Современные тенденции развития информационных технологий в выставочном пространстве библиотек и музеев: взгляд в настоящее и будущее
Автор: Коваленко Вячеслав Андреевич
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3704 раза
Библиографическое описание:
Коваленко, В. А. Современные тенденции развития информационных технологий в выставочном пространстве библиотек и музеев: взгляд в настоящее и будущее / В. А. Коваленко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3319/ (дата обращения: 16.11.2024).
Выставка — это организация, действующая на базе специально организованной предметно-пространственной среды, предназначенной для демонстрации экспонатов, и решающая задачи, определяемые в каждом конкретном случае. Каждая выставка является специфической временной организацией с собственной внутренней инфраструктурой и требует комплексности. Выставка как специфическая организация является уникальной системой с обратной связью, активно влияющей на развитие человека, посещающих выставку, играет исключительную социальную роль и выполняет важную социо-культурную, просветительскую, информационную и коммуникационную миссию. Выставочная деятельность создаёт условия для благоприятной атмосферы восприятия знаний, повышению престижа знаний и образования, глобализации передовых технологий. Бурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий активно влияет как на развитие самой выставочной деятельности, так и на развитие методологии построения и разработки проектов. Выставки являются органической составной частью библиотек и музеев, особым родом социально-педагогической деятельности, нуждающейся в подготовке соответствующего материала, представления устройств показа по специально созданным стандартам.
В настоящее время сформировано современное образовательное пространство, которое связано с появлением новых социальных институтов и деятельностью традиционных учреждений, таких как библиотека, музей, архив и т. д.
Современные выставки, выставочные проекты в библиотеке и музее сейчас выступают не только, как доведение справочной информации до читателя, но и несут научно-педагогическую задачу в плане просвещения молодого поколения. Таким образом, выставки в XXI веке — это в первую очередь информационно-образовательная деятельность. Истоки этого надо искать в процессах, которые проходи ещё в конце XX века, именно тогда возникла потребность в возрождении и актуализации инновационной деятельности в педагогической деятельности. Большинство современных выставок становятся именно образовательными.
Роль образовательной выставки, особенно «с вхождением в жизнь фактора информации» трудно переоценить. Новая концепция образования с учётом потребностей и инновационных ресурсов рынка образовательных услуг может быть реализована за счёт информативных, мобильных выставочных проектов в традиционных учреждениях культуры. Именно современные библиотечные, музейные выставки помогут решить проблему разработки и реализации концепции управления устойчивым развитием образовательных систем, подразумевающим в качестве необходимого условия непрерывность инновационных процессов и новых педагогических приёмов в показе-рассказе любой из тем.
Особый акцент при разработке современных выставок должен быть на том, чтобы материал был доступно показан для подростков и молодёжи.
Библиотеки и музеи, как социокультурные институты должны вовлекать учащихся в процесс познания и решать следующие задачи:
Формирование целостного восприятия исторического процесса (краеведческие и архивные данные), литературных произведений, произведений на основе межкультурного подхода к образованию и интеграции различных видов искусств;
Развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся на основе реализации деятельностного подхода, связанного с профессиональным обучением;
Воспитание личности в историко-культурном пространстве, позволяющем ей осознавать себя субъектом культуры, понять своё место в историко-культурном процессе.
Интересными и специфичными в культурно-просветительской деятельности (Лувр, Орсе, Музей современного искусства в Центре культуры и искусства Ж. Помпиду) являются основные функции французских музеев, которые нужно применять и в отечественной практике:
формирование интереса к музейной педагогике на теоретико-методологическом, технологическом уровнях в эпоху движения образования от репродуктивно-педагогической цивилизации, предполагающей трансляцию опыта прошедших лет подрастающим поколением, к цивилизации креативно-педагогической;
сохранение и воссоздание истории ценностей человечества через совместное творение настоящего и будущего во взаимодействии взрослых и учащихся;
внедрение инновационных процессов интеграции рефлексивной и творческой деятельности, связанной с осознанием и продолжением основных линий цивилизованного и историко-культурного развития
Современная выставка — это новая, быстро развивающаяся форма сложной организации, имеющая определенный набор взаимосвязанных и взаимозависимых целей, собственные ресурсы, используемые для реализации поставленных целей. Оригинальность и своеобразие библиотечных, музейных выставок состоит в том, что на них создаются и продаются не материальные продукты, а предоставляется информация, в которой сконцентрирована историческая память о прошлом, настоящем.
Выставочная деятельность является неотъемлемой частью социокультурной деятельности, а также одним из факторов, существенно влияющих на формирование будущего контура сознания мирового сообщества.
Концепция современных форм культурно-образовательной деятельности библиотек и музеев исходит из необходимости создания полной целостной системы разнообразных форм деятельности, направленных на культурное воспитание юного поколения граждан, на развитие их творческих способностей, их исторического сознания, на приобщение к русской и мировой художественной культуре. Современная выставочная деятельность, её формы базируются на понимании необходимости сохранения и развития традиционных форм работы с разными возрастными группами и умеренного применения информационных и коммуникативных технологий, которые позволили бы сделать выставочное пространство более интересным, «доступным» для восприятия.
Главная задача в современных реалиях научным сотрудникам через правильно выстроенное выставочное пространство «подвести» молодого человека, формирующуюся личность к наиболее важным, фундаментальным проблемам культуры, науки и других областей человеческой деятельности.
Важно понимать, что выставка, её пространство должно быть «заточено» под образовательные нужды, нести в себе просветительскую направленность и через обучение «обострить» внимание, развить познавательную активность молодого человека.
Применение информационных технологий позволит выработать у человека стремление к активной познавательной самостоятельности и навыкам мышления, могут зародиться или уже развиваться навыки таких интеллектуальных операций, как анализ, абстрагирование, обобщение, систематизация и т. д.
Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, то сегодня охарактеризованы методы решения различных интеллектуальных задач, многие из которых направлены на развитие способности личности повышать свой интеллектуальный, творческий потенциал [1]. Это логические методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения и обобщения. Сегодня учёные уже предложили новые логические методы. И это в основном построение «древа целей», которые позволяют представить полную картину взаимосвязи различных событий. Одним из основных недостатков существующей системы обучения является формирование устойчивой установки, направленной на копирующую деятельность. Информационные технологии, которые могут применяться в выставках позволят расширить горизонт в плане развития человека, совершенствовать образовательный процесс. Т. е. возможно решить проблемы формирования профессионального, личностного потенциала молодого человека (студента, школьника), посредством использования информационных технологий в выставочном пространстве наряду с традиционными формами показа. Использование разнообразных форм и методов при разработке и воплощении выставочной задумки обеспечит в дальнейшем активность посетителя (молодого поколения) и подтолкнёт к возможности самореализации.
В рамках развития информационных технологий, их проникновения в повседневную жизнь важным представляется то воздействие, которое окажут эти новшества на все сферы жизни общества. В современных исследованиях всё чаще проявляется тенденция к интеграции усилий учёных вокруг разработки проблемы эффективности профессиональной подготовки в условиях информатизации общества.
Органы чувств отличаются физической природой принимаемого сигнала, способом его кодирования и неравноценны в информационном отношении. Большую часть информации человек получает по зрительному и слуховому каналам, и только 1 % принимаемой информации приходится на остальные органы чувств. Поэтому основное внимание при разработке и воплощении современной выставки должно уделяться двум органам чувств.
Память человека хранит все его знания и характеризуется психофизиологическими процессами запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Объём запоминаемой информации зависит от способа кодирования, канала её приёма. Наиболее значимым с точки зрения количества запоминаемой информации является зрительный и слуховой анализаторы, поэтому особенно важно применять аудиовизуальное оборудование, встроенного в традиционную среду. Такое оборудование может варьироваться (в зависимости от задач и финансовых возможностей): от обыкновенных презентаций, проецируемых на стену, до 3–4-5 D технологий, сложных аудиовизуальных секторов на выставке.
Обязательно важно комбинированно подойти к подаче информации. Учёными было доказано, что в случае одновременного воздействия на зрение и слух запоминается до 65 процентов выданной информации. На это давно ещё обратил внимание К. Д. Ушинский, говоря о грамотной подаче информации педагогом, в нашем же случае педагог заменяется выставкой, выставочным пространством, аудиовизуальным пространством.
На рубеже XX-XXI вв. произошла революция в информационных технологиях, которая повлияла на развитие человечества. В результате произошёл перелом в истории информационных технологий, их восприятии в человеческом сознании. Насыщенность мира мощными и интенсивными информационными потоками значительно трансформировала его.
Библиотечные (музейные) выставки выстраиваются по разным парадигмам, принципам, моделям, но какими бы они не были надо исходить из использования новых информационных технологий на основе стратегий пропаганды знаний, формирующих и раскрывающих потенциал личности.
В информационном обществе существует информационное государство, которое обеспечивает условия для существования и развития общества посредством поддержки библиотек, музеев на пути предоставления посетителям качественной информации, их обучения в стенах культурно-просветительских учреждений.
Положительным моментом является осознание государством значимости образовательной, просветительской деятельности современных выставок библиотек и музеев в формирующемся новом сознании общества. Безусловно, ясно, что Россия совершает переход от индустриального общества к обществу знаний. Инвестиции, господдержка, которая может быть направлена на усовершенствование выставочной деятельности библиотек и музеев, являются вложением в будущее развитие страны. Посредством создания ит-выставок, образовательных центров на базе библиотек и музеев, которые бы «новым языком» (языком технологий) рассказывали о истории родного края, героях прошлого и настоящего, культурном достоянии страны, можно добиться прогресса в пропаганде знаний, формировании гражданина-патриота своей страны среди молодого поколения.
Очень важную мысль высказал президент РФ Владимир Владимирович Путин, выступая на Всероссийском форуме сельской интеллигенции, где он подчёркнул: «Что особое внимание надо уделить (сельским) библиотекам. Они должны стать информационным, образовательным и культурным ядром российского села. Для этого в каждой библиотеке, помимо книжного фонда, обязательно должны быть компьютеры с доступом к Интернету» [2].
Его слова можно перенести и теоретически расширить не только на сельскую местность, но и на всю Россию, особенно на провинциальные города, где библиотека (музей) являются центром культурной жизни, значительным источником знаний. Ведь недаром Владимир Владимирович приравнивает библиотекаря к учителю, т.к современная библиотека или музей, их научные сотрудники должны соответствовать новым педагогическим, информационным тенденциям, позволяющим заинтересовать человека, подтолкнуть к изучению, самообразованию, совершенствованию (обновлению) своих знаний.
Модернизация общероссийской системы библиотечного (музейного) и информационного обслуживания населения, выставочных проектов на основе современных технологий являются важным направлением деятельности, как государства, так и самих учреждений культуры, которые должны стать «локомотивом» передачи знаний, пропаганды прекрасного. Всё это позволит не только выполнить педагогическую (образовательную) миссию библиотек и музеев, но и подтолкнуть российское общество в решении проблемы «дефицита духовных скреп» [3].
Литература:
Ильин Г. От педагогической парадигмы к образовательной [Текст] / Г. Ильин // Высшее образование России.- 2000.- № 1
- Путин о библиотеках [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ofap.ru/putin-o-bibliotekax.html
- Послание Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/17118