Изучение учащимися жизни и деятельности выдающихся земляков, деятелей культуры и науки на уроках обществознания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, январь 2013)

Дата публикации: 09.01.2013

Статья просмотрена: 1606 раз

Библиографическое описание:

Абзалова, С. С. Изучение учащимися жизни и деятельности выдающихся земляков, деятелей культуры и науки на уроках обществознания / С. С. Абзалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3318/ (дата обращения: 16.11.2024).

Уроки обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций — вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно — полезной, увлекательной, благородной работы.

Наш район и село Нурлаты дали стране много выдающихся людей — деятелей науки, литературы и искусства. Какую бы страницу истории нашей страны и республики мы не открыли, везде есть следы замечательных земляков. Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины через изучение жизни и деятельности выдающихся наших земляков — одна из основных задач моей педагогической деятельности. Поэтому на уроках и внеклассных мероприятиях обращаюсь к людям, которыми может гордиться наше село и Зеленодольский район. Например, в 8 классе при изучении тем: «Личность», в 7 классе «Выдающаяся личность», в 10 классе «Индивид, Индивидуальность. Личность», «Становление личности» учебный материал связываю с краеведческим материалом. Здесь целесообразно вовлекать учащихся к изучению жизни и деятельности выдающихся земляков, которыми богат наш край: это писатели, поэты, музыканты, артисты, учёные, государственные деятели. Вот только некоторые из них:

знаменитые ученые: Каюм Насыри — выдающийся просветитель, ученый-мыслитель, педагог, общественный деятель; Саттаров Гумар Фаизович — языковед, доктор филологических наук, профессор, «Заслуженный деятель науки ТАССР»; Валеев Рамзи Калимович — доктор исторических наук, профессор, «Заслуженный деятель науки Республики Татарстан»; Асадуллин Абдулла Шагеевич — педагог-методист, доктор педагогических наук, профессор, «Заслуженный деятель науки Республики Татарстан»; Тагиров Равхат Бикмуллович — профессор КФУ, физик, академик; Урал Нуриевич Закиров, доктор физико-математических наук, ведущий сотрудник Российской академии наук, почетный член Федерации космонавтики России, «Заслуженный создатель космической техники», «Заслуженный испытатель космической техники»; Ильдус Бариевич Хайбуллин — доктор физико-математических наук, профессор, член Академии наук РТ; известные деятели культуры: Ганиев Виль Халимович — литературовед, переводчик, «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»; Альмеев Усман Гафьятович — певец, народный артист ТАССР; Мухамедов Ирек Джавдатович — заслуженный артист РСФСР, солист Большого театра в Москве, с 1990 года — Королевского балета Великобритании; Шамов Афзал Шигабутдинович — талантливый прозаик, публицист, переводчик, общественный деятель, член Союза писателей СССР; Сафиуллин Юнус Габдулович — драматург, «Заслуженный деятель искусств РТ»; Зариф Фирдаус — писатель-прозаик, переводчик, публицист; Шафигуллин Фаиль Хафизович — знаменитый поэт, писатель, сатирик; Айдарский Газиз (Газиз Исхакович Валитов) — актер, режиссер и др; Ваисов Сардар (Гайнанутдин) (1878- 1918) — руководитель национально — освободительного движения, борец за восстановление Булгарского государства.

Итогом поисково-исследовательской деятельности школьников могут стать научно- практические конференции и вечера встреч с известными земляками.

При изучении темы «Личность и социальная среда» в 8 классе, «Самопознание и развитие личности» в 10 классе провожу конкурсы поисково — исследовательских работ «Человек с большой буквы», «Людей неинтересных в мире нет», «Всем смертям назло». В процессе исследовательской деятельности учащиеся встречаются с земляками, чья жизнь, по их мнению, является примером для подражания, берут у них интервью, пишут о своих впечатлениях об этих людях. Итоги этой работы подводим на уроке — встрече с замечательными земляками, которых выбрали сами дети. Они увлеченно рассказывают о своих односельчанах, об их отношении к жизни, людям, труду. Такие внеклассные мероприятия воодушевляют и вдохновляют подростков, помогают формировать их духовный мир без изъянов и пороков.

Работу над темой «Товар и деньги» в 8 классе завершаю дискуссией «Роль денег в жизни человека». На этот урок приглашаю старожилов, известных в селе меценатов и спонсоров, земляков, которым помогли благотворители, нумизматов, руководителя школьного музея. Уместно обратиться к возрождения культурно — исторических памятников нашей республики: острова — града Свияжска и Булгар, Раифского монастыря, строительству и восстановлению религиозных учреждений родного края: мечети, храмы, кладбища, святые родники. От этой встречи учащиеся получают настоящий урок жизни, урок доброты, душевной щедрости. Необходимо, чтобы подростки знали цену заработанного своим трудом рубля, возможности для их разумного, гуманного вложения, знали о конкретных примерах благотворительности и милосердия.

Важной воспитательной задачей современной школы является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Решению этой гуманной задачи способствуют уроки обществознания и внеклассные мероприятия по темам: «Нации и народности», «Межнациональные отношения» (8, 11 класс), «Религия», (9 класс), с участием земляков — представителей разных национальностей: татар, русских, армян, узбеков, таджиков и др. Школьники убеждаются в том, что только дружба, взаимопонимание и взаимоуважение могут способствовать миру и процветанию общества.

Краеведение и музейная педагогика представляют благодатный материал при изучении тем: «Религия», «Духовная культура» в 9 классе. Я практикую экскурсии и походы с учащимися в духовные заведения родного края, встречи с представителями различных религиозных конфессий, поисково — исследовательскую деятельность учащихся, посвященную истории культовых заведений края: храмам острова — града Свияжска, Раифы, Заволжья. Учащиеся создают исследовательские и проектные работы: «Православные храмы родного края», «История разрушенной церкви», «Мечети нашего края», «Святые места родного края».

Во время изучения тем: «Культура», «Искусство» в 10 классе провожу встречи с народными умельцами, оформление выставки «Творчество золотых рук моих земляков».

Можно с уверенностью утверждать, что приобщений детей к краеведению помогает воспитанию современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры, созидателя и гуманиста, а труд учителя делает еще более значимым и необходимым.


Основные термины (генерируются автоматически): родной край, духовная культура, земляк, класс, высокая нравственность, изучение жизни, урок обществознания, учащийся.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся основного общего уровня образования на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания

Роль краеведческой работы в формировании нравственно-культурных ценностей на уроках истории у детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания

Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся основного общего уровня образования на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания

Роль краеведческой работы в формировании нравственно-культурных ценностей на уроках истории у детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного поселка как средство патриотического воспитания