Проблемы урока информатики и их решение | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попко, Т. П. Проблемы урока информатики и их решение / Т. П. Попко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 15-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3384/ (дата обращения: 16.11.2024).

Любому предприятию, любой организации, любой стране нужны грамотные специалисты, творческие личности, образованные граждане. К сожалению, не каждый человек способен самообразовываться, саморазвиваться. Очень многое зависит от школы. А школа в свою очередь от вышестоящих организаций, которые курируют, направляют её работу по ими же предложенному сценарию.
А что же школа?
Из года в год идёт полемика среди учителей информатики и теми, кто составляет программы, пишет учебники и т. д. — кого мы готовим на уроках информатики? Программистов или грамотных пользователей ПК? К тому же, в виду огромного потока информации остро встаёт вопрос о развитии у учащихся информационной компетенции. В то же время не обходит стороной и вопрос о проблеме компьютерной зависимости и о том, как от этого уберечься. И всё это ложится на плечи учителя информатики, который встречается с учащимися 1 раз в неделю.
Так каким же должен быть урок информатики, и учитель информатики, чтобы справиться с теми целями и задачами, которые перед ним поставлены. И с камики проблемами он сталкивается в своей урочной деятельности.
Современный урок сегодня — это не только урок получения важной информации, но и урок, на котором обучают разным способам её получения и обработки. И это должен понимать любой взрослый человек.
Многие взрослые, видя своё чадо, общающееся в социальных сетях, и лихо гоняющее на компьютерных ралли, считают его компьютерным гением. А таким лихим компьютерщикам информатика не нужна. И очень жаль, что среди этих взрослых встречаются и те, кто имеет непосредственное отношение к образованию. И как результат мы получаем не то, что хотелось бы получить.
Попробуем разобраться. В чём проблема и как с ней справиться. Оставим в стороне методическую сторону урока, о которой имеется множество информации опытных и грамотных учителей и методистов.
Конечно, никто не требует увеличить количество преподаваемых часов информатики. Но ведь можно привести в соответствие программы, учебники, программное обеспечение (которое должно соответствовать определённому уровню) с учётом пожеланий учащихся и учителей.
Рассмотрим почасовое планирование курса информатики с 6–11 класс, на который отводится 210 часов (с часами резерва).


На диаграммах видны все приоритеты без пояснений. Все темы указаны с часами контрольных и практических самостоятельных работ. Не забываем и о том, что по нормам учащиеся работают за ПК 20–25 минут, а на дом задавать домашнее задание на компьютерах не рекомендовано. Действительно, пусть вместо того, чтобы найти полезную информацию о знаменитом математике или разрядности процессора, ребёнок играет в «стрелялки» и общается с одноклассником из соседней квартиры в социальной сети. Единственное что хочется пояснить. За мою 20-летнюю педагогическую деятельность, из всех моих учащихся стали учителями информатики, и ни один не пошёл учиться на программиста. Но и здесь есть одно «но», те, кто решил стать учителем информатики получал знания по информатике в Вузе с азов, т. е. с самого начала.
Итак, продолжим о нашей проблеме.
В 6 классе начинаем рисовать в графике на Pascal, путая координаты четвертей, потому что только познакомились на математике с координатной плоскостью. Зато в текстовом редакторе вводим, редактируем и форматируем текст по 1 часу на тему. А ведь уже хочется и сообщения для других уроков оформлять. А для оформления красивого плаката, грамоты или буклета учитель в индивидуальном порядке объясняет учащимся всех классов как работать в программе Publisher, которая не входит в курс Информатики.
В 7 классе рассказываем детям, как работать с меню в ОС и об операциях с файлами, которые знают к этому времени 90 %, а у детей куча вопросов, что делать, если ПК завис, потемнел экран, не реагирует мышь, звучат сигналы и т. д. По 9 часов создаём презентации и из них нет ни одного часа, чтобы рассказать о грамотном цветовом сочетании.
В 8 классе учитель должен научить детей рисовать векторные изображения в CorelDraw, которой после окончания 8 класса почти никто и не пользуется, а в 9 классе мы с детьми учимся 12 часов мультипликации. А многие ребята, изучив в 6 классе графический редактор, скачивают программу для создания gif анимации и создают свои шедевры. Про Flash можно вспомнить только для участия в конкурсе, что бывает очень редко.
На конкурсах исследовательских работ желательны электронные продукты, а мы только в 11 классе приступаем к изучению веб — конструирования и… создаём сайты в текстовом редакторе и Блокноте, и только потом целых 4 часа в программе FrontPage. А если мы захотим участвовать в конкурсе веб — продуктов, то необходимо знание минимум Java.
В 10 классе в электронных таблицах рассчитываем кредиты, процентные ставки, размеры и границы национальных достопримечательностей и целый час учимся строить графики функций, с которыми по математике начали работать в 8 классе.
Только с 7 класса начинаем говорить про Интернет. Учим детей вопросам безопасности в Интернете, о котором они знают с момента приобретения компьютера, а в 11 классе рассматриваем вопросы сохранения информации из глобальной сети и видим, как ученики улыбаются, глядя на то, как учитель рассказывает о том, как сохранить картинки и как нужно работать в программе Skype. И это далеко не всё.
С программным обеспечением тоже не всегда всё в порядке. Приобретение программ, необходимых для работы заботит в первую очередь учителя информатики, а не того, кто придумал в какой программе и сколько часов должен работать ученик. А как хочется иметь лицензионные продукты в каждом классе. А про лаборанта — инженера в каждой школе приходится только мечтать. А что вы хотели? Вы же учитель информатики! Да. А ещё и математики или физики и классный руководитель. И каждый — творческая личность!
Вот несколько простых приёмов, которые можно использовать на уроках:
  1. При изучении ГР из готовой картинки на теме «Работа с фрагментами рисунка» вырезаем зрачки и располагаем их в разных позициях. Получаем несколько заготовок, со зрачками, которые «смотрят в разные стороны.

