Анализ деятельности молодежных организаций в контексте молодежной политики Федеративной Республики Германия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чамкаева, Е. П. Анализ деятельности молодежных организаций в контексте молодежной политики Федеративной Республики Германия / Е. П. Чамкаева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3231/ (дата обращения: 17.10.2024).

В Федеративной Республике Германия область молодежной политики направлена на разрешение молодежных проблем, привлечение молодежи к делам общества, государства, самоуправления, а также на воспитание подрастающего поколения в интересах государства на основе сложившейся культуры.

М. Бедулева в своем исследовании по изучению кадрового обеспечения молодежной политики Германии подчеркивает, что первая особенность, определяющая специфику кадровой молодежной политики заключается в выполнении законодательства по оказанию социальных услуг и помощи детям и молодежи. Вторая важнейшая особенность организации кадрового обеспечения молодежной политики Германии — передача функций ведомств общественным организациям.

Как отмечает А. Л. Арефьев, приоритетными направлениями молодежной политики в Германии в рамках общенациональных программ действий являются: забота о детях, участие молодежи в процессах принятия решений, формирование умения в пользовании СМИ, интеграция в общество социально обделенной молодежи, развитие демократии и толерантности.

Правовой основой деятельности современного молодежного общественного движения являются законодательные акты: Конституции и федеральные законы «О помощи молодежи и детям» и «О защите молодежи», а также ежегодный федеральный план по молодежной и детской политике.

За формирование молодежной и детской политики в Федеративной Республике Германия отвечает Федеральное министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи (BMFSFJ), которое поддерживает надрегиональные и центральные федеральные общественные организации помощи детям и молодежи в их многообразии ценностных ориентаций, содержания, методов и форм работы, а также контролирует выполнение федеральных законов о молодежи и курирует международные молодежные обмены.

Наряду с BMFSFJ, основными субъектами молодежной политики Германии являются федеральные и земельные советы по делам детей и молодежи и два ведущих надрегиональных молодежных объединения — Германский федеральный круг молодежи и Круг политической молодежи. В Германский федеральный круг молодежи (DBJR) входят 22 молодежных союза федерального и земельного уровня, в том числе 16 земельных молодежных кругов, а также 5 ассоциированных союзов с консультативной функцией. На уровне земель действуют многочисленные районные и городские круги. Круг политической молодежи (RPJ) включает в себя политические молодежные организации представленных в Бундестаге партий (являющимися их молодежными подразделениями или ассоциированными с ними организациями). В КПМ входят сегодня Германские молодые демократы-Молодые левые, Зеленая молодежь, Молодые социалисты в СДПГ и Молодой союз Германии.

Деятельность всех без исключения молодежных объединений финансируется из Федерального фонда детей и молодежи (KJP), который в 1993 г. был сформирован на базе Федерального молодежного фонда. Будучи независимым от закона, это управление фонда является главным инструментом поддержки детей и молодежи в Федеративной Республике Германия. Кроме того, существует целый ряд других государственных и частных фондов, которые спонсируют работу с молодежью на долговременной основе или в рамках конкретных проектов. В их числе — Фонд «Немецкая молодежная марка» (аккумулирует средства от продажи почтовых марок и направляет их на нужды молодежи); Фонд «Демократическая молодежь» поддерживает проекты по улучшению предложений проведения досуга, обучению социально обделенных молодых граждан и т. п.; Фонд «Молодежь исследует» представляет собой совместный проект Федерального министерства образования и науки и журнала Штерн, который с помощью конкурсов поддерживает исследовательскую деятельность молодежи [2, c. 14].

Формированием молодежной политики и молодежной работой в Германии на уровне городов, районов и муниципалитетов занимаются, как правило, не государственные структуры, а различные общественные союзы, религиозные и благотворительные организации, фонды и другие независимые учреждения.

В Германии в общей сложности существуют более 90 общенациональных молодежных союзов, объединяющих около 25 % всей молодежи страны (более 6 миллионов человек, без учета членов Немецкой спортивной молодежи). Они входят в Рабочее объединение по вопросам помощи молодежи (РОВПМ), которое объединяет также и головные союзы общественной благотворительной помощи, различные федеральные специализированные организации, земельные министерства по делам молодежи и Федеральное рабочее объединение земельных ведомств по делам молодежи.

Система детской и молодежной работы в Германии включает в себя основные сферы жизнедеятельности человека: политику, культуру, идеологию, образование, спорт, туризм, СМИ и т. д. Рассмотрим кратко основные направления работы с молодежью.

Политическое образование молодежи характеризуется нравственной и правовой культурой, выражающейся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности по отношению к обществу. В организацию политического образования GEMINI входят Германский федеральный круг молодежи, Рабочее объединение немецких центров образования, Федеральное объединение «Работа и жизнь», Германский союз народных высших учебных заведений, Евангелическая группа организаций общественно-политического образования молодежи и другие.

Культурное образование молодежи за пределами школ и вузов предполагает содержательное проведение досуга молодых граждан Германии. Различного рода увлечения имеют возрастные, социально-культурные и региональные особенности. Культурное образование способствует дифференцированному подходу к искусству и культуре, поощряет собственную изобразительно-эстетическую деятельность в области музыки, танца, ритмики, игры, театра, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, кино, фотографии, видеоискусства, средств массовой информации и компьютеров. Кроме того, оно развивает фантазию и креативность, умение формировать мнение, способность критики и толератность по отношению к собственным и чужим культурным проявлениям в их социальных связях, предоставляет содержательные возможности проведения досуга и активного осмысления собственной ситуации. Занимающиеся подобной деятельностью многочисленные организации входят в Федеральное объединение культурного образования молодежи [2, с. 16].

В основе спортивного образования молодежи — физическое развитие молодых граждан, укрепление здоровья, а также развитие молодежного спорта. Физическая культура включает в себя различные виды физических упражнений, спорт; уровень сформированности правильного отношения подростка к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических качеств. Число членов Немецкой спортивной молодежи составляет 9 миллионов человек. Иначе говоря, каждый третий молодой немец в возрасте до 27 лет состоит в одном из спортивных объединений (на уровне общины, района, города) и активно занимается спортом. При этом самым популярным видом спорта является футбол, в него играют не только юноши, но и множество девушек и молодых женщин (оценочно более 300 тысяч). Другими наиболее массовыми видами спорта (по числу членов соответствующих спортивных организаций и клубов) являются гимнастика, настольный теннис, волейбол, баскетбол, бадминтон, лыжи. Вне организованного спорта юноши и девушки в Германии очень увлекаются ездой на велосипедах и скейтбордах.

В то время как молодежь Германии отличается хорошим здоровьем (доля имеющих хронические заболевания среди молодых немцев незначительна), а средняя продолжительность жизни в Германии — около 80 лет, в России, по данным последней Всероссийской диспансеризации детей и подростков (в ходе нее были осмотрены 30,4 млн. чел.), полностью здоровыми являлись лишь 32,4 %, тогда как 51,7 % имели различные функциональные отклонения, а 16,2 % — хронические заболевания. Как следствие — средняя продолжительность жизни россиян составляет всего 65 лет, в том числе мужчин — 59,5 лет [1, с. 35].

Социальная работа с молодежью и поддержка детей — одно из наиболее обширных и ответственных направлений молодежной политики. На национальном уровне данным направлением работы с молодежью занимается Федеральное рабочее объединение «Молодежная строительная организация». Особым вниманием в рамках социальной работы пользуются дети-инвалиды, дети из неполных и социально неблагополучных семей, дети-сироты, дети с девиантным поведением. Социальные работники, педагоги помогают им в приобретении профессии и трудоустройстве, а также дальнейшем профессиональном развитии.

Церковная работа с молодежью в Германии рассматривается как особый вид деятельности, ориентированный на христианский образ человека. При этом под церковной работой с молодежью подразумевается «бескорыстная служба», которая помогает молодому человеку стать настоящим христианином. Церковный молодежный план епархии (Würzburg) имеет воспитательное значение: передает молодым людям христианский образ человека и отношение к богу как источник для удавшейся жизни. При этом церковная работа содействует развитию молодежи в сильную личность, направляет их к положительной установке, которая равняется в действии на послание Иисуса Христа. Классической формой осуществления этих целей является внутрисоюзная работа с молодёжью. Католическая работа с молодежью организуется большей частью Головным Объединением Федерации германской католической молодежи (BDKJ), целью которого является передача христианских ценностей. Членами BDKJ являются Германские скауты, Молодежь христианских работников и работниц (CAJ), Католическое движение сельской молодежи Германии (KLJB) и многие другие. Рабочее Объединение Евангелической молодежи в Федеративной Республике Германия (AEJ) является объединением евангелической молодежи в Германии. Данная организация, представляет интересы евангелической молодежи (более чем 1,2 млн. молодых людей) на федеральном уровне по отношению к федеральным министерствам, отраслевым организациям и международным партнерам и имеет 36 членов. AEJ занимается досуговой работой с молодёжью земельных церквей Евангелической Церкви Германии, Свободных Церквей, Евангелическо-методистской Церкви и многими другими.

