Современные образовательные технологии в ДОУ как средство воспитания успешного ребёнка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шестопалова, М. Б. Современные образовательные технологии в ДОУ как средство воспитания успешного ребёнка / М. Б. Шестопалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3292/ (дата обращения: 16.11.2024).

Сегодня от детей, поступающих в школу, для успешного обучения требуются несколько иные качества, чем 3–5 лет назад. Наиболее отчётливо эти изменения в требованиях проявляются в отношении интеллектуальной готовности будущего школьника. Конечно, определённый кругозор, многие конкретные знания и умения необходимы дошкольнику как основа того нового, что будет освоено в школе. Но этого недостаточно, чтобы ребёнок овладел программой современной школы. Быть готовым к обучению в школе — значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы.

Многолетний опыт работы в детском саду позволил мне сделать вывод о том, что дети способны выполнять прямые инструкции педагога: «поставь столько же», «сосчитай» и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления.

Огромная возможность для развития ребёнка в развивающих играх. Суть игры не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определённых психических процессов и способностей ребёнка.

Я разработала проект «Школа занимательных игр для детей и родителей». Проект направлен на создание условий для успешного освоения детьми подготовительной группы программы по развитию математических представлений и формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению. Срок реализации проекта сентябрь 2010 — май 2011 года. Свою работу я выстроила по трём направлениям: работа с детьми, взаимодействие с родителями и обмен опытом с коллегами.

Работа с детьми была организована на основе перспективного планирования. Задачи работы:

  • содействие развитию психических процессов как основы интеллектуальной готовности к школе;

  • развитие способов умственных действий: анализ, синтез, классификация и др.;

  • формирование и развитие элементарных математических представлений.

Работа с детьми включала в себя сюжетно-игровые занятия, самостоятельную игровую деятельность и индивидуальную работу с детьми, которые испытывают трудности или наоборот быстро и с лёгкостью справляются с заданиями.

Я использовала развивающие игры Бориса Павловича Никитина: «Кубики для всех», «Сложи узор», «Точечки», «Сложи квадрат», «Дроби», «Внимание», «Внимание — угадай-ка»; рамки — вкладыши Монтессори; логические блоки Дьенеша, квадраты Воскобовича и другие. Данные игры позволяют развить психические процессы, мыслительные операции, а так же осуществлять личностно-ориентированный подход к детям.

Взаимодействие с родителями осуществлялось на основе организации работы семейного клуба под названием «Школа занимательных игр».

Задачи клуба:

  • донести до родителей мысль о важности развития мыслительной деятельности дошкольников как основы интеллектуальной готовности к школьному обучению;

  • познакомить с методами и приёмами интеллектуального развития ребёнка — дошкольника;

  • создать атмосферу радости и эмоционального комфорта благодаря общению детей и родителей в ходе совместных занятий и игр.

Работа клуба была организована на основе перспективного планирования и включала несколько этапов:

1 этап направлен на формирование у родителей понимания важности развития психических процессов как базы интеллектуальной готовности к школе. На этом этапе с родителями была проведена вводная беседа о необходимости развития у ребёнка психических процессов, способов познания и преобразования действительности.

2 этап направлен на развитие у родителей представлений о способностях своего ребёнка. В присутствии родителей дети выполняли тестовые задания. Затем родителям предоставлялись диагностические материалы, на основе которых были проанализированы умения детей, выявлены трудности, которые они испытывают.

На 3 этапе осуществлялось взаимодействие родителей по проблемам развития интеллектуальной готовности к школе. Эта работа была организована в совместной игровой и практической деятельности с детьми. Родителям предоставлялась краткая информация об определённом психическом процессе, например о внимании, о способах его развития. Была организована мини-выставка игр и пособий, необходимых для решения данной проблемы. Затем было предложено совместно с детьми поиграть в развивающие игры, а так же даны рекомендации для закрепления приобретённых умений дома.

4 этап — рефлексивный. Он предполагал осуществление повторной диагностики детей и анкетирование родителей, на основе которого происходила оценка результатов развития ребёнка и самооценка педагогического роста родителей.

Завершился проект праздником для детей и родителей «Путешествие по стране математики». Благодаря реализации проекта удалось повысить уровень заинтересованности родителей и их педагогическую грамотность в вопросах интеллектуального развития детей. Диагностика уровня сформированности математических представлений у воспитанников показала: высокий уровень — имеют 44 % воспитанников, средний уровень — 56 %.

Метод проекта является одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. Его применение позволяет способствовать развитию поисково-познавательной деятельности детей, дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Мною был реализован исследовательско-творческий проект «Домашние животные и их предки». Цель проекта: содействие развитию познавательного опыта и практических навыков детей в процессе ознакомления с историей происхождения и жизнью домашних животных.

Участники: дети старшего дошкольного возраста и их родители. Проект рассчитан на три недели.

Одна из главных задач, которую я решала на подготовительном этапе, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию: «Как помочь Почемучке узнать, откуда произошли домашние животные?», поддержать активность детей, побуждать к разговору, ненавязчиво предлагая собственные варианты решения задачи. На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книгах»… Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры.

Совместно с детьми было принято решение о том, что собранные сведения необходимо будет обобщить, чтобы потом представить результаты нашей работы детям других групп и родителям.

Механизмом реализации проекта на основном этапе является проведение ряда мероприятий с детьми и взаимодействие с родителями. Работа с детьми включала серию бесед поискового характера о происхождении домашних животных с использованием электронной презентации, чтение художественной литературы, наблюдение за домашними животными, отражение своих знаний и впечатлений в продуктивной творческой деятельности (в оригами, аппликации из манной крупы, лепке на тему «Моё любимое животное», в проведении конкурса загадок о домашних животных). Работа с родителями строилась следующим образом: было предложено подобрать интересный материал по данной теме, найти вместе с детьми картинки предков домашних животных, оформить выставку «Что дают домашние животные человеку?».

Завершился проект семейной интеллектуальной викториной «Что, где, когда?», в ходе которой дети и родители смогли обобщить полученные знания. Оформлена выставка лучших работ детей и родителей на тему «Моё любимое домашнее животное».

В ходе работы над проектом мной был создан электронный сборник «Домашние животные и их предки», в котором обобщён материал о домашних животных: история их происхождения от диких предков, интересная информация об особенностях их образа жизни и повадках, стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Работа по реализации проекта помогла повысить уровень способностей детей к самостоятельным суждениям и выводам. У детей появилось не только желание добывать знания, но и делиться ими с другими. Я убедилась, что проектная деятельность действительно даёт возможность развить интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить новое.

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому хотим мы или не хотим, но ИКТ прочно входит в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Компьютерные технологии дают возможность организовывать образовательную деятельность в детском саду эмоционально, ярко, с привлечением иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, а так же мультимедийных возможностей компьютера.

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления детей, который подготавливает переход от наглядно-образного к абстрактному, логическому мышлению. Чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее происходит в ней обогащение всех сторон личности. Компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач развития ребёнка в разнообразных видах деятельности.

В школах давным-давно появились компьютерные классы и интерактивные доски. В ДОУ эта работа ещё только начинается и, как правило, на уровне энтузиазма и личного интереса педагога. В ходе реализации проекта «Домашние животные и их предки», мною был создан электронный сборник и ряд презентаций, которые я использовала в работе с детьми. В результате, я увидела повышение уровня заинтересованности детей совместной деятельностью, повышение качества восприятия и запоминания предложенного материала. Мною было принято решение выбрать данное направление в качестве основного в своей педагогической деятельности.

Наш детский сад осуществляет воспитательно-образовательный процесс на основе блочно-тематического планирования. Поэтому свою деятельность по внедрению ИКТ в образовательный процесс я начала с накопления материала из сети «Интернет» на различную тематику. Это помогло создать тематические презентации: «Природа нашего края», «Подводный мир», «Домашние и дикие животные», «Времена года» и другие. В процессе применения компьютерных презентаций, в работе с детьми по обогащению представлений об окружающем мире, я поняла, что мультимедийные возможности компьютера, помогут улучшить качество воспитательно-образовательного процесса и в других областях.

Хочется выделить некоторые положительные стороны использования компьютера и определённые результаты этой деятельности.

Использование компьютера позволило оживить совместную образовательную деятельность с детьми, вызвать положительный эмоциональный отклик с их стороны. Применение компьютерных дидактических игровых заданий даёт возможность повысить не только уровень познавательного интереса, но и уровень познавательной активности и самостоятельности мышления.

Для меня использование ИКТ оказалось кладезю положительных моментов. Я получила возможность использовать опыт своих коллег, размещённый в сети «Интернет», применять качественный наглядный дидактический материал, разнообразный по содержанию. Мною создана копилка продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций по разным образовательным областям, которые можно использовать не один год и при возможности вносить коррективы. Конечно, на сегодняшний день увеличились затраты времени на подготовку к занятиям, но это компенсируется успехами детей и возможностью сократить время на подготовку в будущем.

Всем известно, что существует семь чудес света, а восьмое чудо света — это дети, и мы должны сделать всё, чтобы они оставались такими же уникальными, имели свою точку зрения и могли с лёгкостью применять полученные знания и умения для решения задач в современном мире.


Литература:

  1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. «Современные педагогические технологии», С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.

  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников», Москва 2008.

  3. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва «Просвещение» 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, интеллектуальная готовность, родитель, работа, воспитательно-образовательный процесс, детский сад, Домашние, животное, игра, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО

Метод проектов как эффективное средство развития УУД младших школьников

Игра как метод адаптации ребёнка в школе

Современные образовательные технологии в ДОУ и ОУ

Здоровьесберегающие технологии и воспитание ребёнка в современной школе

Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы

Эффективные технологии стимулирования активности педагогов как средство воспитания

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования у подрастающего поколения национально-патриотических ценностей

Центр лего-конструирования в детском саду как особое образовательное пространство развития детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО

Метод проектов как эффективное средство развития УУД младших школьников

Игра как метод адаптации ребёнка в школе

Современные образовательные технологии в ДОУ и ОУ

Здоровьесберегающие технологии и воспитание ребёнка в современной школе

Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы

Эффективные технологии стимулирования активности педагогов как средство воспитания

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования у подрастающего поколения национально-патриотических ценностей

Центр лего-конструирования в детском саду как особое образовательное пространство развития детей младшего дошкольного возраста