Изменчивость форм брака и семьи в ходе социальной эволюции
Автор: Фаизова Виктория Борисовна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 15458 раз
Библиографическое описание:
Фаизова, В. Б. Изменчивость форм брака и семьи в ходе социальной эволюции / В. Б. Фаизова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3195/ (дата обращения: 16.11.2024).
Семья и брачные отношения представляют интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающая ему стабильность и возможность пополнять население в каждом последующем поколении. В то же время сторонники семьи говорят, что она представляет собой самый сплоченный и стабильный социальный механизм.
В культурном и историческом развитии изменяется не только форма семейных отношений, но и содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. Изучение причин различных форм брака представляет интерес для культурно — исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время. Таким образом, цель проведения исследования по данному вопросу может быть представлена как изучение типов брака и семьи в традиционном обществе, эволюции института семьи и брака. Необходимо проследить происхождение, историю и развитие института брака и семьи, рассмотреть исторические формы брака, а также теоретические основы изучения, описания, сравнения и анализа форм брака и семьи в современном обществе с помощью проведения опросов.
Семья — это сложное социально-культурное явление. Специфика и уникальность ее в том, что она ориентирована практически на все аспекты человеческой жизни и прослеживается на всех уровнях социальной практики: от индивидуального к социальному, от материального к духовному. В структуре семьи можно выделить три взаимосвязанных блока отношений:
природные и биологические, то есть, пол и родство,
экономические, то есть отношения, основанные на семейной жизни,
духовно-психологические, нравственные и эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, воспитанием детей, заботой о престарелых родителях, с устойчивыми моральными нормами поведения.
Только сочетание этих связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, потому что оно не может рассматриваться как естественная близость в семье мужчины и женщины, не закреплено в юридическом смысле и не связано с благосостоянием общества и воспитанием детей, потому что это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и душевная близость друзей, если они не основаны на узах брака и родства, не являются частью семейных отношений, а представляют собой, только лишь деловое партнерство. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины может быть ограничена одной дружбой, если отношения между ними не принимают форму семьи. Как можно наблюдать, только комбинация этих отношений в единое целое имеет характеристику и принципы семьи. Эти отношения очень разнообразны, противоречивы, а иногда несовместимы, так как они выражают разноплановость духовного и материального, возвышенного и обыденного. Из-за этого семья как сложное социально-культурное явление включает в себя факторы развития брачных отношений и одновременно источники противоречий, конфликтов и кризисов. В то же время, чем полнее реализуется в семейном союзе множество гендерных отношений, тем ближе отношения между мужчиной и женщиной, тем сильнее семья. Любое ослабление, или даже коллапс, потеря одной из подсистем целостного комплекса отношений влияет на стабильность семьи, делая ее более уязвимой для разрушительных тенденций.
И хотя семья с момента ее создания, будучи изначально сложным социальным явлением, органично включает естественные биологические, моральные, психологические и экономические аспекты жизни, она может быть подвержена их влиянию на организацию своего существования.
Семья — это основанное на браке или родстве объединение людей, связанных благосостоянием и взаимной ответственностью. Как важный компонент социальной структуры любого общества и, выполняющая многочисленные социальные функции, семья играет важную роль в социальном развитии. «Общественный порядок, — подчеркнул Энгельс, — при котором живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, связаны с... этапом развития, с одной стороны — труда, с другой — с семьёй. После семи поколений приходят люди, рожденные в этот период, чтобы продолжать гонку». [1, с.211]
Семья является первичной ячейкой в социализации и воспитании детей, сохраняет обязанность заботиться друг о друге, и в основном ориентирована на старых и нетрудоспособных членов общества. Семья также важна для благополучия и потребительского устройства людей, живущих вместе.
Образование семьи и семейных отношений в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Одним из основных регуляторов отношений между членами семьи является наличие христианской веры. Таким образом, целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский. История человечества показывает, что христианство изменило отношение к человеку, создав свой личный принцип. Феномен личности и свободы неразрывно связан с ориентацией жизенных целей по образу и подобию Божию. Семейные отношения к крещению России регулировались обычаем, и государство не вмешивалось в эту область. Брак осуществлялся путём похищения невесты женихом. В летописи этот языческий способ заключения брака приписывается древлянам, радимичам и ряду других племен. Молодые люди из разных деревень собирались на берегах рек и озер с весёлыми песнями и танцами и там женихи «похищали» невест. Автор хроники, монах, негативно, конечно, описывал всевозможные языческие обряды, но даже он не скрывал, что «похищения», совершаются по предварительному сговору жениха и невесты, так что слово «похищение» здесь, в общем, не подходит. Глава семьи, муж, был рабом императора, но муж был император в своем собственном доме. Все члены семьи, не говоря уже о слугах и рабах в буквальном смысле этого слова, с этим были ознакомлены и согласны.
В обязанности мужа и отца было «учение» домочадцев, состоящее из систематического нанесения побоев, которые должны были терпеть дети и жена. Большим уважением в обществе пользовались вдовы. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. В самом деле, после смерти мужа им переходила роль главы семьи.
Крещение, привнесло в обычаи России много правил византийского права, в том числе касающиеся семейных отношений. Семья была под эгидой православной церкви, поэтому семейно-брачные отношения регулировались главным образом нормами канонического права. Заглянуть в жизнь древних людей, и в скрытую от посторонних глаз ее сторону, такую как семейная жизнь и интересно и полезно в научном смысле. Но сделать это трудно. Необходимо воспосльзоваться богатым накопленным опытом, почерпнутым из нескольких источников, которые все еще пытаются выяснить, что представляет собой брак и семья во времена Киевской Руси. В русском средневековье существовало два основных типа семей с переходным этапом между ними: нуклеарная семья, состоящая из супругов и их детей, и еще не женатых людей, живущих в отдельной небольшой группе, имеющей свое хозяйство и статус обособленной ячейки. Наряду с этим была большая семья, или «раса», как её называют источники. Эта семья состояла из стариков — родителей, их сыновей, их жен и их детей. В дополнение к малой и большой семье, не было больших социальных групп, за сохранение которых выступали защитники старого порядка, они воспринимали это явление как появление соперников феодальному государству. Это было свободное сообщество в определённой локальной местности — организация, в которую входили большие и малые семьи, живущие в одной или нескольких деревенях. На ранних стадиях своего развития в лице старейшин общины избирались её представители власти над теми семьями, которые были ее частью, этот представитель имел ряд важных административных и судебных функций. Но это продолжалось до тех пор, пока не пришла княжеская власть и не взяла себе часть функций, а затем и церковь не экспроприировала себе оставшиеся полномочия в решении воспросов семьи.
С развитием классовой системы, укреплением раннефеодального государства у старых общественных групп появились новые, которые стали известны в истории феодального периода. Средневековый человек был частью социальной группы, в которой он не имел ни права, ни обязанности. В основе семьи и браки в XI-XII вв. формировались под влиянием язычников, в результате чего отношения семьи в обществе регулировались государством даже в те времена. Даже тогда в Киеве и Переяславле выиграла моногамия, то брак с «похищением» невесты стал пережитком прошлого и сохранлся лишь в виде обряда.
Церковь в России взяла на себя право утверждать брак и выступать за то, что закрепление отношений между мужчиной и женщиной является одним из божественных тайн, непонятных человеку. Тем не менее, схема церковный брак — «свадьба» в течение длительного времени не могла вытеснить старый обычай «сочетание браком». В 1080 году отмечалось такое явление, что женятся только дворяне и князья, а простые люди по-прежнему довольствуются свадьбой в церкви, танцами и музыкой и люди вынуждены были с этим мириться, а церковные суды, когда они сталкивались с необходимостью решать дела о разводе и наследовании, практически признавали законный брак вне закона. Предшествующие свадьбе обязательства и договор, сопровождающийся обедом у родителей невесты, на котором обязательно присутствовали такие блюда как пироги, хлеб и сыр. Отказ от брака после того, как жених совершил «сговор» является позором для невесты и выражалось в компенсации ей некой суммы денег, которую определяли церковные власти. «Если девушки будут сокращены в связи с сыром, и то не для сыра гривен, а оскорбление ее в 3 гривны, и то, что потеряли ее в оплате, а также шесть столичных гривен» — читаем мы в «Уставе Ярослава».
По существующим в России после принятия христианства правовым нормам, можно иметь не более двух браков. Даже смерть одного из супругов во втором браке не давала права оставшемуся в живых вступить в третий брак. Священнику, который благословил на такой союз, угрожали снятием сана, если он благословит кого-то на третий брак. В летописях XIV-XV вв. отражаются те поправки, на которые государственные и церковные власти были вынуждены пойти исходя из этих строгих правил. Например, в Новгороде дети от третьего и четвертого браков признаются наследниками, а третий брак был разрешен в порядке исключения в том случае, «если человек молод, и детям не придется ничего иметь, либо от первого брака, либо от второго». Наверное, такие поправки должны были сделать раньше.
Как и в Византии, степень родительской ответственности перед детьми была не известна, можно предположить, что в том церковном праве зафиксировано право древнерусских языческих времен, посредством которых общество должно требовать от родителей, чтобы они обеспечили брак дочери.
Социальная система не обеспечивала средства к существованию людей в пожилом возрасте, и содержание их ложилось только на своих детей.
Между супругами существуют обязанности по взаимному содержанию. Ни муж, ни жена не имели права покидать друг друга, если один из них был серьезно болен: «Если жена имеет серьезное заболевание, такое, например, как слепота, или долгую болезнь, вы не можете оставить её: и жена не может оставить своего мужа» («Устав Ярослава»). Здесь, очевидно, речь идет не о формальном разводе, после которого муж имел право вступить в повторный брак, а только об отказе одного из супругов от посторонней помощи. Право решать семейные вопросы, касающееся отношений между мужем и женой, и проблем жены с окружающим миром, равно как и право наказания за проступки, принадлежало ее мужу. [3] «Устав Ярослава» содержал сведения о продолжении наказания церковной властью только в тех случаях, когда человек оскорбил или побил жену другого человека. Аналогичные действия по отношению к собственной жене не рассматривались как преступление, а были обязанностью мужа. Сельские общины, церкви, учреждения городского правительства был доступны только мужчине (мужу), но не его жене. Правда, церковь имела огромную моральную власть над священником-духовником. Но столичные епископы и должностные лица вмешивались в конфликты, где одной из сторон была женщина, связанные только с браком и разводом. Понятие семьи не следует путать с понятием брака. Брак — это исторически меняющаяся социальных форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и семейные права и обязанности. Но семья, как правило, имеет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей и других родственников. Таким образом, семья не должна рассматриваться просто как «обручальное кольцо», а в виде социального института, то есть системы связей, взаимодействий и отношений индивидов, действующей в качестве воспроизводителя человеческого рода и регулирующая все связи, взаимодействия и отношения, основанные на определенных ценностях и нормах, с учетом обширного социального контроля через систему позитивных и негативных санкций.
До середины XIX века семья рассматривалась как оригинальная микромодель общества, социальные отношения были выведены из семьи обществом философов и историков, и интерпретировалась как разрастание функций семьи. Таким образом, интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на семейный образ жизни.
Идея изменчивости форм брака и семьи в качестве центрального эволюционного подхода нашла свое наиболее полное выражение в исследованиях американского антрополога Льюиса Г. Моргана, который в 1868 году опубликовал свои первые результаты в 1870 году, прописанные в книге «Родство систем и свойства человеческой семьи», а в 1877 году был опубликован его окончательный главный труд. В своей книге «Древнее общество», Морган описывает историю семьи и брака, показывая, что человечество началось с беспорядочных и различных форм группового брака, и только в долгом пути развития пришло к отдельным формам брака и семьи. Таким образом, он твердо придерживался традиционных форм построения семейных отношений, основанных на библейской теории возникновения брака и семьи [2, с. 622].
Этнограф М. М. Ковалевский в своих учебных занятиях описывал и представлял принципы генетической социологии — науки об обществе, в котрой рассматривался вопрос о происхождении общества и общественных институтов, таких как: семья, собственность, религия, правительство, мораль и право. Работу Ковалевского отличают от других подобных работ наиболее предпочтительные этнографические методы и проведённый им анализ древних кодексов и юридических операций. Ковалевский создал свою периодизацию развития семьи: матриархальная семья и патриархальная семья.
Приведём краткую характеристику матриархальных семей. В этой семье отношения складывались благодаря матери, но основным добытчиком пищи и защитником считают брата матери, то есть дядю детей. Ковалевский считал, что, пока женщины не оккупировали власть в обществе и не стали доминирующей социальной силой, и даже добились равного с мужчинами положения в обществе и семье, начальником всё равно был — родной брат матери, муж, отец или дядя матери. В развитии матриархата, определящими правила жизни и поведения в обществе всегда были женщины, что подтверждается обширным этнографическим и историческим материалом. Когда возник переход от охоты к пастырской жизни и сельскому хозяйству, личному имуществу и начался делёж, если не личной, то семейной собственности, то появилась патриархальная семья.
Патриархальные семьи, со второго этапа эволюции приобрели формы сообществ, которые состоят из людей, связанных друг с другом родством с одним из родителей, и тем, что они живут под одной крышей и владеют своей собственностью совместно. На место моногамии приходит многоженство. Исследователь объясняет термин полигамии как форму брака, при которой мужчина имел более одной жены.
Индивидуальную форму семьи Ковалевский называет основу нашей социальной системы. «Характеристикой отдельных семей является то, что в такой альянс вступили путём добровольных соглашений, и ее члены тесно связаны между собой, что эти семьи соблюдают взаимные права и обязанности в отношениях между мужем и женой, достигая степени равенства. Все семейные группы являются предметом контроля государства и его судебной власти». [4,Т1.с.219] Таким образом, можно сделать вывод, что взаимность прав и обязанностей супругов дает отдельным семьям новый виток развития этапа равенства отношений. Что касается развода, то теперь его может потребовать не только муж, но и жена.
Фридрих Энгельс написал работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Там он разъясняет сущность материалистического понимания истории, говоря, что «определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственно жизни».
В своих теоретических построениях Энгельс пошёл дальше Моргана, он проанализировал, как изменилось положение современных семей в обществе в XIX веке, и как изменился статус женщины. Он считает, что развитие семьи не остановилось, не пришло к идеальной модели, однако, эволюция семьи продолжается с развитием общества и можно предположить, что эта эволюция ускорит темпы развития. В своей работе Энгельс затронул и перспективы развития семьи, которых мы не видели в концепции Моргана.
Семья и брак по Закону древнего русского государства имели права классового общества, в котором феодализм был активным процессом, включающим все больше и больше членов сообщества, это зависело в особенности только от верховной власти. Как видно теперь, это право отвечает многим местным дохристианским стандартам, и не противоречит классовой системе. Дальнейшее развитие феодальных отношений в России привело к значительным изменениям в семье и браке. Семья как ячейка общества является неотъемлемой его частью. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, а также особенностями семейной жизни. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура общества. Семья — это один из механизмов самоорганизации общества, который связан с работой ряда ценных человеческих утверждений. Таким образом, сама семья имеет смысл и ценность встроенные в социальный прогресс. Основными функциями семьи в традиционном обществе, в дополнение к воспроизводству населения, являются экономические, бытовые и социальные статусные функции. Институт семьи выполняет очень важную функцию в обществе.
Л. Морган, Ф. Энгельс и М. М. Ковалевский провели исследования этапов становления семьи. Они изучали свою современную семью, и им стало точно известно, что эта группа общества имеет отношение к прогрессу, изменению, вместе с самим обществом, и так будет до тех пор, пока не возникнут новые отношения между людьми, и, следовательно, не появится новый импульс к модернизации семейных отношений.
В древней Руси семейные и брачные отношения регулировались обычаями. С принятием христианства, эти отношения регулировались с помощью церковного права. В то время был характерен патриархальный тип семейных отношений: вся власть принадлежала мужу. С появлением «Домостроя» патриархальный тип семьи только продолжал укрепляться. С XVI века, постепенно стал сокращаться процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви относительно брака и семейных отношений. Таким образом, все эти исследователи пришли к единому выводу, что структура семьи с течением времени меняется в зависимости от социальных и культурных изменений.
Итак, современная семья является продуктом общественного развития. Эпоха сменяется эпохой, меняется культура, а значит, изменяются отношения и системы ценностей у мужчин и женщин. Семья из иерархии строго вертикальной постепенно принимает горизонтальное положение. Но, несмотря на все изменения, которые повлияли на семью на протяжении десятилетий, по существу, этот социальный институт не изменился и продолжает быть одним из самых важных человеческих социальных институтов.
Литература:
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана, 1884г.
Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 227–372).
Устав князя Ярослава (пространная редакция) // Российское законодательство X—XX веков. М., 1984. Т. 1
Ковалевский М. М. «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (т. 1–3, 1906)