Интеграция молодых мигрантов в немецкое общество стало в последнее десятилетие одной из неотложных задач молодежной политики. Значимость данного направления работы обусловлена прежде всего влиянием демографических факторов: каждый четвертый новорожденный в Германии имеет родителей-иностранцев и как следствие — 1/3 всех детей ФРГ происходит сегодня из семей с так называемым миграционным фоном. Наиболее значительные группы мигрантов — из Турции, бывших югославских республик, Италии и Греции. Кроме того, в Германии появилось и значительное количество возвращенцев из Восточной Европы, особенно из бывшего СССР (прежде всего Казахстана и России), обладающих правом на получение немецкого гражданства. Вместе с тем многие из них, в том числе дети, подростки и молодежь, очень слабо знают немецкий язык, что значительно затрудняет получение ими полноценного образования, профессиональной подготовки и последующего трудоустройства. Поэтому основные усилия направляются на стимулирование и поддержку изучения мигрантами государственного языка. Языковые курсы для них создаются даже в детских садах. Кроме того, всем совершеннолетним мигрантам при прибытии в Германию предлагается посещать курсы по интеграции, на которых их учат не только немецкому языку, но и рассказывают о традициях и культуре Германии, особенностях быта, поведения и психологии коренных жителей [1, с. 37].

Проблемами молодых мигрантов занимаются земельные министерства по делам молодежи, специализированные молодежные миграционные службы, ряд федеральных ведомств. В частности, Министерство образования организует сеть курсов профессиональной квалификации для молодых иностранцев. В области спортивной работы на них ориентирована федеральная программа «Интеграция через спорт». Ее цель — вовлечение молодых мигрантов в массовые досугово-спортивные мероприятия для тесного общения с немецкой молодежью. Кроме того, систематические занятия спортом способны отвлечь подростков от наркотиков и различных форм девиантного поведения. Эта программа появилась еще в 1989 году и первоначально называлась «Спорт для переселенцев». Она осуществляется с помощью организации «Немецкая спортивная молодежь» и уже привлекла в спортивные организации немало молодых переселенцев и иностранцев.

Информационная работа с молодежью, как составная часть молодежной политики Германии осуществляется на земельном, муниципальном, локальном уровнях прежде всего через специализированные Центры информации молодежи. Во-первых, средства массовой коммуникации существенно влияют на усвоение подростками широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, идеологии, права и т. д. Во-вторых, средства массовой коммуникации представляют собой систему неформального образования, просвещения молодых граждан Германии. Информационная работа с молодежью проводится и в молодежных ведомствах, в молодежных союзах, группах самопомощи, в молодежной печати. Существует также целая сеть молодежных станций (каналов) на радио и телевидении. Кроме того, Германия участвует в проекте «Евродеск» (база данных для молодых людей из стран ЕС об европейских структурах и программах поддержки молодежи), а также реализует информационный проект «Молодежный сервер». Для объединений и учреждений, работающих с молодым поколением, существует информационная система «Помощь детям и молодежи в Германии» (банк данных об осуществлении молодежной политики на федеральном и земельном уровнях).

Молодежный туризм стал неотъемлемой чертой образа жизни молодого поколения в Германии. К услугам молодежи — широкая сеть молодежных туристических баз внутри самой Германии (более 600, они объединены в Союз германских молодежных туристических баз), расположенных, как правило, в наиболее живописных местах, а также свыше 400 домов для Молодых любителей природы, пребывание в которых обходится молодым немцам весьма недорого. Организацией летнего отдыха и путешествий молодежи занимается и ряд самодеятельных молодежных организаций. В частности, Федеральное рабочее объединение евангелических молодежных служб для организации каникул предлагает своим членам и другим молодым людям адреса более 5000 некоммерческих и самоуправляемых групповых размещений молодежи, путешествующей по Германии. Подобные услуги оказывают и Центры информации для молодых граждан и Бюро путешествий для молодежи.

Международное молодежное сотрудничество Германии осуществляется на основе межправительственных договоров более чем с 30 странами. Координацией этого сотрудничества (прежде всего на межгосударственном уровне) занимается федеральное Министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи. В европейских структурах и организациях молодежного профиля Германию представляет Немецкое агентство за программу действий «ЕС-Молодежь». Сама германская молодежь имеет возможность оказывать влияние на осуществление международного молодежного сотрудничества через свои основные надрегиональные структуры — Германский федеральный круг молодежи и Круг политической молодежи, образующие Германский национальный комитет по международной работе с молодежью. Международное сотрудничество осуществляется в форме обменов и встреч групп молодежи и специалистов по молодежной и социальной работе, а также по специальным программам обучения и повышения квалификации в рамках определенных тем и областей. Исполнительным органом, обеспечивающим выполнение программ международных молодежных связей Германии является Международная служба молодежного обмена и посещений Федеративной Республики Германия (создана еще в 1967 году), подчиняющаяся Федеральному министерству по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи. Эта служба обеспечивает информационную и консультационную базу международного молодежного сотрудничества как для германских участников, так и для их зарубежных партнеров.

Для улучшения двустороннего молодежного сотрудничества и в рамках достижения исторического примирения с рядом стран по инициативе Германии были созданы специализированные структуры: Германо-Французское молодежное бюро (Deutshe-Franzoisische Jugendwerk), Германо-Польское молодежное бюро (Deutshe-Polnische Jugendwerk), Балтийский секретариат по молодежным вопросам (информационная и организационная сеть для молодежных обменов стран бассейна Балтийского моря), Координационный центр германо-чешского молодежного обмена «Tandem» и Координационный центр германо-израильского молодежного обмена «ConAct», а в 2005 году и Координационное бюро германо-российского молодежного обмена [1, с. 40–41]. Фонд «Германо-российский молодежный обмен» был основан в феврале 2006 года в процессе реализации соглашения между Германией и Российской Федерацией о сотрудничестве в области молодежной политики на принципах государственно-частного партнерства. Фонд финансируется Федеральным министерством по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи, Вольным и Ганзейским городом Гамбург, фондом имени Роберта Боша и Восточным комитетом немецкой экономики и преследует исключительно и непосредственно общественно полезные цели. Задачей фонда является содействие школьному и молодежному обмену, придание новых импульсов сотрудничеству. Таким образом, вносится вклад в развитие традиционно дружественных отношений между народами обоих государств и принимается во внимание значение молодого поколения при формировании настоящего и будущего германско-российских отношений.

На сегодняшний день сфера молодежных объединений в Германии характеризуется многообразием направлений деятельности; плюралистичностью по формам и механизмам реализуемых программ и проектов; добровольностью вступления в организации и движения; увеличением числа незарегистрированных общественных объединений; локальностью масштабов деятельности (большинство объединений работают на региональном и местном уровне); ориентацией на решение насущных проблем общества и, в частности, различных групп молодежи: трудоустройство, жилье, организация досуга, образование и здравоохранение, благотворительность. Являясь важной формой самоуправления, молодежные организации, объединения и движения призваны представлять интересы молодежи в государственной молодежной политике, реализуя тем самым ее субъектность во всех сферах жизнедеятельности общества.


Литература:

  1. Арефьев А. Л. Молодежные обмены между Россией и Германией: статистический и социологический анализ. — М.: Центр социального прогнозирования, 2008. — 340 с.

  2. База данных по международной работе с молодежью. ГЕРМАНИЯ / IJAB (IJAB Центр международной работы с молодежью ФРГ з. о.) Godesberger Allee 142–148, 53175 Bonn Май 2008

  3. Немецко-русский справочник по профессиональной ориентации. Германия / A. Образование: школа и вуз [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http: // www.austausch.org


Основные термины (генерируются автоматически): молодежь, молодежная политика, Германий, Федеративная Республика Германия, AEJ, BDKJ, BMFSFJ, Германский федеральный круг, молодежная политика Германии, Федеральное министерство.

Похожие статьи

Анализ системы содействия трудоустройства молодежи в Российской Федерации

Анализ стратегии развития электронного университета в Республике Узбекистан

Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Проблемы правового регулирования отношений в сфере спорта Республики Казахстан

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Похожие статьи

Анализ системы содействия трудоустройства молодежи в Российской Федерации

Анализ стратегии развития электронного университета в Республике Узбекистан

Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Проблемы правового регулирования отношений в сфере спорта Республики Казахстан

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан