Методика применения фильмов о композиторах на уроках музыкальной литературы в Детских музыкальных школах
Автор: Камалова Лилия Фаатовна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 666 раз
Библиографическое описание:
Камалова, Л. Ф. Методика применения фильмов о композиторах на уроках музыкальной литературы в Детских музыкальных школах / Л. Ф. Камалова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3344/ (дата обращения: 19.12.2024).
Технические средства обучения (ТСО) давно вошли в наши образовательные учреждения и в XXI веке получили широкое распространение. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит — 25 % видимой информации, когда видит и слушает — 65 % получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна.
ТСО повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель хорошо представляет и понимает психологические основы их применения.
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо — только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.
Используя ТСО, необходимо учитывать следующие психологически особенности внимания. Сосредоточенность внимания — удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15–20минут, а потом требуется переключение внимания, краткий отдых. Объём внимания — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7 + — 2. Распределение внимания — одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому на экране главное изображение выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики.
Полученные с помощью просмотра фильма знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания — понятиям и теоретическим выводам.
При подготовке учителя к занятиям с использованием ТСО (видеозаписей) ему необходимо проделать большую работу. Опираясь на учебные планы, программы, методические пособия, определяющие общие рамки процесса обучения, преподаватель конструирует его программу с учетом стоящих перед ним задач, возможностей и интересов учащихся. Использование видеозаписей на уроках требует более тщательного подхода к проектированию системы собственных действий и действий учащихся. Она имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую.
Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному предмету и распределения ТСО (видеозаписей) по темам, т. е. создание системы включения их в изучение материала по всему курсу или большому разделу.
Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы применения ТСО, которая может быть индивидуальной для каждого преподавателя, но должна базироваться на общих принципах использования ТСО на уроке.
Для учителя очень важны поиски эффективной методики применения аудиовизуальных средств обучения. Урок может быть насыщен самыми современными техническими средствами, но желаемая результативность — возрастание качества знаний, умений и навыков — достигнута не будет. Более того, она может быть ниже, чем в параллельных классах, где такие средства не использовались.
Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:
а) недостаточная методическая подготовленность учителя;
б) неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
в) бесплановость, случайность их применения;
г) перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения — усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной степени определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения знаний необходимо формирование понятий и художественных образов в процессе активной мыслительной деятельности. Этого можно достичь лишь при сочетании аудиовизуальных средств со словом учителя. На уроке с применением аудиовизуальных средств важно, чтобы активно работал ученик. Слово учителя — необходимое условие и средство повышения действенности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятельностью.
Учитель выделяет основные объекты и явления, раскрывает их сущность, сосредотачивает внимание на содержании видеозаписи, активизирует мыслительную деятельность учащихся, устанавливает связи между содержанием видеофильма и темой урока, подводит учащихся на основе сформированных представлений к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей — формированию понятий.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной видеофильм необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом фильме. При этом следует иметь в виду в первую очередь цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке материала.
От учебных задач зависит и выбор формы сочетания наглядности и слова учителя.
Учебный видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с телеэкрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.
В соответствии с многообразием учебно-воспитательных целей и содержанием процесса обучения реализуются различные дидактические возможности видеофильма на уроке. Это источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для самостоятельной работы учащихся.
Перед использованием любого видеоматериала учителю необходимо очень внимательно изучить: в какой мере его устраивают объём, качество содержания и характер подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель; насколько удачен и целесообразен дикторский текст; каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности; в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности.
Важным моментом при подготовке к использованию видеозаписи является установление её связи с другими источниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его.
Независимо от дидактической цели использования фильма на уроке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжительное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не раскрывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации надо воздержаться от его комментария; он целесообразен только в случае использования фильма без дикторского текста. Но и этот комментарий должен быть предельно лаконичным, чётким, чтобы не отвлекать учащихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения.
Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:
пояснить непонятные места фильма;
обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить;
подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;
теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание;
связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.
Перед просмотром фильма обязательно надо провести словарную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь.
Если фильм используется как источник знания и содержит новые для учащихся сведения, то для качественного запоминания необходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и закономерности, которые служат теоретической базой для восприятия экранного материала. Далее учитель мобилизует учащихся на активную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма.
Учебный видеофильм — эффективное средство обучения, оказывающее большое влияние на учащихся. После его демонстрации ученики ещё некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом.
Важно учесть ещё и то, что одного только просмотра фильма для усвоения заложенной в нём учебной информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного материала определяется также правильной работой после просмотра фильма. А именно: следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мысль школьников на подтверждение положений урока.
Чаще всего эту работу проводят в форме беседы, в процессе которой учитель воспроизводит в памяти учащихся материал фильма, а увиденное подвергается глубокой логической переработке: анализу, сопоставлениям и т. д. Бывает необходимо посмотреть фильм повторно. При вторичном показе учащиеся с помощью учителя замечают подробности, пропущенные при первом просмотре. Повторный показ можно использовать в целях обобщения и контроля.
Неотъемлемой частью методики преподавания музыкальной литературы является постоянное использование экранно-звуковых средств. Почти ни один урок не проходит без применения звукозаписей (фрагментов музыкальных произведений) и репродукций картин или фрагментов картин известных художников.
С одной стороны, экранно-звуковые средства облегчают работу учителя, с другой — несомненно, усложняют и обогащают её, делая более творческой, интересной, создавая условия для самообразования учителя, его профессионального роста.
Опыт использования видеозаписей на уроках музыкальной литературы в Детской музыкальной школе позволяет говорить о несомненной целесообразности этой формы работы.
Таким образом, видеозапись можно рассматривать как средство воспитания культуры зрительского восприятия и как средство воспитания общей культуры учащихся.
Литература:
Каджаспарова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. — М., 2001.
Лагутин Л. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ.- М., 1982.
Лисянская Е. Б, Пособие по музыкальной литературе для ДМШ и школ искусств. — М., 1998.
Титаренко Л. С экрана в класс.//Музыка в школе.- 1988.- № 1.
Трофимова Л. Видеозапись на уроке мировой художественной культуры. //Музыка, которую мы видим.- М., 1990.