Современные образовательные технологии в ДОУ как средство воспитания успешного ребёнка
Автор: Шестопалова Марина Борисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4706 раз
Библиографическое описание:
Шестопалова, М. Б. Современные образовательные технологии в ДОУ как средство воспитания успешного ребёнка / М. Б. Шестопалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3292/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня от детей, поступающих в школу, для успешного обучения требуются несколько иные качества, чем 3–5 лет назад. Наиболее отчётливо эти изменения в требованиях проявляются в отношении интеллектуальной готовности будущего школьника. Конечно, определённый кругозор, многие конкретные знания и умения необходимы дошкольнику как основа того нового, что будет освоено в школе. Но этого недостаточно, чтобы ребёнок овладел программой современной школы. Быть готовым к обучению в школе — значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы.
Многолетний опыт работы в детском саду позволил мне сделать вывод о том, что дети способны выполнять прямые инструкции педагога: «поставь столько же», «сосчитай» и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления.
Огромная возможность для развития ребёнка в развивающих играх. Суть игры не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определённых психических процессов и способностей ребёнка.
Я разработала проект «Школа занимательных игр для детей и родителей». Проект направлен на создание условий для успешного освоения детьми подготовительной группы программы по развитию математических представлений и формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению. Срок реализации проекта сентябрь 2010 — май 2011 года. Свою работу я выстроила по трём направлениям: работа с детьми, взаимодействие с родителями и обмен опытом с коллегами.
Работа с детьми была организована на основе перспективного планирования. Задачи работы:
содействие развитию психических процессов как основы интеллектуальной готовности к школе;
развитие способов умственных действий: анализ, синтез, классификация и др.;
формирование и развитие элементарных математических представлений.
Работа с детьми включала в себя сюжетно-игровые занятия, самостоятельную игровую деятельность и индивидуальную работу с детьми, которые испытывают трудности или наоборот быстро и с лёгкостью справляются с заданиями.
Я использовала развивающие игры Бориса Павловича Никитина: «Кубики для всех», «Сложи узор», «Точечки», «Сложи квадрат», «Дроби», «Внимание», «Внимание — угадай-ка»; рамки — вкладыши Монтессори; логические блоки Дьенеша, квадраты Воскобовича и другие. Данные игры позволяют развить психические процессы, мыслительные операции, а так же осуществлять личностно-ориентированный подход к детям.
Взаимодействие с родителями осуществлялось на основе организации работы семейного клуба под названием «Школа занимательных игр».
Задачи клуба:
донести до родителей мысль о важности развития мыслительной деятельности дошкольников как основы интеллектуальной готовности к школьному обучению;
познакомить с методами и приёмами интеллектуального развития ребёнка — дошкольника;
создать атмосферу радости и эмоционального комфорта благодаря общению детей и родителей в ходе совместных занятий и игр.
Работа клуба была организована на основе перспективного планирования и включала несколько этапов:
1 этап направлен на формирование у родителей понимания важности развития психических процессов как базы интеллектуальной готовности к школе. На этом этапе с родителями была проведена вводная беседа о необходимости развития у ребёнка психических процессов, способов познания и преобразования действительности.
2 этап направлен на развитие у родителей представлений о способностях своего ребёнка. В присутствии родителей дети выполняли тестовые задания. Затем родителям предоставлялись диагностические материалы, на основе которых были проанализированы умения детей, выявлены трудности, которые они испытывают.
На 3 этапе осуществлялось взаимодействие родителей по проблемам развития интеллектуальной готовности к школе. Эта работа была организована в совместной игровой и практической деятельности с детьми. Родителям предоставлялась краткая информация об определённом психическом процессе, например о внимании, о способах его развития. Была организована мини-выставка игр и пособий, необходимых для решения данной проблемы. Затем было предложено совместно с детьми поиграть в развивающие игры, а так же даны рекомендации для закрепления приобретённых умений дома.
4 этап — рефлексивный. Он предполагал осуществление повторной диагностики детей и анкетирование родителей, на основе которого происходила оценка результатов развития ребёнка и самооценка педагогического роста родителей.
Завершился проект праздником для детей и родителей «Путешествие по стране математики». Благодаря реализации проекта удалось повысить уровень заинтересованности родителей и их педагогическую грамотность в вопросах интеллектуального развития детей. Диагностика уровня сформированности математических представлений у воспитанников показала: высокий уровень — имеют 44 % воспитанников, средний уровень — 56 %.
Метод проекта является одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. Его применение позволяет способствовать развитию поисково-познавательной деятельности детей, дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Мною был реализован исследовательско-творческий проект «Домашние животные и их предки». Цель проекта: содействие развитию познавательного опыта и практических навыков детей в процессе ознакомления с историей происхождения и жизнью домашних животных.
Участники: дети старшего дошкольного возраста и их родители. Проект рассчитан на три недели.
Одна из главных задач, которую я решала на подготовительном этапе, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию: «Как помочь Почемучке узнать, откуда произошли домашние животные?», поддержать активность детей, побуждать к разговору, ненавязчиво предлагая собственные варианты решения задачи. На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книгах»… Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры.
Совместно с детьми было принято решение о том, что собранные сведения необходимо будет обобщить, чтобы потом представить результаты нашей работы детям других групп и родителям.
Механизмом реализации проекта на основном этапе является проведение ряда мероприятий с детьми и взаимодействие с родителями. Работа с детьми включала серию бесед поискового характера о происхождении домашних животных с использованием электронной презентации, чтение художественной литературы, наблюдение за домашними животными, отражение своих знаний и впечатлений в продуктивной творческой деятельности (в оригами, аппликации из манной крупы, лепке на тему «Моё любимое животное», в проведении конкурса загадок о домашних животных). Работа с родителями строилась следующим образом: было предложено подобрать интересный материал по данной теме, найти вместе с детьми картинки предков домашних животных, оформить выставку «Что дают домашние животные человеку?».
Завершился проект семейной интеллектуальной викториной «Что, где, когда?», в ходе которой дети и родители смогли обобщить полученные знания. Оформлена выставка лучших работ детей и родителей на тему «Моё любимое домашнее животное».
В ходе работы над проектом мной был создан электронный сборник «Домашние животные и их предки», в котором обобщён материал о домашних животных: история их происхождения от диких предков, интересная информация об особенностях их образа жизни и повадках, стихи, загадки, пословицы и поговорки.
Работа по реализации проекта помогла повысить уровень способностей детей к самостоятельным суждениям и выводам. У детей появилось не только желание добывать знания, но и делиться ими с другими. Я убедилась, что проектная деятельность действительно даёт возможность развить интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить новое.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому хотим мы или не хотим, но ИКТ прочно входит в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Компьютерные технологии дают возможность организовывать образовательную деятельность в детском саду эмоционально, ярко, с привлечением иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, а так же мультимедийных возможностей компьютера.
Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления детей, который подготавливает переход от наглядно-образного к абстрактному, логическому мышлению. Чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее происходит в ней обогащение всех сторон личности. Компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач развития ребёнка в разнообразных видах деятельности.
В школах давным-давно появились компьютерные классы и интерактивные доски. В ДОУ эта работа ещё только начинается и, как правило, на уровне энтузиазма и личного интереса педагога. В ходе реализации проекта «Домашние животные и их предки», мною был создан электронный сборник и ряд презентаций, которые я использовала в работе с детьми. В результате, я увидела повышение уровня заинтересованности детей совместной деятельностью, повышение качества восприятия и запоминания предложенного материала. Мною было принято решение выбрать данное направление в качестве основного в своей педагогической деятельности.
Наш детский сад осуществляет воспитательно-образовательный процесс на основе блочно-тематического планирования. Поэтому свою деятельность по внедрению ИКТ в образовательный процесс я начала с накопления материала из сети «Интернет» на различную тематику. Это помогло создать тематические презентации: «Природа нашего края», «Подводный мир», «Домашние и дикие животные», «Времена года» и другие. В процессе применения компьютерных презентаций, в работе с детьми по обогащению представлений об окружающем мире, я поняла, что мультимедийные возможности компьютера, помогут улучшить качество воспитательно-образовательного процесса и в других областях.
Хочется выделить некоторые положительные стороны использования компьютера и определённые результаты этой деятельности.
Использование компьютера позволило оживить совместную образовательную деятельность с детьми, вызвать положительный эмоциональный отклик с их стороны. Применение компьютерных дидактических игровых заданий даёт возможность повысить не только уровень познавательного интереса, но и уровень познавательной активности и самостоятельности мышления.
Для меня использование ИКТ оказалось кладезю положительных моментов. Я получила возможность использовать опыт своих коллег, размещённый в сети «Интернет», применять качественный наглядный дидактический материал, разнообразный по содержанию. Мною создана копилка продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций по разным образовательным областям, которые можно использовать не один год и при возможности вносить коррективы. Конечно, на сегодняшний день увеличились затраты времени на подготовку к занятиям, но это компенсируется успехами детей и возможностью сократить время на подготовку в будущем.
Всем известно, что существует семь чудес света, а восьмое чудо света — это дети, и мы должны сделать всё, чтобы они оставались такими же уникальными, имели свою точку зрения и могли с лёгкостью применять полученные знания и умения для решения задач в современном мире.
Литература:
Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. «Современные педагогические технологии», С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников», Москва 2008.
Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва «Просвещение» 1990.