Модель интерактивного обучения в процессе методической работы ДОУ при введении современных федеральных государственных требований
Автор: Коновалова Оксана Владимировна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 815 раз
Библиографическое описание:
Коновалова, О. В. Модель интерактивного обучения в процессе методической работы ДОУ при введении современных федеральных государственных требований / О. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3306/ (дата обращения: 16.11.2024).
Система требований к качеству образования формируется на уровне национальной политики страны. Качество дошкольного образования зависит от многих причин и факторов, в том числе и кадрового обеспечения. Современная образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций. Следовательно, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из условий, обеспечивающих исполнение федеральных нормативных документов, является включение интерактивных форм работы с воспитателями и, вместе с тем, осознанная работа самих педагогов над собственным саморазвитием и самообразованием.
Интерактивность — способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» — «взаимный, между» и «aktio» — действие. Таким образом, интерактивность — одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. Цель, которой состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [2].
Анализ ситуации, сложившейся в дошкольном образовательном учреждении, показал, что уровень профессионального мастерства в педагогическом коллективе имеет неоднородный характер.
Был проведен мониторинг изучения способности педагогов ДОУ к саморазвитию, анализ факторов, способствующих и препятствующих профессиональному развитию педагогов.
В связи с тем, что в условиях переходного периода введения федеральных требований требуется совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ, был разработан управленческий проект «РОСТОК» («Развиваем Опыт, Совершенствуем Талант, Образование, Качество»). Данный проект был представлен на краевом образовательном форуме по инновационной программе «Обучаем действием» в октябре 2011 года в г. Верещагино Пермского края.
Цель Проекта определена как повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях перехода на новые федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Определены формы работы, которые способствуют повышению профессионального мастерства педагогов и являются ключевыми в структуре Проекта. Среди них: мастер-классы, наставничество, группы взаимопосещения и поддержки, практикумы, тренинги, деловые и имитационные игры.
Организована работа творческой группы по сопровождению процесса внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы в ДОУ. Рассмотрены новые варианты планирования воспитательно-образовательного процесса в соответствии с государственными требованиями. Скорректирована образовательная программа ДОУ в соответствии с положениями ФГТ. Разрабатывается вариативная часть основной образовательной программы ДОУ. Определены формы образовательной деятельности по реализации ОО федеральных требований.
Организованы мастер-классы: «Организация совместной трудовой деятельности дошкольников», «Театротерапия — преодолеваем агрессивность у детей», «Социально-неуверенные дети: их проблемы и пути решения средствами театрализованной игры».
Введена такая форма методической работы, как лекция-парадокс. В начале консультации-парадокса старший воспитатель объявляет, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок (не более 5 для консультации длительностью 1 час). Далее педагогам предлагается фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками: педагоги называют те положения, которые они посчитали неверными. При этом возможны разные варианты, которые в определенной мере сами по себе являются экспресс-диагностикой профессиональной зрелости педагогов и показывают направления для дальнейшей работы с ними. Цель консультации-парадокс — привлечь внимание к важным аспектам проблемы, повышение активности, побуждение к размышлению и анализу.
Группы взаимопосещения и поддержки организованы с целью обмена педагогическим опытом по организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Самосовершенствованию педагогов в определенной степени способствует внедрение формы коллективного обсуждения непосредственно образовательной деятельности, разработанной К. Ю. Белой [1].
Используются проективно-рефлексивные методики. Например, «сочинения» воспитателей («Воспитатель глазами ребенка», «Я и мои воспитанники»), дискуссия «Самообразование: право или обязанность?», рефлексивная методика «Незаконченное предложение», например, «На моих образовательных ситуациях (занятиях) детям легко, вследствие…».
Таким образом, интерактивное обучение педагогов позволяет реализовать субъектно-субъектный подход в организации делового взаимодействия, способствует формированию активно познавательной позиции педагогов, активизации мышления, развитию самоанализа, рефлексии, мобилизации воли, ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого задач. В результате увеличивается % обобщения опыта работы педагогов ДОУ и % участников конкурсов педагогического мастерства.
И самое главное — создание в ДОУ творческой образовательной среды, в которой формируется активная, самостоятельная, коммуникативная личность (ПЕДАГОГА и РЕБЕНКА).
Более того, разработанная Модель интерактивного обучения педагогов истинно характеризует портрет методиста ДОУ. Итак, будем знакомы, методист ДОУ — это …:
М — миссионер — может убедить другого поверить в то, во что верит сам, умеет увлечь, повести за собой.
Е — единомышленник — может сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Т — творец — постоянно находится в творческом поиске.
О — организатор — устраивает и создает в ДОУ рациональную структуру, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.
Д — дипломат — эффективно руководит людьми, находит подход к каждому человеку, управляет своими чувствами, переживаниями и поведением, умеет уважать окружающих.
И — интеллектуал — имеет широкий кругозор и глубокие познания.
С — стратег — владеет искусством планирования, строит правильные и далеко идущие прогнозы.
Т — тактик — разрабатывает приемы, способы достижения поставленной цели.
Литература:
Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ:Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64с.
http://trufanovanv46.ucoz.ru/publ/interaktivnye_metody_obuchenija/interaktivnoe_obuchenie/4–1-0–25