Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, январь 2013)

Статья просмотрена: 3413 раз

Библиографическое описание:

Янченко, И. В. Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза / И. В. Янченко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3320/ (дата обращения: 19.12.2024).

Рассмотрение сущности понятия карьера позволяет рассматривать ее как социально-психологический феномен, связанный с целевой активностью, самореализацией, самооценкой человека, положительной Я-концепцией, реализацией личностного потенциала, рефлексией с субъективным ощущением успеха деятельности — действий направленных на достижение вершин «акме» в профессии или карьере [5]. Современное понимание феномена карьеры выходит за рамки только профессиональной деятельности и связывается с проектированием всего жизненного пути, так Н. С. Пряжников связывает карьеру не только с успешностью в профессиональной деятельности, но и с успешностью всей жизни [3]. Ряд авторов (О. А. Елдышова, А. М. Рикель, О. А. Тихомандрицкая и др.), исследовавших различные аспекты феномена «карьеры», подчеркивают, что успешность человека в профессиональной деятельности определяется положительной профессиональной Я-концепцией. При этом отметим, что успешность в карьере связана с субъективным восприятием: человек может чувствовать себя абсолютно счастливым и удовлетворенным на посту охранника, повара, бухгалтера, менеджера и т. д. на протяжении всей жизни.
Понятие «Я-концепция» как родовое по отношению к видовому понятию «профессиональная Я-концепция», исследователями используется при описании глубинных структур и процессов личности, при этом сущность понятия «Я-концепция» в науке остается дискуссионной, в связи со сложностью, многообразию понятия самого «Я». Тем не менее, в подходах ученых в исследовании данной проблемы можно выделить единодушие, заключающееся в том, что Я-концепция рассматривается как формирующаяся в процессе жизнедеятельности человека система представлений о себе, включающая: осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов; и развивающаяся в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других. Опираясь на интегративный подход, исследователи А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова, выявили: Я-концепция личности понимается как системное интегральное психическое образование, реализующееся в таких сферах, как когнитивная, эмоциональная, мотивационная, поведенческая, аккумулирующих представления, знания субъекта о себе, личностные смысловые образования, переживания субъектом оценки и самооценки собственных свойств и качеств, своих возможностей и ограничений, ценностей, проявляющихся в стратегии жизни [2].
В психологической литературе с профессиональной Я-концепцией связаны различные феномены: профессиональные кризисы, профессиональное поведение, типы «Я», профессиональная самооценка, психологические проблемы руководителей, нереализованность, гендерные аспекты и др. Различные авторы, как отечественные, так и зарубежные понимают профессиональную Я-концепцию как:
  • один из видов Я-концепции, как набор характеристик самовосприятия, осознаваемых индивидом как соответствующие профессиональному выбору (Д. Сьюпер);
  • как совокупность представлений о себе как о профессионале (А. А. Реан);
  • как систему сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенную для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и обеспечивающих его собственное функционирование, саморазвитие / самореализацию в профессии (С. Т. Джанерьян) [4].
Приведенные понятия професииональной Я-концепции не противоречат друг другу, более того Н. Ветц отмечает, что если рассматривать Я-концепцию в контексте конкретных социальных, экономических и политических причин, то количество личностных характеристик может увеличиваться до бесконечности [4]. С. Т. Джанерьян выделяет центральное звено в профессиональной Я-концепции — смысловое отношение к профессии, нахождение глубинных смыслов деятельности, обеспечивающие регуляцию деятельности, взаимоотношений с профессиональным сообществом, развитие личности в профессиональной сфере и пр. При этом исследователь отмечает, что профессиональная Я-концепция является динамическим образованием, что означает ее процессуальный характер, изменчивость с течением времени [1].
Определяя структуру профессиональной Я — концепции А. М. Рикель выделяет в ней поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты (рис. 1). Важнейшим элементом эмоционального компонента в структуре профессиональной Я-концепции выступает самооценка. Выделяются завышенный, заниженный и адекватный уровень самооценки. В исследованиях связанных с особенностями самооценки и ее формирования у студентов (Н. В. Кузьмина, В. Ф. Сафин, диссертационные работы Т. Д. Андроновой, С. Х. Асадуллиной, А. В. Захаровой, В. А. Семиченко, М. А. Ларионовой и др.) подчеркивается важная роль самооценки как личностного образования в процессе формирования личности и ее деятельности. В структуре профессиональной самооценки выделяют: самооценку результата (связанную с оценкой достигнутого и отражающую удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями); самооценку потенциала (связанную с оценкой своих профессиональных возможностей и отражающую веру в себя, и уверенность в своих силах).

Рис. 1. Структура профессиональной Я-концепции (А. М. Рикель)


По наблюдениям исследователей (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан) низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития личности и лежит в основе позитивной мотивации саморазвития. Объяснительные механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности связаны не с упрощенной обобщенной самооценкой, с соотношением самооценки результата и потенциала личности.
Особо отметив в структуре профессиональной Я-концепции самооценку, ясность мышления, уверенность, стабильность и чувство реальности, самоэффективность Д. Сьюпер выделил пять жизненных стадий развития профессиональной Я-концепции (пробуждения, исследования, установления и консолидации, сохранения, пенсионерства) и соответствующие им цели профессионального развития [6]. Рассмотрим более подробно стадии, имеющие педагогический аспект.
Стадия пробуждения (детство и ранняя юность от 0 до 14 лет) — в представлении о «профессиональном Я» преобладают фантазии и потребности, и лишь к концу стадии приобретают значение интересы и способности. За счет предметных и социальных требований и побуждений, идущих от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки. Кроме того, закладываются основы профессиональной Я-концепции, самоотношения, человек приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания нестабильны или фиксированы на профессиональные роли нереалистично.
На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость 15–24 года) происходит оценка своих способностей и возможностей, интересов, ценностей и потребностей. Молодые люди пробуют себя в той или иной профессиональной сфере, вступая на рынок труда или начиная профессиональное обучение, постепенно подходящая, с точки зрения личности, профессиональная сфера сужается, начинается овладение выбранной профессией. Возникает необходимость решить в первую очередь задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Я-концепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений, и реализация первого профессионального выбора в образовании или в трудовой деятельности. Для предпрофессионального поведения выделены следующие характерные признаки:
  • первоначально случайное, затем сознательное восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей;
  • рассмотрение профессиональной перспективы и расширение ее возможностей;
  • принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков.
На этой стадии проявляются субъектная позиция и индивидуальные различия в поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор. На этом этапе возникает необходимость планирования дальнейшего профессионального развития в соответствии с субъективными представлениями о карьерном росте и жизнью в целом.
Стадия установления и консолидации (фаза пробы (25–30 лет), фаза стабильности (31–44 года)) после завершения профессионального образования связывается с адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к стабильной профессиональной позиции, становятся ясными карьерные цели и способы их достижения, происходит кристаллизация профессиональной Я-концепции. На этот период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшим профессиональным образованием и могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни.
Осознание и принятие образовательной деятельности как начального этапа построения карьеры, необходимости активного участия в образовательном процессе, в первых профессиональных пробах, рефлексивного видения себя и результатов деятельности обеспечит развитие положительной профессиональной Я-концепци и реализацию первого профессионального выбора как ответственного решения касающегося сферы планирования и реализации профессиональной деятельности и развития карьеры, что позволит легче преодолеть серьезные профессиональные кризисы. В связи, с чем выступает необходимость создания условий в образовательной системе вуза для реализации педагогических технологий способствующих формированию субъектной позиции студента в процессе получения высшего профессионального образования, позитивной профессиональной Я-концепции и адекватной самооценки студента. Данные условия полностью соответствуют гуманистической парадигме в философии и теории образования, и соответствует идеям личностно-ориентированного образования, сущностные характеристики которого находят отражение в содержании образования, в моделях и технологиях организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса, выстраиваемых позициях студентов и преподавателей, способствующих самоопределению личности в выбранной профессии и возможных путях карьерного роста.

Литература:
  1. Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. N 4. Приложение «Гуманитарные науки». С. 162–169.
  2. Иващенко, А. В. Агапов В. С., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. — 2002. — № 2 (30). — С. 17–29.
  3. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Издательство “Институт практической психологии”; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. — 256 с.
  4. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 3.03.2013).
  5. Янченко И. В. Педагогический смысл понятия «карьера» [Текст] / И. В. Янченко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II/Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 102–105.
  6. Super D. E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957, — 391p.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная Я-концепция, профессиональная деятельность, профессиональный выбор, профессиональная сфера, карьерный рост, образовательный процесс, профессиональная самооценка, реализация первого, субъективное восприятие, эмоциональный компонент.

Похожие статьи

Педагогическая ценность деловой игры в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Акмеология как продуктивный метод формирования профессиональной карьеры будущего учителя

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Предметная интеграция и ее значение в профессиональной подготовке будущего учителя музыки

Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства

Профессиональный успех преподавателя как результат работы над профессиональным имиджем

Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза

Ситуация выбора в образовательном процессе средней школы как условие саморазвития личности учащегося

Похожие статьи

Педагогическая ценность деловой игры в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Акмеология как продуктивный метод формирования профессиональной карьеры будущего учителя

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Предметная интеграция и ее значение в профессиональной подготовке будущего учителя музыки

Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства

Профессиональный успех преподавателя как результат работы над профессиональным имиджем

Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза

Ситуация выбора в образовательном процессе средней школы как условие саморазвития личности учащегося