Сенсорная книга, как средство преодоления речевых нарушений детей с ОНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шпакович, Е. Л. Сенсорная книга, как средство преодоления речевых нарушений детей с ОНР / Е. Л. Шпакович. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3373/ (дата обращения: 16.11.2024).

Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие социальные, экологические и другие изменения повлекли резкое увеличение разного вида патологий у детей. Особенно отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов. Усвоить сенсорный эталон — это не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

Дети с нарушениями речевой функции имеют несформированность отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов.

Предметное и игровое окружение, воздействует, на детей побуждая их к действию, каждый предмет несет информационную функцию, определенные сведения об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.

Среда имеет огромное значение для развития детей. Все, что окружат ребенка — это не только игровая среда, но и среда в которую входят все детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у него есть необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы способы действия.

Правильно организованная предметно — развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. В качестве нетрадиционного оборудования способствующего интеграции задач сенсорного и речевого развития в предметно-развивающей среде используются сенсорные книги.

Сенсорная книга — это один из эффективных аспектов в реабилитационном процессе детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), её назначение многофункционально:

  1. Позволяет проводить диагностику на определение уровня развития сенсорных функций: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия.

  2. Влияет на психическое и эмоциональное состояние детей через комплексное воздействие звука, цвета, формы, света, запаха.

  3. Нормализует нарушение мышечного тонуса, развитие движений пальцев и кистей рук.

  4. Корригирует речевые нарушения и высшие психические процессы.

  5. Развивает общую, мелкую моторику, дыхание.


Рис. 1. Сенсорная книга по логопедической теме «Насекомые».


Рис. 2. Сенсорная книга по логопедической теме «Одежда и обувь».


Сенсорная книга состоит из нескольких различных по цвету страниц — наборных панелей и дополнительного раздаточного дидактического материала. Она проста в изготовлении. Страницы книги — наборные панели, соединенные между собой при помощи петель и пуговиц, либо завязок, что обеспечивает быстрое её трансформирование в отдельные игровые панели или в большую сенсорную картину. Используется в работе с детьми от 3 до 7 лет. Съемные панели изготовлены из различных материалов: ткань, хлопок, лен, мех, кожа. На каждой панели имеются различные детали (либо сюжеты), которые легко моделировать. На самих панелях имеются пуговицы, карманы, липучки, шнурки для размещения необходимого дидактического материала. Многофункциональная книга — игрушка, которая используется как в свободной деятельности детей, так и в организованных формах работы.

Рис. 3. Разворот сенсорной книги «Весна».

Для эффективности коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с ОНР важно максимально использовать наглядность и игровые методы и приемы. При совместной работе с учителем — логопедом сенсорная книга применяется на этапе автоматизации поставленных звуков и для развития связной речи.

При автоматизации звука в слогах, для привлечения интереса детей используются следующие приёмы и упражнения.

  • Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) в книге ребенок проводит пальчиком, проговаривая звук, слоги.

  • Волшебный шнурок. Ребенок наматывает шнурок (ленточку) на пальчик, проговаривая изолированный звук.

  • Дорожки. В пустые рамки ребенок раскладывает картинки (игрушки, буквы) с заданным звуком.

  • Пуговицы. Ребенок произносит слог столько раз, сколько предметов на игровом поле книжки либо произносит речевой материал с одновременным движением пуговицы.

  • Цветочек. Слоги и слова проговариваются с разгибанием и сгибанием лепестков цветка — «лепестки раскрываются и закрываются».

  • Геометрическая мозаика. Ребёнок составляет геометрический узор из деталей, полученных за правильное воспроизведение предложенной цепочки слогов.

Сенсорные книги применяются для расширения словаря детей и развития связной речи. Ниже приведены некоторые варианты дидактических игр.

Дидактическая игра «Кто как передвигается?»

Цель: Учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени.

Оборудование: Книга, предметные картинки.

Описание игры: Педагог называет, в каком кармане находится картинка (в правом верхнем кармане) с изображением животных, птиц, насекомых и спрашивает, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и т. д.) ребенок находит указанный карман, дает полный ответ. За правильный ответ дети получают картинки. У кого больше картинок тот выиграл.

Лото «Загадки»

Цель: Расширять запас существительного в активном словаре детей.

Оборудование: Предметные картинки, книжка.

Описание игры: Педагог говорит загадки. Картинки с отгадками находятся в карманах. Дети берут и называют соответствующую картинку.

Анализаторная система интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Необходимо обеспечивать деятельность детей, совершенствующую их анализаторы. Эта развивающая книга помогает детям закрепить представление о цвете и величине. Для этого детей обучают таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, накладывание предметов друг на друга, группирование предметов по определённому признаку. В игре с такой книгой у ребенка формируются образы предметов с характерными для них свойствами.

Рис. 4. Практическое применение сенсорной книги «Весна».


На основе практических действий формированию образов предметов по определённым признакам ребенок учится определять предмет «в уме», эти же действия он начинает выполнять в умственном плане, т. е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям с предметом. После освоения практических действий у детей формируются сенсорные эталоны, с которыми он сопоставляет окружающие предметы.

Пособие развивает движения пальцев рук, мелкую моторику: пристегивание, шнуровка, прикрепление «липучек», застёгивание «молний». Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития дошкольника. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовершенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие.

Рис. 5. Практическое применение сенсорной книги «Лето».


Предлагаемые сенсорные многофункциональные книги можно рекомендовать в работу с детьми дошкольного возраста не только воспитателям, но и логопедам, психологам, социальным педагогам и родителям.


Литература:

  1. Башаева Т. В. Развитие восприятия. Дети 3–7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2001.

  2. Жевнеров В. С., Баряева П. Б. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья. — М.: ЗАО «ХОКА», 2007.

  3. Микляева Н. В. Предметно — развивающая среда детского сада — М.: Творческий Центр, 2011.

  4. Парамонова Л. Г. Как подготовить ребенка к школе — СПб.: ООО «АСТ», 1997.

  5. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений». — М.: Линка-Пресс, 2003.

  6. Селиверстова В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М.: Просвещение, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сенсорная книга, мелкая моторика, связная речь, действие, дошкольный возраст, картинка, книга, нарушение, описание игры.

Похожие статьи

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Нейробика как технология сбережения здоровья детей с речевыми нарушениями

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Уроки ритмики и ЛФК как основа здоровьесбережения и способ коррекции двигательных функций у детей с ОВЗ

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у младших школьников с ОНР

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников

Коррекция неврологических нарушений у детей с диагнозом ДЦП. Литературный обзор

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии

Похожие статьи

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Нейробика как технология сбережения здоровья детей с речевыми нарушениями

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Уроки ритмики и ЛФК как основа здоровьесбережения и способ коррекции двигательных функций у детей с ОВЗ

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у младших школьников с ОНР

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников

Коррекция неврологических нарушений у детей с диагнозом ДЦП. Литературный обзор

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии