Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)

Статья просмотрена: 1117 раз

Библиографическое описание:

Бадмаева, Б. Б. Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению / Б. Б. Бадмаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3327/ (дата обращения: 17.10.2024).

Необходимым условием проведения экспериментальной работы по содействию адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению является переоценка подходов к социально-педагогическим условиям. Для решения этой задачи важно обеспечить адекватную оценку состояния процесса адаптации учащихся к предметному обучению.

Существующая система контроля и оценки успешности обучения выполняет функцию определения персональной ответственности каждого учителя за качество обучения. Под качеством обучения для одного конкретного учителя становится успешность обучения в рамках его предмета.

Основными целями мониторинга процесса адаптации являются:

  • выявление психофизиологической напряженности учащихся пятого класса, изучение школьной документации для анализа академической успеваемости;

  • сбор данных для коррекции и развития поддержки учащихся 10–12 лет в период адаптации;

  • анализ собранной информации для повышения эффективности работы с учащимися, в том числе использование результатов мониторинга для оценки эффективности комплекса мероприятий по содействию адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению.

В качестве основных критериев адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению можно выделить продуктивность и успешность учебной деятельности (отношение к учебным предметам), включенность в деятельность (самоорганизация, самостоятельность), успешность взаимоотношений в системе «учитель-предметник-учащийся» (удовлетворенность отношениями с учителями-предметниками), стабильность психофизиологического состояния (напряженность).

В 2006–2010 годах в ходе эксперимента был осуществлен мониторинг процесса адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению. В эксперименте участвовало 135 учащихся четвертых и пятых классов; 5 учителей-предметников, преподающих в пятых классах, 8 классных руководителей, 8 педагогов. Эксперимент по содействию адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению включал три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап состоял из теоретического обоснования, построения понятийного аппарата исследования, подбора диагностического инструментария. Были определены уровни адаптации; факторы, влияющие на адаптацию. Цель этого этапа заключалась в выявлении уровня адаптации учащихся пятого класса к предметному обучению до эксперимента. Диагностическая работа осуществлялась педагогом. Основным диагностическим инструментарием, определяющим адаптированность, является анкета «Напряженность» (авторы), разработанная для учащихся пятого класса. Показатели адаптации соответствующие уровням ниже среднего и низкому уровню в анкете были объединены в один уровень — низкий, как и уровни выше среднего и высокий — на высокий уровень. Кроме того, применялись педагогические методы исследования: наблюдение, изучение педагогической документации, анкетирование учащихся и их родителей. При этом несколько учащихся имели незначительные отклонения в состоянии здоровья и относились к числу «часто болеющих» детей. По результатам хронометража было выявлено, что при выполнении домашних заданий работают с желанием 16/69,5 %; быстро утомляются 7/30,4 %; имеют хроническое заболевание 3/13,04 % детей, часто болеют простудными заболеваниями (чаще трех раз в год) 9/45 %.

В ходе эксперимента были применены методики: изучение отношения к учебным предметам, хронометраж домашних заданий, социометрия, определение мотивации к учебной деятельности, которые позволили составить мнение об их эффективности для мониторинга процесса адаптации.

Основной этап экспериментальной работы включал поисковый и формирующий эксперимент. Поисковый был направлен на определение концептуальных основ содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению в условиях общеобразовательной школы и построение модели содействия, с учетом специфики образовательного пространства.

Формирующий эксперимент был направлен на реализацию модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению. В результате исследования было выявлено, что успешность адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению в пятом классе зависит от сформированности самоорганизации и самостоятельности, в этой связи большую роль играет создание предпосылок позитивной адаптации на этапе начального образования. Основными направлениями работы педагогов в четвертом классе начального этапа обучения являются: изучение детей и их семей, оказание помощи учащимся в осознании и принятии правил обучения в среднем звене; работа по профилактике рисков дезадаптации, созданию сотрудничества с учителями-предметниками, принимающих пятые классы; организация шефства над будущими пятиклассниками.

Модель содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению представляет собой комплекс мероприятий, который включал организацию обучающих семинаров по повышению психолого-педагогической компетентности для поддержки учащихся 10–12 лет в переходный период предназначенных для учителей начального и среднего звена. На этапе начального образования проведена работа по созданию предпосылок позитивной адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению. В рамках лектория для родителей были проведены тематические беседы, круглые столы. Для развития навыков саморегуляции и самоконтроля была разработана программа спецкурса для учащихся пятого класса «Я и мое здоровье». В пятом классе в течение адаптационного периода обозначены проблемы адаптации, сформулированы задачи, отражены направления и виды психолого-педагогической деятельности, указаны примерные сроки реализации мероприятий. В 2007–2008 учебном году был реализован проект «Ресурсный центр сопровождения детей», имеющий несколько направлений деятельности, основной целью которых являлось формирование осознанного отношения к здоровью и профилактика заболеваний.

В ходе эксперимента проводился анализ результатов адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению до проведения эксперимента и после (табл.1).

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению до эксперимента и после эксперимента

Уровни

Напряженность

2006–2007

2007–2008

2008–2009

2009–2010

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Высокий

Низкий

7 (25)

15

13(27)

20

18 (26)

20

15 (25)

25

Средний

Средний

8 (25)

9

6 (27)

7

3 (26)

6

5 (25)

0

Низкий

Высокий

10 (25)

1

8 (27)

0

3 (26)

0

5 (25)

0


Основу заключительного этапа экспериментальной работы составил контрольный эксперимент. Цель этого этапа заключалась в определении эффективности разработанной модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению и результативности работы по данному направлению. Изучение изменений уровня адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению осуществлялось по определенным ранее критериям и с помощью методов диагностики, применяемых при проведении констатирующего эксперимента.

Сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по реализации модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению показывает, что снизилась напряженность у учащихся, что привело к увеличению числа учащихся с высоким уровнем адаптации (рис. 1).

Рис. 1.

Таким образом, контрольный эксперимент позволил установить тенденцию к уменьшению количества детей низким уровнем адаптации и соответственно увеличению количества детей с высоким уровнем адаптации.

Анализ результатов исследования показывает, что работа по предложенной модели позволила существенно повысить у педагогического коллектива ответственность за выбор средств и методов работы по поддержке учащихся в переходный и адаптационный периоды; повысить уровень саморегуляции учащихся, сформировать навыки самоконтроля, увеличить самостоятельность; снизить напряженность.

Результаты экспериментальной работы позволяют судить об эффективности данной модели содействия адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению в условиях общеобразовательной школы.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): предметное обучение, эксперимент, экспериментальная работа, класс, содействие адаптации учащихся, адаптационный период, контрольный эксперимент, начальное образование, общеобразовательная школа, учебная деятельность.

Похожие статьи

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей

Развитие дистанционной системы школьного взаимодействия в рамках подготовки обучающихся 8-9-х классов к участию в государственной (итоговой) аттестации в независимой форме

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Похожие статьи

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей

Развитие дистанционной системы школьного взаимодействия в рамках подготовки обучающихся 8-9-х классов к участию в государственной (итоговой) аттестации в независимой форме

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования