Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования
Автор: Зайцева Оксана Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4403 раза
Библиографическое описание:
Зайцева, О. Н. Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования / О. Н. Зайцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3196/ (дата обращения: 16.11.2024).
Основой ФГОС ВПО как стандарта нового поколения и реализующих его вузовских основных образовательных программ является компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования. Реализация этих стандартов объективно требует построения новой модели подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра). Эта объективность обусловливается разнообразием и структурной сложностью общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров, содержащихся в ФГОС [1].
В компетентностном подходе отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т. е. относящихся ко многим специальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.
В требованиях к основным качественным и функциональным характеристикам обучающегося согласно ФГОС ВПО, компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области…» [5]. Выпускник с квалификацией (степенью) бакалавр должен обладать следующими компетенциями: общекультурными компетенциями (например, способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы), профессиональными компетенциями (исследовательская деятельность, организационно-управленческая деятельность, информационно-аналитическая деятельность).
Одной из ключевых компетентностей будущего специалиста является информационно-коммуникационная компетентность. Роль информационно-коммуникационной компетентности в образовании поднимается в многочисленных работах исследователей, таких как Акуленко В. Л., Архипова А. И., Бурмакина В. Ф., Горюнова М. А., Зайцева О. Б., Лобанов Н. Н., Роберт И. В., Шилова О. Н. и ряда других.
Так, М. Б. Лебедева и О. Н. Шилова [3] определяют информационно-коммуникационную компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Е. В. Мельник понятие «информационно-коммуникационная компетентность» трактует, как «комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ» [4].
В нашем понимании, суть понятия «информационно-коммуникационная компетентность» включают в себя: способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей; готовность к саморазвитию в сфере информационных и коммуникационных технологий (далее по тексту — ИКТ), что является необходимым условием для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональной деятельности.
В качестве показателей, определяющих уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности у студентов, можно выделить следующие: осознание недостатка информации и ее необходимости в решении какой-либо задачи; осуществление поиска необходимой информации в разных информационных источниках; оценивание найденной информации; создание новой информации средствами ИКТ; сохранение и передача информации.
Для достижения эффективности образовательного процесса могут использоваться образовательные средства информационно-коммуникационных технологий, место и функции которых рассмотрены в работах Габай Т. В., Кинелева В. Г., Полат Е. С., Сергеевой Т. А., Талызиной Н. Ф., Тихомирова О. К. и др.
Далее в статье под образовательными средствами ИКТ мы будем понимать аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий.
Исследователи представляют различные классификации образовательных средств ИКТ по ряду параметров, например, по решаемым педагогическим задачам, по функциям в организации образовательного процесса, по формам применения ИКТ в образовательном процессе, по типу информации, по форме взаимодействия с обучающимся.
В современной педагогической науке по решаемым педагогическим задачам принято выделять средства, обеспечивающие базовую подготовку, куда входят электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний; средства практической подготовки, в их числе задачники, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры; комплексные средства, включающие дистанционные учебные курсы; вспомогательные средства, к которым можно отнести различного рода энциклопедии, словари, хрестоматии, мультимедийные учебные занятия.
По функциям в организации образовательного процесса средства информационно-комуникационных технологий подразделяются на информационно-обучающие, включающие электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы; поисковые, например, каталоги, поисковые системы; интерактивные, такие как электронная почта, электронные телеконференции и др.
По формам применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе выделяют аудиторные и внеаудиторные образовательные средства.
В зависимости от типа информации образовательные ресурсы подразделяются на электронные и информационные с текстовой информацией, это учебники, учебные пособия, задачники, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, учебно-методические материалы; на электронные и информационные с визуальной информацией, в том числе, коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, а также статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы; на электронные и информационные с аудио- и видеоинформацией, с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
По форме взаимодействия с обучающимся образовательные средства ИКТ классифицируются на «offline» — технология асинхронного режима связи, куда входит электронная переписка, телеконференция, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации и «online» — технология синхронного режима связи (форум, чат, поиск информации в Интернет; установка собственных ресурсов в Глобальной сети).
В результате использования разнообразных образовательных средств формируется информационно-коммуникационная образовательная среда (ИКОС), которая способствует внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс.
Под информационно-коммуникационной образовательной средой С. В. Зенкина понимает «комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию средств информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его эффективности и выступающих как средство построения личностно-ориентированной педагогической системы» [1]. Такого понимания информационно-коммуникационной образовательной среды мы придерживаемся в данной статье.
Таким образом, на первое место в образовательном процессе помещается обучающийся, деятельность же преподавателя в этой ситуации приобретает характер наставничества. Создание такой образовательной среды обеспечивает развитие активной жизненной позиции обучающихся, их самоопределения.
Полагаем, что информационно-коммуникационная образовательная среда является тем самым фундаментом, который лежит в основе формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся, давая им возможность не только приобрести необходимые компетенции, но и успешно реализовывать их в ходе образовательного процесса.
С целью формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих специалистов разработанное в настоящее время третье поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в базовой части математического и естественнонаучного цикла содержит такие дисциплины, как «Информатика» или «Информационные технологии». Данные курсы призваны сформировать у бакалавров следующие общекультурные компетенции:
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях [5].
Цель указанных курсов обусловлена стратегией развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий, активизации поиска новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих специалистов.
В связи с этим особую значимость в области информационных технологий приобретает самостоятельная работа, которая в настоящее время занимает не менее 50 % учебного времени, третье поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования сохраняют тенденцию к увеличению ее доли в образовательном процессе.
Внеаудиторную самостоятельную работу студентов целесообразно рассматривать как одну из форм организации учебного процесса в вузе. Это планируемая учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, выполняемая во внеаудиторное время под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия.
Современные информационные технологии играют ключевую роль при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов: они открывают студентам доступ к новым источникам информации, дают возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, тестирующими системами, информационными базами данных. Одним из средств организации самостоятельной работы студентов является использование Интернет — технологий, поскольку образовательные Интернет — ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности. К новым формам самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий можно отнести: виртуальное портфолио, мультимедийные проекты, web-сайты и т. д.
В ходе самостоятельной работы с целью повышения наглядности эффективно использование электронных учебников по различным дисциплинам, состоящих из теоретической части, учебно-тренировочной, информационно-поисковой, информационной визуализации. Электронный учебник, несомненно, помогает улучшить дидактические условия электронного методического сопровождения учебного процесса.
Основным направлением информатизации самостоятельной работы студентов является создание и применение мультимедийных ресурсов, которые объединяют возможности текста, звука, графики, фотографии, анимации, видео в цифровом представлении, тем самым становятся шире возможности визуализации, имитации, демонстрации объектов и процессов.
В рамках внеаудиторной самостоятельной работы эффективным является создание программных продуктов в виде электронных презентаций, выполненных в MS Power Point. Электронные презентации представляют различные слайды, на которых дается текстовая, графическая, иллюстративная информация. Для создания информационной целостности программные продукты можно оснащать гипертекстом, содержащим ссылки на другие материалы и объекты.
Нужно отметить, что выполнение заданий в электронном виде способствуют формированию информационной и коммуникационной компетенций, поскольку обучающийся черпает знания не только из традиционных источников информации, но и с помощью современных информационных технологий, в частности, Интернет. При этом роль информационных и коммуникационных технологий значительна, так как способствует выведению обучающихся на более высокий уровень владения знаниями по предмету и дальнейшее использование их в последующей профессиональной деятельности.
Таким образом, компетентностный подход обучения — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, важнейшей целью которого является формирование способности человека действовать в различных жизненных проблемных ситуациях, а не усвоение некоторого количества информации. Кроме того, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать подготовке квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Применение средств ИКТ при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов позволяет усовершенствовать образовательную деятельность, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, и как следствие, обеспечивает реализацию социального заказа в соответствии с современными требованиями.
Литература:
Зенкина, С. В. Педагогические основы ориентации информационнокоммуникационной среды на новые образовательные результаты. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- М., 2007.
Концепция модернизации российского образования. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002г. № 393.
Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? [Текст] // Информатика и образование. — 2004.- N 3. — с.95–100.
Мельник, Е. В. Содержание коммуникативной компетентности педагога. [Текст] // Психология и школа: науч.-практ. журн. 2004. — № 4.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ 22 декабря 2009г. № 788.
Матушкин Н. Н., Столбова И. Д. методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 5. — С. 24–29.