Моделирование системы принципов управления педагогическим коллективом как результат сформированности культуры самостоятельной работы педагога по ФК | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбунова, И. А. Моделирование системы принципов управления педагогическим коллективом как результат сформированности культуры самостоятельной работы педагога по ФК / И. А. Горбунова, Е. А. Рудофилова, О. А. Козырева, Е. Ю. Грачева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3265/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современные тенденции построения среднего и высшего профессионального образования в соответствии с ФГОС третьего поколения выделяют и реализуют направление для реализации идей продуктивной педагогики в формировании компетентности будущего педагога по ФК.

Современная школа — это не только центр обучения, развития и воспитания детей и подростков, но и система создания условий для их самоопределения, саморазвития, самовоспитания, самообучения, самосовершенствования в постановке и решении основного противоречия современной профориентологии «хочу — могу — надо — есть». Современные школы имеют в своей системе управления и функционирования устав, гимн, герб, принципы социально-педагогического взаимодействия и управления, стандартные и нестандартные формы организации обучения, воспитания, взаимодействия, традиционные и инновационные методы и средства гуманно-личностной педагогики, фасилитирующей включение индивида, субъекта, личности в значимую деятельность и получение оптимального результата в ходе ее организации и трансформации.

В таком контексте педагоги (учителя) должны формировать способности, склонности, предпочтения обучающихся в соответствии с нюансами государственной политики в системе образования и возможностями социальной среды реализовать данные способности в профессиональной и личностной сферах данных людей, а администрация школы — следить за грамотностью и компетентностью специалистов, включенных в общее школьное дело — обогащение внутреннего мира развивающейся личности согласно системе ограничений и возможностей личности и среды, создавшей данную личность и реализующей условия для ее востребованности в микро-, мезо-¸ макро- и мегаотношениях.

Культура руководителя состоит в своей основе из векторной суммы культур, описывающих, подтверждающих и фасилитирующих возможности руководителя как личности, продукт которой создает условия для позитивного, состоятельного, продуктивного, гуманного общения, в результате коего растет потенциал коллектива и результат создания материальных благ и ценностей.

Управленческая культура руководителя-педагога в своей структуре содержит следующие компоненты: культуру самостоятельной работы, культуру умственного труда, профессионально-педагогическую культуру, коммуникативную культуру, культуру оказания помощи и поддержки молодым коллегам и коллегам со стажем работы (психотерапевтическая грань психолого-педагогической культуры).

В практико ориентированном ракурсе профессионально-педагогическая культура рассматривается как результирующий элемент сложения культуры самостоятельной работы и культуры социально-педагогического взаимодействия, кроме того есть еще определения [1]:

  • специфическая характеристика (может быть определена уровнем или степенью) образованности и воспитанности субъекта педагогической деятельности (педагога), характеризующая его с различных сторон или аспектов педагогического взаимодействия, где условно выделяют две составляющие единого процесса: ценностную и знаниевую, которые и предопределяют исход всех субъект-субъектных и субъект-объектных отношений в структурах профессиональной деятельности педагога.

  • культура создания и реализации условий для профессионального самоопределения, самосовершенствования и самореализации субъектов педагогического взаимодействия в системе полисубъектных, полиструктурных отношений в социальном и социально-педагогическом континууме, отражающих разнообразные аспекты аксиакмеологических структур рассматриваемого феномена.

Под культурой самостоятельной работы понимается совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности. Под личностью мы понимаем человека, имеющего позитивную систему ценностей и создающего реализуемые на практике условия для самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического, эмоционального, продуктивного, репродуктивного и пр.). Сформированность культуры самостоятельной работы определяется по аналитико-синтетическим умениям, умениям фиксировать информацию (конспектирование, тезирование, аннотирование, реферирование и пр.), коммуникативным умениям, креативным умениям (моделирование словесно-логическое и структурно-логическое), поисковым умениям (умениям находить необходимую информацию; путей, способов решения определяемой проблемы, поиск средств (идеальных и материальных) для реализации решений и т. д.).

Под культурой социально-педагогического взаимодействия понимается совокупность требований и норм, предъявляемых к планированию и организации субъект-субъектных и субъект-объектных отношений в системе педагогического и социально-педагогического взаимодействия, опосредованных пространственно-временными ограничениями.

Управленческая культура руководителя-педагога — это реализованная возможность субъекта педагогической среды в русле принципов гуманно-личностной педагогики и психологии управления качеством и результатом отношений, педагогическими процессами и модернизации несостоявшихся или деформированных звеньев педагогической или образовательной системы.

