Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гарева, Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Т. А. Гарева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3237/ (дата обращения: 16.11.2024).

Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Клиническая картина дизартрии сложна. Основными её проявлениями являются нарушения звукопроизношения, голосообразования, а также нарушения ритма, темпа и интонации.

Состояние неречевых функций у детей со стёртой дизартрией характеризуется качественным своеобразием. Это проявляется в специфических особенностях ВПФ, моторной сферы и личностном развитии детей. Данные нарушения были подробно исследованы Р. И. Мартыновой, Л. В. Лопатиной, В. А. Киселёвой.

Авторы отмечают, что дизартрия возникает вследствие патологии пренатального, натального и постнатального периода развития. Среди причин пренатального периода отмечается токсикоз беременности, острые и хронические инфекции, интоксикации, кислородная недостаточность. Причинами натального периода являются затяжные или стремительные роды, резус — конфликт, асфиксия, слабость родовой деятельности.. В постнатальный период развития у детей с дизартрией выявляется нарушение сна, беспокойство, слабость крика, повышенное утомление, вялость акта сосания. У детей раннего возраста могут возникать такие заболевания, как менингиты, менингоэнцефалиты, травматические нарушения, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы.

Безусловно, вышеперечисленные особенности отрицательно сказываются на психическом и речевом развитии ребёнка.

Так, Р. И. Мартынова установила, что в раннем возрасте дети со стёртой дизартрией отстают от своих сверстников по психофизическим показателям. Автором было замечено, что «У 44 % детей отмечалась задержка в развитии зубов; 64 % детей начинали ходить после 1,5–5 лет. Задержка в развитии речи обнаружилась у 92 % детей. Первые слова появлялись у большинства детей в возрасте двух — четырёх лет, элементарная фразовая речь к четырём — шести годам».

Р. И. Мартынова обнаружила, что в физическом статусе этих детей имеется соматическая ослабленность, истощение, бледность или покраснение кожных покровов. У детей с дизартрией уже в раннем возрасте может отмечаться рахит, диспластичность в строении скелета, экссудативный диатез, хронический тонзиллит. Дыхание у таких детей короткое, поверхностное, воздушная струя используется неэкономно.

В. А. Киселёва отмечает тот факт, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами наблюдается не резко выраженная неврологическая симптоматика. Для неё характерны признаки: наличие кифосколиоза, лицевые ассиметрии, ассиметрии глазных щелей, лопаток, наличие невусов, ангиом. По мнению автора, эти неврологические симптомы свидетельствуют о «вовлечении в функциональную дезавтономию каудальных отделов ствола головного мозга».

В исследованиях Л. В. Лопатиной отмечается, что у детей со стёртой дизартрией основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с органическим поражением лицевого, языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов.

Автором было установлено, что при поражении подъязычного нерва ограничиваются движения языка в сторону, вверх, вперёд. Отмечается слабость одной половины языка, чрезмерное напряжение спинки языка, нарастающее утомление мышц, нарушение координации, отклонение языка в сторону при высовывании, парез и атрофия одной половины языка, фибриллярное его подёргивание. Это можно заметить, если предложить ребёнку в течение 20 секунд пощёлкать языком, а затем положить кончик языка на нижнюю губу. При этом кончик языка начнёт синеть и отклоняться в сторону.

При поражении лицевого нерва дети начинают выполнять движения не в полном объёме, при наличии синкинезий, имеется сглаженность носогубных складок, слабость надувания щёк.

Поражение блуждающего и языкоглоточного нервов проявляется в попёрхивании, в глухом голосе с носовым оттенком, вялом сокращении мягкого нёба во время речи, понижении глоточного рефлекса и отклонении языка в сторону.

Из-за патологии тройничного нерва у детей можно наблюдать следующие симптомы: движения органов артикуляции приблизительные, имеется сикинезии. Из-за этого дети часто попёрхиваются, имеются трудности в глотании и жевании пищи, в произнесении слов.

Л. В. Лопатина обозначила всю неврологическую симптоматику у детей с дизартрией, как «пирамидную недостаточность».

По данным Р. И. Мартыновой у 82 % детей со стёртой дизартрией выявлены: 1) повышение сухожильных надкостничных рефлексов (82 % детей); 2) патологические рефлексы Бабинского и Пессепа (74 % детей); 3) рефлексы орального автоматизма (44 % детей); 4) нарушения походки (76 % детей) 5) парезы рук и ног (60 % детей).

