Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»
Автор: Кузнецов Евгений Геннадьевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 125 раз
Библиографическое описание:
Кузнецов, Е. Г. Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)» / Е. Г. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3218/ (дата обращения: 16.11.2024).
Экологический компонент является обязательным элементом профессиональной подготовки инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте. Однако, знание экологических правовых норм не гарантирует осуществление каждым инженером эффективной природоохранной деятельности. Экологические знания должны «поддерживаться» экологически значимыми свойствами основных сфер индивидуальности специалиста. Описание содержательного компонента технологии формирования экологической готовности требует поиска ответа на следующие вопросы: что понимается под «содержательным компонентом педагогической технологии»? Что представляет собой содержательный компонент технологии формирования экологической готовности специалиста? Каковы критерии отбора содержания экологического образования? Каким образом должно быть структурировано содержание экологической профессиональной подготовки для достижения цели формирования экологической готовности специалиста?
Под содержательным компонентом в нашем исследовании понимается содержание теоретической и практической экологической подготовки инженеров по организации перевозок на водном транспорте, которое, следуя логике технологического подхода, структурировано в соответствии с этапами формирования экологической готовности [4]. Этот компонент технологии отвечает на вопросы: что и как технологически преобразовывается в экологической подготовке инженеров для гарантии достижения обучающимися высокого уровня развития экологической готовности? По сути дела, разрабатывается система педагогических средств, обеспечивающих благодаря своему структурированному содержанию гарантированность достижения целей и задач. Исходя из философского понимания средства как «вещи или комплекса вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проведения его воздействий на этот предмет... в соответствии со своей целью» [5, с.190], рассмотрим в соответствии с этим положением те педагогические средства, применение которых помогает педагогу достичь целей формирования экологической готовности будущего инженера водного транспорта. К ним относятся: 1) содержание учебного материала; 2) содержание учебной экологической, учебно-профессиональной и профессионально-экологической деятельности обучающихся. Названные средства многофункциональны, поэтому обратимся к каждому обозначенному средству формирования экологической готовности и покажем его возможность в формировании экологически значимых профессионально важных качеств инженера водного транспорта. Под возможностями педагогических средств в формировании экологической готовности мы понимаем те свойства, стороны, моменты, потенциально содержащиеся в них, которые, при определенных условиях, могут способствовать формированию устойчивых экологически значимых свойств в соответствии с поставленными целями и тем самым, обеспечить у специалиста сформированность активной природоохранной позиции как интегрированного показателя высокого уровня развития экологической готовности.
Каким должно быть содержание учебного материала? Ответ на вопрос о содержании учебного материала как педагогического средства формирования экологической готовности студентов – будущих инженеров водного транспорта – это решение проблемы отбора содержания экологического образования для экологической подготовки специалистов. Для того, чтобы содержание учебного материала по экологии выступало в качестве педагогического средства формирования экологической готовности в нашем исследовании были разработаны критерии отбора содержания экологических знаний для общеэкологической и профессионально-экологической подготовки в высшей школе. Продемонстрируем, каким образом критерии определения содержания экологического образования были реализованы в отборе содержания экологической подготовки студентов, обучающихся по специальности «организация перевозок и управление на транспорте (водном)» в стенах Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.
Критерий соответствия содержания подготовки ее целям. Система образования всегда характеризуется взаимосвязью, единством четырех элементов: целей образования, состава учащихся, содержания образования и методов обучения. С точки зрения обеспечения экологической безопасности функционирования воднотранспортного комплекса, как цели экологической подготовки будущих инженеров водного транспорта, это означает, что содержание и методы обучения должны обеспечить способность студента к реализации профессиональных задач с учетом экологических требований к работе средств и объектов инфраструктуры водного транспорта.
Критерий полицентрического подхода к формированию содержания подготовки. Исходя из этого критерия, у студента – будущего инженера водного транспорта необходимо формировать «интегративный полифонический взгляд на окружающий мир и место в нем человека» [2, с.22]: осознанное отношение к себе как органической части природы, понимание своей роли в происходящих экологических процессах, стремление к гармонии с природой, вырабатывать положительное отношение к экологическим нормам как необходимому условию профессиональной деятельности, стремление к освоению стратегий и технологий рационального природопользования. Данный критерий вместе с предыдущим критерием предполагает насыщение усваиваемых основ экологии общечеловеческими ценностями, проблемами устойчивого развития территорий и акваторий.
Критерий прогностического подхода к отбору содержания высшего образования.
Современная стадия развития человечества характеризуется бурным демографическим ростом, научно-техническим и социально-экономическим развитием. Человек стал мощным социально-организованным фактором природы, воздействие которого на окружающую среду и самого себя растет в геометрической прогрессии по мере социально-экономического развития. Напряженная экологическая обстановка в начале ХХI века требует от специалистов любого профиля, а особенно, занятых в экологически опасных сферах (к которым относится и транспортная), готовности к осуществлению реальных мероприятий по экологизации производственных процессов.
Критерий изоморфности содержания общепрофессиональной подготовки специалистов в исследуемом аспекте содержанию соответствующих дисциплин. В соответствии с этим критерием в содержание подготовки должны войти принципы функционирования основных компонентов биосферы, научные философские, биологические, географические, социологические, экономические аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, вопросы природопользования и ресурсосбережения.
Критерий внутри- и междисциплинарной интеграции знаний. Интеграция содержания экологии обусловлена сложностью и многоуровневостью проявления взаимодействий человека и природной среды. Экологическая проблематика требует философского осмысления, синтеза таких научных дисциплин как биология, геология, физика, химия, география, гидрология, экономика, социология, политология, история, математическое моделирование, правоведение и многих других. В содержании предусматривается интеграция экологического знания с профессиональным компонентом. Данная особенность диктуется спецификой функционирования транспортного комплекса и его воздействием на окружающую среду.
Критерий изоморфности содержания обучения вероятному содержанию профессиональной деятельности. Этот критерий предложен исходя из требования обеспечения профессиональной направленности образования в системе подготовки специалистов. Данный критерий означает, что необходимо выделить и описать вероятностные профессионально-экологические задачи как вид профессиональных задач, которые будут составной частью профессиональной подготовки будущих инженеров водного транспорта.
Критерий выделения ведущих идей и понятий в содержании подготовки. В соответствии с этим критерием в содержание подготовки студентов – будущих инженеров водного транспорта следует включить наиболее необходимые, универсальные, перспективные элементы научного знания, передового опыта по управлению экологическими рисками, которые потребуются будущему инженеру по организации перевозок и управлению на водном транспорте.
Структурирование учебного материала должно соответствовать логике экологической науке: общие экологические понятия; проблемы взаимодействия общества и природы, включая рациональное природопользование, глобальные экологические проблемы и поиск путей их решения, международное сотрудничество и правовое регулирование; экология отрасли (экология транспорта), включающая социально-экономический и управленческий аспекты (экологический менеджмент). Мы считаем, что структурированное таким образом профессиональное экологическое знание позволяет показать студентам объективную необходимость экологизации профессиональной деятельности, сформировать позитивное отношение к природоохранной деятельности, ознакомить со способами решения конкретных профессионально-экологических задач, обеспечивая, таким образом, сформированность экологической готовности инженера водного транспорта.
При каких условиях содержание учебной, учебно-профессиональной экологической деятельности может выступать в качестве педагогического средства формирования экологической готовности? Мы связываем решение этого вопроса с проблемой эффективности освоения содержания изучаемых дисциплин. «Содержание изучаемых дисциплин осваивается лишь в том случае, если оно распредмечено и структурировано в системе учебных задач и заданий» [3, с. 24]. В связи с этим положением необходимо решить проблему «распредмечивания» и «структурирования» профессиональной экологии в систему учебных задач и заданий: определить основания для разработки содержания учебных, учебно-профессиональных экологических задач.
Таким основанием выступает традиционное положение о роли учебного задания (задачи) в формировании профессионально значимых свойств специалиста (Г.А. Балл, А.К. Маркова, Э.Ш. Натанзон, Л.Ф. Спирин, Н.Ф. Талызина, Д.С. Толлингерова). Данные авторы, в рамках деятельностного подхода, определяют роль задачи как цели, заданной в определенных условиях: задача является той структурной единицей, которая образует замкнутый цикл функционирования знаний. Решая задачу, человек обнаруживает достоинства и недостатки своих знаний, умений, навыков, а, решив задачу, он обогащает свои знания, приобретает новые умения и навыки. Отмечается, что задачи можно использовать одновременно и как инструмент диагностики, и как инструмент формирования нового знания [6, с.177]. Гарантированность достижения целей формирования экологической готовности специалиста, очевидно, определяется не количеством заданий и задач, а совокупностью всего спектра видов экологической деятельности. Какие виды экологической деятельности должны составлять содержание учебных заданий и задач для подготовки инженеров по организации перевозок на водном транспорте? Ответ на этот вопрос лежит в области экологической деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности функционирования транспортного комплекса. Содержание этой деятельности раскрывается в четырех группах профессионально-экологических задач: в производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектной деятельности, подробное изложение которой раскрыто в монографии автора [4], которые объединяются в одном процессе – управление экологическим риском. Управление экологическими рисками включает в себя: восприятие экологического риска; оценивание, анализ и прогнозирование; коммуникацию экологического риска; поиск вариантов снижения экологического риска, оценку их эффективности и выбор оптимального варианта [1, с.4]. Таким образом, содержание учебных задач и заданий для экологической подготовки инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте должно соотноситься с содержанием вероятностных профессиональных экологических задач в системе профессиональных задач модели специалиста и в конечном итоге способствовать выпуску высококомпетентных специалистов новой формации.
Литература:
1.Ваганов П. А., Ман-Сунг Им. Экологические риски: учеб. пособие. Изд-е 2-е. –СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2001. – 152 с.
2.Груздева Н.В. Полицентрический подход в экологическом образовании. //Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. / Под ред. С.В. Алексеева, СПб., СПбГУПМ, 2002. – с. 21-34.
3.Инновационное обучение: Стратегия и практика: Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования, Сочи, 3-10 окт. 1993 г./ Под ред. В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 203 с.
4. Кузнецов Е.Г. Готовность инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте к решению профессиональных экологических задач и технология её формирования в вузе: Монография. – Калининград: БВМИ им адм. Ф.Ф. Ушакова, 2006. – 112с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (2-е издание). – Т. 23 («Капитал», том первый). М.: Издательство политической литературы, 1960. – 920 с.
6.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 271 с.