Решение задач сенсорного развития ребенка на полисенсорной основе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петухова, А. А. Решение задач сенсорного развития ребенка на полисенсорной основе / А. А. Петухова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3371/ (дата обращения: 17.10.2024).

Задача детского сада — обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования психологов показывают, что большая часть трудностей, возникающих у первоклассников, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Отсюда искажения в написании букв, построении рисунка, неточность в изготовлении поделок. Не менее важное значение имеют развитость мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. Наш детский сад с 1993 года работает по программе «Развитие» под редакцией Л. А. Венгера, которая определяет четкие ориентиры требований к формированию сенсорных способностей на разных ступенях дошкольного детства. Пропедевтическая работа начинается с группы раннего возраста.

Педагогический коллектив нашего учреждения ставит перед собой следующие задачи:

  • развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

  • развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро- и макромоторику воспитанников;

  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

  • повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Мы стремимся к тому, чтобы решать задачи сенсорного воспитания дошкольников на полисенсорной основе, то есть к тому, чтобы сенсорное развитие ребенка охватывало всё многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществлялось путём использования «жизненной обстановки» в целом — помещения детского сада и его территории.

Условия, созданные в детском саду:

  • сенсорная комната — специально оборудованное помещение, где ребенок в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, имеет возможность исследовать окружающее самостоятельно или под руководством взрослого.

  • сенсорные зоны в группах. Включают в себя игры и пособия для развития зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов, центры «песок-вода», дидактические столы с наполнителями (группы раннего возраста), уголки экспериментирования (дошкольные группы).

  • сухой бассейн. Доступен для детей всех возрастов.

  • комната песочной терапии в кабинете педагога-психолога.

Кроме специально созданных условий широко используются другие помещения и оборудование детского сада, так как учитывая принцип полисенсорности, любой объект способствует развитию нескольких видов восприятия опосредованным путем:

  • бассейн и физкультурный зал — тактильное и кинестетическое восприятие (вода, физкультурное оборудование для разминки и плавания, развития движений);

  • музыкальный зал — слуховое, зрительное, кинестетическое восприятие (фортепиано, синтезатор, мультимедийный проектор, лазерный проектор, музыкальный центр, диапроектор со слайдами, детские музыкальные инструменты, телевизор, видеомагнитофон, DVD, видеотека, аудиозаписи, зеркальный шар, светильники-пучки «Фонтан света», пособия для развития движений);

  • музей русской избы — зрительное и тактильное восприятие;

  • медицинский блок и прачечная — обонятельное восприятие;

  • пищеблок, обеденные зоны в группах — обонятельное и вкусовое восприятие;

  • участок дошкольного учреждения — зрительное, обонятельное, тактильное, кинестетическое восприятие (деревья, кустарники, цветочные клумбы, альпийская горка, физкультурно-игровое оборудование).

На сеансах релаксации дети ощущают воздействие природных факторов: тепло солнечных лучей, прохладу ветерка, брызги воды.

Повышение профессиональной компетенции педагогов в сенсорном воспитании детей осуществляется постоянно через разные формы: педагогические советы, консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры, творческие недели, конкурсы-смотры, самообразование.

Поиск и самостоятельный выбор педагогами конкретных форм работы с детьми становится нормой их деятельности, что обостряет необходимость своевременной методической помощи, быстрого и гибкого реагирования на запросы.

Эффективным методом решения задач сенсомоторного развития детей является проектная деятельность, в частности, реализация проектов «Сенсомоторный уголок». Для педагогов разработаны: консультация «Сенсомоторное развитие дошкольника. Его критерии», рекомендации по разработке проекта «Сенсомоторный уголок в группе», рекомендации по оснащению уголка, памятка «Правила проведения пальчикового тренинга для дошкольников», диагностические карты сенсомоторного развития детей для каждой возрастной группы, положение о смотре-конкурсе сенсомоторных уголков, оценочный лист уголков.

В помощь педагогам создан банк идей оформления сенсомоторных уголков — тематическая подборка статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Дошкольная педагогика».

На педагогическом совете состоялась защита проектов. При организации сенсомоторного уголка педагоги уделили внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его.

В результате проделанной работы в дошкольном учреждении появились разные по тематике и содержанию сенсомоторные уголки:

  • «Умелые ручки» — группы раннего возраста;

  • «Волшебная страна разноцветья» — II младшая группа;

  • «Крышкоград» — средняя группа;

  • «Семицветик» — старшая группа;

  • «Умные пальчики» — подготовительная к школе группа;

  • «Танцевальная мозаика» — бассейн.

Назначение сенсомоторных уголков — развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действия с ними. Уголок используется в педагогическом процессе как в организованной, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Мониторинг сенсомоторного развития детей показал явную положительную динамику: высокий уровень — на 17 %; средний уровень — на 7,9 %; снижение низкого уровня — на 9,1 %.

Таким образом, благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе и профессиональной компетенции педагогов в дошкольном учреждении осуществляется полноценное сенсорное воспитание детей, стимулирующее их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира, что способствует качественной подготовке к школьному обучению.

По результатам психологического обследования выпускников подготовительной к школе группы на готовность к школе

41 % (9 человек) показали высокий уровень,

54,5 % (12 человек) — средний,

4,5 % (1 человек) — средне-низкий уровень.

Низкий уровень — отсутствует.


Литература:

  1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет», М., «Просвещение», 1988 г.

  2. Дьяченко О. М. и другие «Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие», М., «Новая школа, 1996 г.

  3. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» — «Справочник старшего воспитателя» № 5- 2008.



Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, группа, развитие детей, ранний возраст, сенсорное развитие, уголок, высокий уровень, Дошкольное воспитание, дошкольное учреждение, школьное обучение.

Похожие статьи

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Формирование предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников с нарушением слуха

Методические рекомендации по организации коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка"

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Развитие личности ребенка средствами аппликации

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие мелкой моторики рук дошкольников в рамках деятельности музыкального руководителя

Исследование наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени

Похожие статьи

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Формирование предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников с нарушением слуха

Методические рекомендации по организации коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка"

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Развитие личности ребенка средствами аппликации

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие мелкой моторики рук дошкольников в рамках деятельности музыкального руководителя

Исследование наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени