Типовые подходы к анализу сущности образовательного пространства
Автор: Федоров Владимир Николаевич
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2467 раз
Библиографическое описание:
Федоров, В. Н. Типовые подходы к анализу сущности образовательного пространства / В. Н. Федоров. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3314/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важной задачей современного этапа развития российского общества является создание единого образовательного пространства, объединяющего территориальные образовательные системы разного типа и уровня, и призванного обеспечить возможность равного доступа гражданам к образовательным ресурсам.
Понятие «пространство» является одной из важнейших основополагающих категорий в области научного познания и довольно широко используется в различных сферах деятельности. В педагогическом сообществе словосочетание «образовательное пространство» (или — среда, — социум, — сфера) и его производные — «географическое», «экономическое», «социальное», «геополитическое», «гуманитарное» и т. д. выделяются в философском, гносеологическом, семантическом, культурологическом, системном, синергетическом, герменевтическом и прочих аспектах, разрабатываемых в современной теории и практике образования.
В философии пространство — «это всеобщая форма бытия материи» [4, с. 519], ее важнейший атрибут; это абстрактное понятие, выражающее существование связи вещей друг с другом, порядок их размещения относительно друг друга. По мнению Алаева Э. Б., под пространством, очевидно, должна пониматься объективная, всеобщая и познаваемая форма существования географических объектов [1, 98 с.].
В научной литературе «предметные» пространства выделяются, как правило, по содержательно-функциональному признаку в соответствии с целями и задачами исследования, т. е. по природе установившихся связей между рассматриваемыми объектами.
Сформировалось несколько подходов к определению сущности понятия образовательного пространства:
Личностно-средовой.
В педагогической науке «пространство» является концептуальной категорией, отражающей совокупность отношений между участниками образовательного процесса. Структурная композиция (форма сочетаний) и архитектура (модельное построение) пространственных элементов образования отражают исторические этапы его становления, закономерности и принципы организации в конкретных условиях социокультурной среды. С позиции средового подхода образовательное пространство — это социально-интегративная среда (или совокупность сред), оказывающая влияние на социализацию личности. При этом последняя предполагает обязательное присутствие субъекта образования и его активное взаимодействие с ближайшим окружением
Ресурсный.
Образовательное пространство (в отличие от образовательной среды) характеризуется в значительной степени объективным характером и представляет собой ресурс (средство) моделирования образовательных систем, необходимым для «поддержания факторов процесса воспроизводства», что способствует устойчивому и комплексному развитию территориальных социально-экономических систем (общества, социума), а в нашем понимании — механизмом (инструментом) и средством (методом) их модернизации.
При этом в раскрытии сущностных его характеристик акцент делается на эффективность использования имеющихся внутренних возможностей и целевого привлечения внешних. Наличие ресурсного потенциала, несомненно, предопределяет содержание, структуру и направленность развития пространственных систем, характер внутри — и межотраслевого их взаимодействия.
Объединяя в себе взаимосвязанные территориальные рынки различного содержания, образовательное пространство обеспечивает необходимые условия для реализации прав граждан на получение доступа к образовательным ресурсам всех уровней и ступеней организации.
Культурно-гуманистический.
Сущностной характеристикой образовательного пространства является его вариативность и многопрофильность, которые взаимосвязаны с многофункциональностью. Вариативность как разнообразие видов деятельности проявляется во всех пространственных компонентах (целевых, содержательных, процессуальных), способах и характере взаимодействия субъектов, формах их организации, специфике протекания интеграционных процессов и т. д.
Развитие социального партнерства, укрепление национальных традиций в семье и обществе, несомненно, укрепляют «поликультурное пространство», формируют толерантность поведения и создают условия для самоидентификации личности. Подобный аксеологический подход (от греч. axia — ценность и logos — слово, идея) базируется на культурно-гуманистической концепции образования и направлен на создание многомерного социально ориентированного пространства, позволяющего учитывать общечеловеческие ценности.
Социально-географический.
Следует констатировать, что образовательное пространство является частью географического пространства, т. е. совокупностью природных, социально-экономических, историко-культурных, политико-правовых и пр. характеристик территории, взятых в их отношении к образованию.
В теории педагогики и географической науки понятие «образовательное пространство» используется, как правило, в ракурсе (контексте) территориальной приуроченности тех или иных объектов, процессов и явлений развивающихся во времени. Критериями их выделения являются «размер и протяженность», «масштаб (соразмерность) и компактность», «объемность и насыщенность», «вместимость и плотность», «привязанность к определенным координатам (местоположение)» и т. д. Это дает возможность объединить локальные образовательные учреждения и специалистов разного профиля и необходимой квалификации (в отличии от отраслевого подхода) в единое (комплексное) составляющее, установить общие правила, формы и методы сотрудничества и обеспечить совместную их деятельность и ответственность за конечный результат. Для него характерно межуровневое взаимодействие, когда одни и те же субъекты — участники образовательного процесса могут выступать как в роли управляемых агентов, так и управляющих органов.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что образовательное пространство является сферой взаимодействия субъектов образования с окружающей природной, социо- этнокультурной средой. Это обеспечивает преемственность различных уровней образования, непрерывность обучения и интеграцию различных сфер общества в единое целое.
Территориальная организация образования направлена на обеспечение доступа к ее ресурсам, в т. ч. инновационным, на реализацию современных видов и форм взаимодействия учебных заведений в рамках социума. При этом территория (лат. territorium, от tеrrа — земля, страна) как особый вид «пространственного ресурса» и как фактор внешней среды обеспечивает взаимосвязь между субъектами образования, определяет их «взаиморасположенность и взаимоувязанность», упорядочивает характер взаимоотношений. В ее пределах (т.н. границах образовательного поля) функционируют образовательные группировки и комплексы, узлы и центры, зоны и округа и др. единицы разных таксономических уровней и форм сочетаний.
Системно-функциональный.
Современное образование направлено на построение единого, но внутренне дифференцированного пространства на всех уровнях и ступенях его организации — от подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений до системы послевузовского профессионального образования. Многомерность образовательной деятельности призвана обеспечить непрерывность, целостность, преемственность учебного процесса, в который органично включены все его субъекты — семья, государственные и общественные организации, средства массовой информации и т. д. Это позволяет выстраивать образовательный процесс на основе социокультурного творчества и компентентностного подхода, сконструировать модели «личностно-ориентированной деятельности» и «индивидуальной образовательной траектории», разрабатывать различные формы педагогического сотрудничества.
В рамках системно-функционального подхода под образовательным пространством понимается совокупность разноуровневых систем, где «большая система по отношению к меньшим образует соответствующее пространство». В границах «пространственного базиса» современного общества, каковым является образование, реализуются образовательные услуги, направленные на подготовку «социально адаптированного индивида», способного к различным видам профессиональной деятельности в соответствии с освоенными компетенциями.
Принцип системности — это интеграция основных компонентов образовательного пространства в общую структуру, «их вертикальная и горизонтальная координация в целях преодоления эклектичности, ведомственной разобщенности и отраслевой дифференциации». В условиях динамичных преобразований в теории и практике образования системный подход к изучению многообразия форм и методов взаимодействия разнородных элементов позволяет выделить перспективные направления и разработать концепцию их развития с внутренними и внешними преемственными связями. Все это актуализирует проблему изучения механизма функционирования образования в рамках конкретной территории и исследования его роли в воспроизводственном процессе. Следовательно, системный подход позволяет рассматривать объект как единое целое, состоящее из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного.
Сетевой.
Моделирование развития единого интегрированного многоуровневого образовательного пространства осуществляется на основе универсальных законов и закономерностей эволюции сложных систем. При этом системный анализ обеспечивает внедрение в практику современных форм, методов и технологий, способствует конструированию эффективных моделей взаимосвязей и взаимоотношений территориально разобщенных образовательных учреждений различных типов и направленности [2, c.90].
Проектирование форм и методов сетевого взаимодействия образовательных учреждений направлено на создание условий для доступа и повышения качества образовательных услуг, а также повышение эффективности управления ими в конкурентной среде. Архитектура взаимодействия включает не только внутренние элементы организации, но и предусматривает возможность привлечения внешних ресурсов. Так, внедрение сетевых форм и принципов организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных (в т. ч. дистанционных) технологий удаленного доступа к информационным ресурсам (сall-центр, Интернет, E-mail сервисы, электронная почта) обеспечивает эффективную реализацию модели «инновационной образовательной среды». Информационно-технические средства обучения способствуют интерактивному взаимодействию сетевых агентов, разработке технологических альтернативных моделей образования в рамках сетевого сообщества, способствуют продвижению новаций на рынок передовых педагогических технологий [3,45 c.].
Таким образом, сложность образовательного пространства как социальной системы, предполагает множественность аспектов рассмотрения каждого феномена и вариантов включения различных компонентов при их структурировании. Множественность описания единого образовательного пространства дает возможность представления его как сложного многоуровневого явления, включающего экономический, политический, идеологический, социально-культурный, правовой, информационный, собственно педагогический (содержательный), научно-методический уровни исследования.
Литература:
Алаев Э. Б. Социально-экономическая география Понятийно-терминологический словарь. — М.: Мысль, 1983.- 350 с.
Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- С.88–94.
Павличенко Е. Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования // Народное образование.- 2012..- № 1. — С.42–47.
Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.- 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 815 с.