто организационные вопросы (на что обращать внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы), экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель – воспитание музейной культуры маленького посетителя.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в ходе экскурсии впечатлений и знаний является творческая работа – самый естественный для детей способ освоения информации. Во многих музеях зарубежных стран стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в студии, где посетители могут, к примеру, разрисовать китайскую тарелочку, смастерить «настоящий» шлем римского воина, попробовать рис с помощью палочек, приготовить блюдо по старинному рецепту и пр.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что экскурсионная работа с детьми позволяет решать следующие основные воспитательные задачи:
формирование понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;
формирование способности к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
развитие способности к эстетическому созерцанию, сопереживанию;
выявление творческих способностей детей;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что воспитательными задачами, свойственными экскурсии любого типа, являются: формирование познавательной активности, коммуникативных навыков, эмоциональной культуры и художественный вкуса; воспитание музейной культуры (соблюдение правил поведения в музее, бережное отношение к музейному памятнику, уважение к труду музейных сотрудников).
Литература:
Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.
Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы //Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 4 (94). С.63-76.
Романов Н. И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсионный вестник. – 1916. № 1.– С. 8-12.
Гревс И.М. Дальние гуманитарные экскурсии и их образовательно-воспитательный смысл // Экскурсионное дело. – 1922. – № 6.– С.17-21.
Райков Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. – Пг.: б.и., 1922. – 32 с.
Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методики и методологии культурно-исторических экскурсий // Культурно-исторические экскурсии. – М.: б.и., 1923. – Ч 1. – С. 34-38.
Детский музей – пространство педагогического эксперимента// Музееведение. Ребенок в музее (Социологический и психолого-педагогический аспекты) – М.:АПРИКТ, 1993. – 115 с.
Кокшайская О.Н. Эстетические аспекты экскурсии по исторической экспозиции // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика: Сб. науч. тр. – М.: б.и., 1989. – С.81-89.
Галкина Т.В. Музейная педагогика: опыт инновационной деятельности в детском музее Томского государственного педагогического университета //Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 10 (112). – С.89-93