По данным Л. В. Лопатиной, данные моторные трудности возникают из — за: 1) несовершенства руброспинального уровня регуляции движений (гипотанические расстройства); 2) недостаточности работы талламо-паллидарного уровня (гиподинамические расстройства); 3) недостаточности деятельности пирамидно-стриального уровня (нарушение координации, точности движений); 4) недостаточности деятельности кортикального теменно-премоторного уровня (диспраксия).

Следует отметить особенности ВПФ у детей со стёртой дизартрией. Важные данные были получены в исследовании В. А. Киселёвой. Она отмечала, что при обследовании зрительного гнозиса у детей со стёртой дизартрией обнаруживается сужение объёма восприятия. А при обследовании оптико-пространственного гнозиса у детей проявляются изменения стратегии восприятия, а также зеркальность при выполнении проб.

Неоднократно в работах Р. И. Мартыновой отмечается, что для детей с дизартрией характерны вегетативные нарушения. Они часто проявляются в виде посинения, потливости, похолодания конечностей.

Р. И. Мартынова выявила тот факт, что для большинства детей со стёртой дизартрией характерно снижение работоспособности. Это проявляется в том, что дети с данной речевой патологией в начале занятия являются более активными, внимательными, чем в конце. Автор провела диагностику особенностей восприятия, памяти, мышления по тестам Бинэ и Декедра. На этом обследовании дети давали неточные ответы. Исследователем было обнаружено снижение объёма слухоречевой памяти, замедление мыслительных процессов, недостаточность восприятия предъявляемого объекта.

Р. И. Мартынова исследовала у детей со стёртой дизартрией и особенности памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы. Так, нарушение памяти проявлялось в снижении объёма запоминания речевого материала и быстром его забывании.

Особенности внимания у детей с дизартрией проявляются в чрезмерной отвлекаемости ребёнка, в неумении сосредоточится на одном роде деятельности.

Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде быстрой истощаемости нервной системы, эмоциональной возбудимости. В дошкольном и школьном возрасте такие дети склонны к раздражительности, плаксивости, частой смене настроения. Истощаемость этих детей ярко проявляется при любой интеллектуальной нагрузке. Как отмечала Р. И. Мартынова «У детей имеется повышенная раздражительность, настойчивость, негативизм; по малейшему поводу у этих детей возникали вспышки аффекта. Дети били и кусали окружающих, щипали, грубили, лгали».

Все выше перечисленные психологические особенности детей с дизартрией существенно затрудняют процесс их обучения. Следовательно, для коррекции дизартрии необходим комплексный подход с участием врачей, логопедов, психологов и педагогов.

Из изложенного материала можно сделать выводы:

  1. У детей со стёртой дизартрией имеется органический неврологический фон, но все неврологические симптомы (нарушение функций лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного нервов) выражены в лёгкой форме

  2. Проявление неврологической симптоматики оказывает неблагоприятное воздействие на речь и моторную сферу ребёнка.

  3. Органическая природа дефекта при минимальных дизартрических расстройствах сказывается на становлении познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и личностном развитии детей, что необходимо учитывать в ходе коррекционно-логопедической работы.


Литература:

  1. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М.: АСТ АСТРЕЛЬ, Транзит –книга, 2005. — 141 с.

  2. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. на соиск. Учён. Степ. канд. пед. наук / И. Б. Карелина — М.: 2000. — 23 с.

  3. Киселёва В. А. Комплексное исследование детей со стёртой дизартрией // Логопедия: методические традиции и новаторство. М. –В., 2003, -С. 39 -50

  4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. — М. 1973. С. 98–108.

  5. Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения // Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. М., 203 С. 292 -300

  6. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — С.-П.: Союз, 2004

  7. Мартынова Р. И. О психолого- педагогических особенностях детей — дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. М. 1976 С. 98–110

  8. Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном подходе с позиции комплексного подхода — М., 1972. С. 8- 18.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, стертая дизартрия, дизартрия, ранний возраст, головной мозг, личностное развитие детей, неврологическая симптоматика, нервная система, подъязычный нерв, тройничный нерв.

Похожие статьи

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития

Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием вербальных средств общения

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Изучение клинико-функциональных характеристик больных, страдающих коморбидными состояниями

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Клинико-лабораторная характеристика дизентерии у детей

Клинико-инструментальная характеристика воспалительных заболеваний миокарда у детей первого года жизни

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями

Похожие статьи

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития

Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием вербальных средств общения

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Изучение клинико-функциональных характеристик больных, страдающих коморбидными состояниями

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Клинико-лабораторная характеристика дизентерии у детей

Клинико-инструментальная характеристика воспалительных заболеваний миокарда у детей первого года жизни

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями