Стандарты второго поколения: от теории к практике
Автор: Немцова Оксана Александровна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 437 раз
Библиографическое описание:
Немцова, О. А. Стандарты второго поколения: от теории к практике / О. А. Немцова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3164/ (дата обращения: 15.11.2024).
«…Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения…»
Д.А. Медведев
Сегодня в системе образования мы можем наблюдать много изменений: содержание образования, технология преподавания. Меняется школа, а за ней и сам учитель. Какая она – школа XXI века? В первую очередь, мы говорим об обновлении образовательных стандартов, являющихся одним из ключевых направлений реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа». С 2011-2012 учебного года все первоклассники страны перешли на новые стандарты. С сентября 2012 года новые стандарты в пилотном режиме реализуются уже в среднем звене. Утверждены стандарты в старшей школе.
Я работаю учителем русского языка и литературы в школе № 9 г. Волжского Волгоградской области. С 2012-2013 учебного года школа является экспериментальной площадкой по реализации новых образовательных стандартов в основной школе. Как учитель предметник разрабатываю методические материалы в свете новых стандартов, внедряю современные технологии.
Изучение школьниками дисциплины «Русский язык» в основной школе в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения требует от учителя серьезного подхода к структурированию учебного материала, определению путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. «…Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций» [1].
«…Коммуникативная компетенция предполагает овладение речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи…» [1]. Языковой материал, т. е. тексты, различные по стилю, типу речи, жанру, используется в обучении как дидактический материал и обеспечивает непосредственное усвоение языка путем «впитывания» языковых образов. Обучение видам речевой деятельности на основе речеведческих понятий является приоритетной задачей в курсе русского языка. Термин «речеведческие понятия» вошел в методику и школьную практику, и речеведческие понятия (вместе с коммуникативными умениями) составили содержание разделов «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст» в курсе русского языка, получившего отражение в стандарте.
Сегодня методическая литература предлагает очень много интересных и актуальных пособий, рекомендаций и т. д. Я как человек деятельный и творческий стараюсь следить за спектром предложенных пособий. Действительно, авторы-разработчики оказывают неоценимую помощь педагогам при подготовке к урокам по той или иной теме, разделу. Однако хочется быть активным участником образовательного процесса и попробовать себя в роли автора. Так появился сборник «Русский язык. Тексты, задания, комментарии. Дидактические материалы».
Данное пособие разработано на основе книги для учителя «Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика» (авторы: Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников, Москва: «Просвещение» «Учебная литература», 1997 год) и книги для обучающихся «В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы» (авторы: А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, Москва: «Вербум – М», 2001 год). Адресовано для обучающихся 7-8 классов.
Содержание сборника – это 17 текстов, разных стилей и типов речи. К каждому из текстов предусмотрена система заданий, направленная на развитие видов речевой деятельности (говорение и письмо) у школьников на основе речеведческих понятий (отработка материала по текстоведению). К некоторым текстам дается толкование лексического значения слов. Замечу, что структура текстов и заданий к ним построена по принципу: не от простого к сложному, а по принципу освоения базовых понятий, что, по моему мнению, является более эффективным подходом при отработке вышеуказанных умений. Также сборник содержит приложение, в котором размещены памятки, схемы, таблицы, поддерживающие обучающихся при выполнении заданий к текстам. Рекомендовано к использованию на уроках русского языка или на занятиях спецкурсов и практикумов для формирования коммуникативной компетенции. Материалы сборника могут быть использованы в процессе подготовки школьников к государственной (итоговой) аттестации.
В ходе такой работы
личностным результатом освоения школьниками программы по русскому языку является: стремление к речевому самосовершенствованию,
метапредметными результатами освоения являются:
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме),
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
предметным результатом освоения является: освоение базовых понятий (стили, типы речи, текст, типы текста и т.д.).
Универсальные учебные действия, положенные в основу выбора и структурирования содержания материалов сборника, а также методов и приемов, используемых при выполнении заданий к текстам:
личностные:
умение задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для обучающегося работа с текстом и выполнение предлагаемых заданий;
регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно,
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата,
внесение необходимых корректив в план и способ действия;
познавательная направленность:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
умение сжато передавать содержание текста;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Приведу несколько примеров из вышеуказанного сборника:
Упражнение № 1
Запишите текст, объясните орфограммы.
Ч…ловек на длительном ист…рическом пути создал такие уд…вительные виды искусства, как музыка, поэзия, живопись, зодчество, ваяние, повествующие своим языком о многообразии окружающего нас мира. Но только книга выражает человека полностью. Она воспроизводит человека всего – от мельчайших и тончайших душевных дв…жений до его вселенских деяний. Думаю, что иногда общение с книгой значит для нас ничуть не меньше, чем общение с ч…ловеком. Книга дарует бессмертие. Беседуя с книгой, я могу сегодня услышать писца Древнего Египта, голоса эллинских ораторов, летописцев Киева и Новгорода...
Е. Осетров
Зодчество — архитектура, искусство строительства зданий.
Ваяние — искусство скульптуры.
Эллинские, от эллины — название древних греков.
Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
К какому стилю речи относится данный текст?
Определите тип речи.
Найдите предложение с вводным словом. Согласны ли вы с мнением автора, что «иногда общение с книгой значит для нас ничуть не меньше, чем общение с человеком»? Дайте аргументированный ответ.
Объясните лексическое значение слова оратор. Какие приемы ораторского искусства вам известны?
Объясните лексическое значение слова летописец. Назовите имена древнерусских летописцев.
Упражнение № 11
Прочитайте текст.
Бумагу изобрели в Китае на рубеже нашей эры. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен несколько китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Отсюда она попала на Запад. Около 1150 года искусство бумагоделания достигло Испании, а во времена Гутенберга бумажные фабрики действовали уже во многих городах Европы. Таким образом, в распоряжении Гутенберга имелся великолепный материал, более дешевый, чем пергамену, использовавшийся в монастырях для создания рукописных книг.
Производство бумаги было механизировано лишь к 1800 году, когда на фабрике Дидо, близ Парижа, француз Никола Луи Робер изобрел первую бумагоделательную машину. В 1805 году английский инженер Джозеф Брама создал машины для отлива бумаги с помощью вращающегося вала. Это нововведение впоследствии позволило перейти к изготовлению рулонной бумаги. Сейчас производство бумаги почти полностью автоматизировано.
Круг чтения, 1990
Гутенберг Иоганн — немецкий изобретатель книгопечатания, живший в XV в.
Пергамен (спец.) — то же, что пергамент — обработанная особым образом кожа животного, служившая до изобретения бумаги материалом для письма.
Расскажите, что вы узнали об изобретении бумаги.
Выпишите имена людей, причастных к изобретению бумаги, назовите их заслуги.
Знайте и применяйте!
Текст (лат. textus «ткань», «сплетение», «соединение») — упорядоченная последовательность знаковых единиц, объединенных по смыслу в целое темой и основной мыслью.
Основные признаки текста:
единство темы текста;
наличие главной мысли (идеи) текста;
относительная законченность текста;
смысловая и грамматическая связь предложений в тексте;
логическая связь частей текста.
Текст делится на смысловые части, в которых развиваются его тема и идея.
Каждая смысловая часть отражает часть общей темы и в то же время имеет свою «маленькую» тему, с помощью которой раскрывается общая тема текста. Тема каждой смысловой части текста называется микротемой (от греч. micros «малый»).
В письменной речи каждая смысловая часть текста (микротема) оформляется в виде абзаца, а иногда в виде нескольких абзацев. Единство текста, его относительная законченность достигается тем, что в начале текста обычно имеется зачин, а в конце текста — концовка. В зачине обозначается тема текста. В концовке подводится итог развития темы (формулируется идея, делается вывод и т.д.). И зачин и концовка могут состоять из одного или нескольких предложений. Чаще всего они на письме выделяются в отдельные абзацы. Таким же образом строится обычно и микротема (каждая смысловая часть текста): сначала идет предложение, в котором дается заявка на тему; это предложение обычно называется ключевым, или тематическим. Заканчивается смысловая часть предложения выводом. Таким образом, строение текста можно показать в такой схеме: ЗАЧИН_______РАЗВИТИЕ ТЕМЫ________КОНЦОВКА
Безусловно, каждый учитель мастер своего дела. Современные тенденции определяют траекторию нашей педагогической деятельности. Введение новых стандартов требует большой кропотливой работы. Желаю коллегам удачи и творческого настроя на пути к ожидаемым переменам в образовании.
Литература:
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5- 9 классы, М., 2010 с. 6.