Помещаем их в программу Gif-анимации (объяснение занимает не более 5 минут — фрагменты мышкой перетаскиваются по очереди мышкой на белое поле программы) и вот вам пожалуйста — работа с фрагментами рисунка, анимацией и готовым роликом для физкультминутки для глаз, что называется 3 в 1. Но такого нет в программе.

  1. На занятиях кружка в 4 классе, когда мы проходим технику безопасности и вопросы эргономики, можно раскрыть системный блок и просто попросить детей почистить составляющие материнской платы, тогда они надолго запомнят, что пыль — враг не только для человека, но и для компьютера. Но на это нет часов в программе.


  1. При изучении устройство компьютера в 6 классе можно выяснить всё о настройках монитора, как исправить его мерцание, как правильно выставить градацию света, фокус и даже проверить на радиацию. Мы должны с самых азов приучать ребят самих заботиться о своём здоровье. Но в программе на всё устройство всего 1 час.


  1. Все уроки по ГР в 6 классе можно построить на знакомстве с народным творчеством: гжель, матрёшки, тульские пряники, городецкая роспись и т. д.

При изучении СУБД можно помочь завучу школы и создать школьную базу учителей и школьников, со всеми их данными.
При изучении электронных таблиц рассмотреть все графики функций и их сдвиги по осям.

А в 8 классе после изучения ТР и создания в нём таблиц можно начать создавать простые сайты и объединять их в самый простой электронный учебник.


Конечно, за временем не угнаться. Кто-то скажет, что учитель вправе что-либо изменить и творчески подходить к вопросам построения уроков. Но учитель чётко привязан к программе, минимальным требованиям, стандартам, временным промежуткам.
Значит необходимо выделить главные приоритеты, с какого класса преподавать информатику, что преподавать в первые годы обучения, что сократить, а что, возможно и совсем убрать. Возможно, в 10 и 11 классе оставить резервы для вновь появляющихся программ. Конечно, один учитель это сделать не может, не смогут это сделать и учителя города и района.
Развитие информационной культуры и умение грамотно обрабатывать информацию на компьютере — это, в большинстве своём задача учителя информатики.
Развитие информационной компетенции (одной из многих) у учащихся — это совместная работа учителей и родителей.
Развитие образованной, грамотной личности — это одна из задач чиновников, которые не всегда свои теоретические знания могут объединить с практическими знаниями и пожеланиями участников образовательного процесса. А именно в этом, в первую очередь, и состоит решение проблемы современного урока информатики (и не только её).
Основные термины (генерируются автоматически): класс, учитель информатики, час, программа, учитель, график функций, информационная компетенция, программное обеспечение, текстовой редактор, урок информатики.