Управленческая культура руководителя-педагога — это социально обусловленная система взаимоотношений в установлении, налаживании и трансформации связей полисубъектного поля согласно канонам гуманно-личностной педагогики и психологии, провозглашающих ценность человека высшей, а все средства и методы, используемые в данном виде деятельности — не наносящими вреда здоровью и самочувствию человека и/или группе людей.

Управление качеством образования современной школы зависит от материального обеспечения системы образования, уровня культуры и сформированности ее норм в микро-, мезо-, макро-, и мегамасштабах. Внедрение инноваций в систему управления и организации обучения и образования — первостепенная ее задача, а в условиях нестабильности и реформирования системы образования является синергетическим механизмом формирования стабильности воспитательно-образовательных и культурно-исторических сред.

Одна из дисциплин, включенная в курс «Теоретическая педагогика», — «Управление педагогическими системами» — это отрасль педагогической науки, планомерно изучающая закономерности, принципы, виды, формы, методы, средства, методики, технологии управления педагогическим коллективом в условиях пространственно-временных, государственно-региональных, национально-этнических и пр. ограничений и стимулов, гибко отражая решение противоречий планирования и организации учебно-воспитательной работы в среде микро-, мезо- и макромасштабов.

В таком контексте происходит изучение принципов управления, а также моделирование авторской системы принципов управления ученическим коллективом.

Принципы управления педагогическими системами (коллективом) представляют собой универсальные положения, предопределяющие построение и регулирование отношений в коллективе, являются неотъемлемыми условиями и закономерностями координации действий и деятельности в педагогическом коллективе, которые строятся в соответствии с моделями преобразования гуманно-личностных отношений в микро-, мезо-, макро- и мегагруппах.

Обычно в педагогике выделяют систему принципов управления педагогическими системами. Моделируя систему принципов в словесно-логическом аспекте субъект взаимодействия осознанно или подневольно (к зачету, экзамену, при приеме на работу и пр.) отражает объективно или субъективно (иллюзорно, вымышлено, надуманно, приукрашено, фантастично и пр.) свои нормы морали и этики, согласующиеся с нормами пространства. Успешность такого рода деятельности зависит от многих факторов, выделим некоторые из них: интеллектуального развития субъекта, уровня развития коллектива и общества, принятия и реализации систем принципов гуманизма, в которой немаловажную роль играют здоровье субъекта и общества в целом, психологическая совместимость людей, толерантность, уровень адаптации, уровень социализации, гибкость, креативность, продуктивность и пр.

Примером является система принципов управления ученическим коллективом, моделированная Е. А. Рудофиловой:

  1. Принцип научности, последовательности, системности, систематичности в управлении педагогическими системами/коллективом:

  • Принцип адекватного отражения объективной действительности, ее проблем, перспектив, нюансов преобразования.

  • Принцип интегративности в организации целостного педагогического процесса, управления им и реконструкции в соответствии с выявленными противоречиями и проблемами.

  • Принцип ведущей роли педагога в процессе педагогического взаимодействия.

  • Принцип социальной направленности, законности, объективности, комплексности и гласности в структуре и качестве управления образовательными системами.

  1. Принцип создания условий для формирования и развития у субъектов социально-педагогической среды адекватной позитивной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности:

  • Принцип унифицированности, модификации, трансформации, реконструкции, ретрансляции социального опыта в соответствии с моделями управления качества организации и планирования педагогического взаимодействия.

  • Принцип формирования, трансформации, реконструкции модели поведения и взаимоотношений в социально-педагогической среде.

  • Принцип формирования ценностных ориентаций и компетенций у субъектов воспитательно-образовательного пространства и духовно-антропологической, дидактико-гносеологической среды.

  • Принцип соблюдения мультисредового взаимодействия в системе организации полисубъектных отношений и выделения приоритетов в реализации идей гуманизма, демократии и толерантности.

  • Принцип сотрудничества и взаимопомощи в коллективе.

  1. Принцип формирования самостоятельности у субъектов микро-, мезо-, макро-, мегагрупп, включенных в совместную педагогическую и социально-педагогическую деятельность:

  • Принцип состоятельности личности в деятельности и общении, согласованной реконструкции модели формирования культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры.

  • Принцип дисциплинированности и ответственности в управлении качеством педагогическими системами.

  • Принцип создания условий для позитивной, коммуникативно-нравственной среды, фасилитирующей у субъектов процессы социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования, самореализации и пр.

  1. Принцип синергетической самоорганизации педагогической системы, модели управления коей построены в соответствии с возможностями трансформации и ретрансляции основ гуманно-личностной педагогики и психологии.

  2. Принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления.

  • Принцип профессиональной ориентации, грамотности, компетентности, мастерства в организации психолого-педагогической деятельности.

  • Принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки в нюансах управления образовательными системами.

  • Принцип профессиональной ориентации, грамотности, компетентности, мастерства в организации психолого-педагогической деятельности.

  • Принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т. д.) и др.

Данная система принципов моделирована в соответствии с идеями реализации гуманно-личностной педагогики и психологии в становлении, формировании и развитии личности в деятельности и общении.

Процесс моделирования и апробации принципов управления, включение в решение проблем детского коллектива у педагога по ФК строится системно (фундаментально), т. к. при изучении курсов «Теория обучения» [13], «Теория воспитания» [12], «Социальная педагогика» [11] были уже аналогичные задания в рамках поставленных проблем воспитания, обучения, социализации, педагогического взаимодействия. Возможности формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК в данных заданиях уникальны, т. к. единство теории и практики в реализации идей продуктивной педагогики отражает специфику и качество изучаемых условий, продуктов, объектов, трансформирующих сознание личности в поле профессионально-педагогических, продуктивных отношений, вторичными ресурсами решения данной задачи являются моделированные профессионально-педагогические кейсы педагогов по ФК [1, 2, 3, 7, 8].

Показательность и многофакторность, актуальность и значимость, многофункциональность и мультисредовость изучаемых аспектов формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК и профессионально-педагогической культуры обусловлены спецификой и качеством построения профессионально-педагогических аспектов отношений студентов и педагогов в условиях непрерывного профессионально-педагогического образования (в нашем случае — это Новокузнецкое училище олимпийского резерва и Кузбасская государственная педагогическая академия). Нельзя однозначно сказать, что сформированность культуры самостоятельной работы педагога по ФК — это только его результат деятельности, т. к. в среде и педагогической направленности реализации процесса получения профессионального образования уровень сформированности культуры самостоятельной работы педагога выше, кроме того, количество будущих педагогов сообразно растет, если учтен фактор значимости и реализма постановки и решения проблем профессиональной педагогики в рамках специфики решаемых задач.


Литература:

  1. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.

  2. Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 385 с. — ISBN 5–85117–239–8.

  3. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография / О. А. Козырева. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. — 410 с. — ISBN 978–5–7148–0346–8.

  4. Козырева, О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. — 374 с. — ISBN 978–5–85117–411–7.

  5. Козырева, О. А. Обучение как феномен моделирования и практики: монография / О. А. Козырева. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — 363 с. — ISBN 978–5–7148–0360–4.

  6. Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2012. — 113 с. — ISBN 978–5-85117–675–3.

  7. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре:учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. — Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2012. — 79 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5-7148–0378–9.

  8. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2011. — 121 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-85117–553–4.

  9. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы: учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. — Новокузнецк, 1997. — 102 с.

  10. Козырева, О. А. Общие основы педагогики: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2008. — 279 с. [+ прил. на CD]. — ISBN 978–5-85117–353–0.

  11. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. [+прил. на CD]. — ISBN 978–5-85117–495–7.

  12. Козырева, О. А. Теория и методика воспитания: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2008. — 267 с. [+прил. на CD]. — ISBN 987–5-85117–379–0.

  13. Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2007. — 359 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–270–0.

1

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, принцип, профессионально-педагогическая культура, самостоятельная работа педагога, социально-педагогическое взаимодействие, культура, педагогическое взаимодействие, система, управленческая культура руководителя-педагога.

Похожие статьи

Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре

Возможности и качество моделирования педагогических средств будущими педагогами по ФК как результат сформированности культуры самостоятельной работы

Развитие профессионального сознания педагогов в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом

Проблема формирования сплоченности педагогического коллектива посредством развития психологической компетентности педагогов

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом совершенствования коммуникативной культуры у учителей начальных классов в образовательной организации

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Похожие статьи

Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре

Возможности и качество моделирования педагогических средств будущими педагогами по ФК как результат сформированности культуры самостоятельной работы

Развитие профессионального сознания педагогов в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом

Проблема формирования сплоченности педагогического коллектива посредством развития психологической компетентности педагогов

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога

Системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом совершенствования коммуникативной культуры у учителей начальных классов в образовательной организации

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога