Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Естемесова, Ж. Т. Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья / Ж. Т. Естемесова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3322/ (дата обращения: 16.11.2024).

Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения.

Социальная поддержка таких семей — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Родители в подобных семьях испытывают воздействие многообразных негативных факторов, которые можно обозначить как семейный стресс. Семейный стресс может носить неожиданный и/или хронический характер, но всегда создает напряженность внутри семейной группы, что нарушает ее устойчивость. Социальное нездоровье такой семьи требует дополнительных видов социально-педагогической деятельности, направленных на помощь родителям. Это социальная реабилитация и социальная интеграция семьи, т. е. восстановление ее социального статуса.

Успешность решения этих проблем напрямую связана с целенаправленной социально-педагогической работой, включающей широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера — медицинского, правового, психолого-педагогического, экономического. Содержание этих мер направлено на:

  • расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь;

  • предоставление адекватной информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса;

  • предоставление полноценной информации о социальных институтах помощи, содействие специалистам в составлении образовательного и абилитационного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка;

  • налаживание семейного микроклимата;

  • организация психологической поддержки родителей;

  • организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов.

А. С. Макаренко был глубоко уверен, что родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно, прежде всего самого себя положить под микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять ваше отношение к нему, так как его отношение к себе зависит только от вас [1, c.237, 241].

Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие ее собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребенка.

Задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу.

Психологи отметили, что с появлением ребенка с нарушениями в развитии у родителей появляются психические расстройства. У них закрепляется представление, что их ребенок не такой, как все, значит, плохой. Выделено несколько этапов кризиса у родителей (Шухард):

1-й — отрицание проблемы;

2-й — сверхдепрессия;

3-й — поиски путей (здесь может помочь социальный педагог);

4-й — принятие ситуации и обращение к специалистам;

5-й — сокращение контактов с окружающими, когда все внимание родителей сосредоточивается на ребенке, они надеются на выздоровление. Обнаружив, что выздоровление невозможно, переживают сильный стресс, сильнее, чем первый, а затем смиряются. Этот этап сопровождается неврозами.

Помощь социального педагога родителям состоит в консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращению с ребенком, организации совместного с ребенком посещения клубов, семейного отдыха.

От отношения родителей к болезни ребенка во многом зависит процесс его социализации. Здесь главным является отношение матери, ее любовь к ребенку.

Социальный педагог убеждает родителей искать выход из состояния горя и озлобления, помогает увидеть возможности ребенка и направить все силы на их развитие. Он помогает также обеспечить уход за больным ребенком, его воспитание и обучение [2,c.160].

Социально-педагогической деятельность в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями направляется на поддержку семьи для того чтобы они могли справиться с трудной задачей воспитания и развития ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида, повышать ее ситуационно-ролевую адаптированность [3,c.192].

Согласно А. В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)

Задача его работы — создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением [4,с.22].

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей [5,с.67]. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую [6,с.177].

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям [6,с.176–184].

Таким образом, социальный педагог осуществляет социально-педагогическую поддержку семье по индивидуальному плану социальной адаптации. Социально-педагогическая поддержка семьи ускоряет процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.


Литература:

  1. Макаренко А. С. Книга для родителей. — Киев, 1987.

  2. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., Издательский центрАкадемия, 2001.

  3. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Издательский центр, Академия, 2002.

  4. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А. Б. Фоминой. М., 2003.

  5. Сеньчукова И. В., Малафеева А. И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2002.

  6. Кибирев А. А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003.


Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, семья, ребенок, помощь, родитель, социально-педагогическая помощь, работа, социальная адаптация, семейный стресс, социально-педагогическая деятельность.

Похожие статьи

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья