Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества
Автор: Чорная Алена Димитриевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 12112 раз
Библиографическое описание:
Чорная, А. Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества / А. Д. Чорная. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3304/ (дата обращения: 16.11.2024).
Понятие образования в широком плане является постоянно изменяющимся, что соответственно влечет за собой переориентирование его целей, функций, состава, появления новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов.
В современном мире в условиях научно-технического прогресса наблюдается тенденция снижения качества образования на всех уровнях образования: дошкольном, среднем, высшем и т. д. В свою очередь это вызывает упадок во всех сферах деятельности человека и общества в целом. Но ведь именно через рост образованности личности лежит путь к преодолению децессионизма в современном мире.
Причин этих явлений масса, и они не могут быть полно и четко идентифицированы в условиях постоянной динамики процессов образования. Как основные и наиболее глобальные из них следует выделить следующие:
невозможность современной системы образования обеспечить конкурентоспособность человека узкой специализацией его подготовки, либо наоборот, слишком обобщенной;
низкий уровень общего развития личности, сопровождающийся снижением нравственности и гуманности, отсутствием четких целей своей деятельности, ростом прагматизма и эгоцентризма современного человека;
термин «престижность образования» утратил четкое интерпретирование в умах современности.
Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, государства, общества, согласно закону «Об образовании»1. И неспроста интересы личности выставлены на первое место. Упадок всего общества начинается с одного человека. И, зачастую, именно то представление об образованности, которое закладывается в человека в начале его пути саморазвития (в период дошкольного воспитания) и развивается далее системой формального образования, определяет его поведение на долгие годы. Поэтому очень важными являются закрепление (используя опыт и реальные примеры) правильного прообраза системы образования, набора базовых качеств, которыми должна обладать современная личность, путей их достижения и развития на протяжении всей жизни. Причем этих личностей необходимо соответствующим образом воспитать, привить им необходимые качества и умения, начиная с детского сада, бережно передавая с одного уровня на другой, развивая их способности с учетом их природных особенностей. И существенная проблема здесь — в мотивации труда учителей и преподавателей на использование прогрессивных методик и технологий обучения, на непрерывное собственное развитие. А, учитывая факт постепенной естественной убыли ученых старшего поколения, и то, что наука и преподавание не являются популярными направлениями деятельности среди современной молодежи, то задача раннего выявления и содействия в развитии талантливой молодежи, крайне актуальна.
Здесь, как следствие вышеперечисленных, на первый план выходит проблема обеспечения преемственности образовательных программ разных уровней. Необходимо четко понимать какие качества обучающегося (качественная характеристика) и какой уровень знаний (количественная характеристика) необходимы для перехода с текущего на следующий уровень и т. д. Очевидно, что на современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Как же трактовать «непрерывность» образования в данном контексте?
Предполагается, что для подтверждения соответствия уровня развития современной личности необходимо, вместо получения образования на всю жизнь, перейти к процессу образования через всю жизнь.
В XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам быстроменяющийся мир. Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Подобная необходимость приобретает все большую актуальность. Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства.
То есть, каждому человеку необходимо «непрерывно» обучаться и развиваться на протяжении всей жизни для сохранения и повышения своей конкурентоспособности, для раскрытия собственного потенциала, самосовершенствования и постоянного роста как личности. Но, как правило, люди преследуют лишь цель достижения материальных благ, и одна из причин этого — в коррумпированности современного мира.
Конечно, такая форма мышления это результат искажения ценностных ориентаций, следствие разрыва между образованием и культурой, когда получение любой ценой высшего образования, точнее диплома о высшем образовании, становится важным условием жизнеобеспечения, социальной адаптации личности. Это еще одно серьезное препятствие на пути становления непрерывного образования как принципа жизни современного человека. И для преодоления его необходимо изменить понимание конкурентоспособности, сделать его более гуманным и перенаправить в сторону «развития с целью развития», не забывая про самоактуализацию своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе.
Без решения этой проблемы нельзя решить главных задач, стоящих перед образованием, как организованной структурой общества: для чего, чему и как обучать в новых социально-экономических условиях. Чем же вызвана объективная необходимость решения этой проблемы?
Постоянная актуализация знаний, полученных в результате образования, вызвана потребностью решать в процессе трудовой деятельности непредвиденные и все усложняющиеся социальные и профессиональные задачи. А возникновение различных форм организованного послевузовского образования, например, такого социального института, как повышение квалификации (частично роль «второй школы» взяли на себя средства массовой информации, прежде всего Интернет), различные виды и способы неформального параллельного образования и самообразования призваны в определенной мере лишь компенсировать недостатки сложившейся ситуации.
Сегодня ситуация усугубляется также неумением обеспечить целостность и актуальность образовательных программ. Состав дисциплин в рамках той или иной специальности, последовательность их освоения и, главное, содержательная часть часто далеки от тех требований к специалистам, которые выдвигаются сегодня на рынке труда. Это вызвано отсутствием необходимой материальной базы вузов, нежеланием педагогов «старой школы» развиваться и корректировать образовательные программы дисциплин, опираясь на новые достижения и тенденции мировой науки. Чаще всего имеем «передачу» опыта прошлых лет и базовых знаний по учебникам 70–80-х годов прошлого века.
Разрешить эти проблемы возможно только если сформировать единые образовательные программы по основным направлениям профессионального образования, а также полные и всесторонние характеристики выпускников и педагогов, опираясь на соответствующие государственные образовательные и профессиональные стандарты, но с учетом требований потенциальных работодателей.
Только так удастся обеспечить выпуск востребованных компетентных специалистов, обучающихся в соответствии с запросами и перспективами развития рынка труда государства.
Рассмотренные проблемы и сущность непрерывного образования позволили сделать следующие выводы:
непрерывное образование — проблема, вызванная к жизни современным научно-техническим развитием мира;
непрерывное образование является основной педагогической проблемой современного этапа мирового развития;
сущность непрерывного образования следует понимать как пожизненный процесс, цель которого — всестороннее развитие человека, его биологического, социального и духовного потенциала, но прежде всего постоянное профессиональное самообразование, вызванное необходимостью обновлять устаревающие знания и умения, полученные во время обучения.
То есть, непрерывное образование как своеобразный ответ на технологический прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности, должно стать сегодня новым способом образовательной деятельности, обеспечивающим опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, но опирающихся на социокультурную сферу.
1 Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1