Современные образовательные технологии – это путь формирования у обучающихся ключевых компетенций
Автор: Колтырина Надежда Ивановна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 936 раз
Библиографическое описание:
Колтырина, Н. И. Современные образовательные технологии – это путь формирования у обучающихся ключевых компетенций / Н. И. Колтырина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3166/ (дата обращения: 15.11.2024).
Изменения в обществе влекут за собой и изменения в образовательном пространстве
Перед современной школой стоит важная задача – формирование новых жизненных установок личности. Необходимо воспитать личность, обладающую целостной системой универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельностью и личной ответственностью, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Современные образовательные технологии помогут обычный урок сделать необычным, неинтересный материал представить интересным, подскажут, как с современными детьми говорить на современном языке, повышая у них интерес к обучению, дают возможность почувствовать ученику свою нужность в общем деле, увидеть уровень собственных знаний и дополнить их чем-то новым.
На смену традиционным методикам пришли интегральные технологии, где решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом. Например, это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по предметам: мультимедийные энциклопедии, разработка уроков с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Необходимо организовывать работу таким образом, чтобы ученику, кроме знаний учителя, захотелось использовать обучение через Интернет, добывая знания самостоятельно. Частично эти задачи решает выполнение в рамках урока и во внеурочной деятельности разных видов проектов: групповых и индивидуальных, межпредметных и монопредметных, краткосрочных и долгосрочных. При этом важными являются следующие функции учителя: помощь в поиске источников, координация всего процесса, поддерживание непрерывной обратной связи.
Сегодня в системе образования РФ является актуальным создание модели сетевого взаимодействия. Это новая форма работы с обучающимися, новая модель, позволяющая организовать формы совместной деятельности. Такой характер взаимодействия более эффективен для решения задач качественного изменения и обновления содержания образования. При сетевом взаимодействии реализуется принцип открытости образования. Модель образовательной сети предполагает, что каждый её участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятельность, взаимодействие.
Сетевое взаимодействие – это некая система связей, позволяющих разрабатывать и предлагать инновационные модели содержания образования. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идёт процесс диалога между сетевыми школами и процесс отражения в них опыта друг друга. Повторы, копирования при сетевой организации работы обесцениваются, а оригинальность, воображение, способность к творчеству растут. Главной причиной включения школы в деятельность сети является интерес к здоровью учащихся, который проявляется как устойчивое внимание к решениям проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Конечно, модель сетевого взаимодействия будет постоянно реформироваться, она не может быть постоянной, она подвижна и зависит это от её целевого назначения.
Такое обучение позволяет ученикам увидеть уровень собственных знаний и дополнить их чем-то новым. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении. Но, к сожалению, не всегда возможно посещать занятия, которые нужны и интересны. Поэтому удобны курсы дистанционного управления, когда можно в свободном режиме зайти в сеть Интернет и дистанционно обучаться.
Дистанционное обучение – это диалог пользователя с программой, обмен текстовыми командованиями, возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. При такой форме общения учащиеся имеют возможность в любой момент поддерживать активный диалог с преподавателем с помощью средств телекоммуникации: осуществлять обмен вопросами и ответами, контроль за выполнением решений учебных задач, управлять ходом диалога.
В режиме работы дистанционного курса учащиеся имеют возможность пользоваться теоретическим материалом, содержащим гиперссылки, обобщающие интерактивные таблицы, выполнять тренировочные упражнения, контрольные задания.
Результаты текущего контроля позволяют обучающимся обращать внимание на наиболее сложные для них вопросы, а преподавателю - давать необходимые рекомендации.
Дистанционные курсы обеспечивают возможность индивидуальной самореализации учащихся, продуктивности, оперативности. При дистанционном обучении используются информационные технологии, учитель начинает работать как тьютор, помогая подопечным выстраивать обучение, используя навыки работы в Интернет-среде.
Современные технологии дают возможность обучать каждого на оптимальном для него уровне способностей и возможностей и в оптимальном темпе, осуществлять личностный подход, разноуровневую систему оценивания, помогают почувствовать ученику свою нужность в общем деле и способствуют возрастанию у детей интереса к обучению.
Развитие информационной технологии, несомненно,заняло в современном мире важное место. Но наряду с полезным происходит "отторжение"человека от общения друг с другом.
Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции у школьников в настоящее время является одной из главных задач школы и, конечно, уроков русского языка.
"Обучать общению, общаясь",- педагогическое кредо, ведь неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии нашего общества.
От педагога требуется мастерство в построении уроков, на которых усвоенный теоретический материал будет являться основой формирования системы практических умений и навыков развития речи.
Необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности обучающихся.
Решая эти задачи, при планировании и организации учебного процесса необходимо предусматривать различные виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.
Возможности современных технических средств помогают в решении данных проблем при минимальной затрате времени, вызывая интерес у обучающихся. Для педагога творческого современные технологии становятся неотъемлемой частью его работы, помогают решать на уроке глобальные проблемы, делают обучение интересным и осмысленным.
Примеры заданий на уроках русского языка: