Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ комбинированного вида
Авторы: Зинченко Юлия Петровна, Исламбекова Анаргуль Нигматовна, Ефременко Юлия Ивановна, Трубицина Мария Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 1388 раз
Библиографическое описание:
Зинченко, Ю. П. Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ комбинированного вида / Ю. П. Зинченко, А. Н. Исламбекова, Ю. И. Ефременко, М. Н. Трубицина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3397/ (дата обращения: 19.12.2024).
В период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе — создание прочного фундамента здоровья. [14,с.3]
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. [2,с.36]
Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна. Перемены, происходящие в обществе, затрагивают и сферу образования.
На сегодняшний день, в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, и повышением уровня его физической и двигательной подготовленности. [2,с.21]
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. [1,с.35]. Поэтому считаем, что проблема оздоровления детей — это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Осознание большой ответственности за здоровье детей дало нам стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы.
Понимание того, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа привело нас к созданию физкультурно — оздоровительной программы.
Наше дошкольное учреждение является детским садом комбинированного вида.
Наряду с обычными детьми, воспитываются часто и длительно болеющие дети, дети с нарушениями опорно — двигательного аппарата, дети страдающие заболеваниями верхних дыхательных путей, дети страдающие аллергодерматозами.
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма — вот главная наша цель. В соответствии с федеральными государственными требованиями в достижении своей цели, приоритетной для себя определили физкультурно-оздоровительную работу, осуществляем которую на основе общеобразовательной программы обучения и воспитания детей. [4]
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни у детей реализуется через все виды детской деятельности в ДОУ.
Здоровьесберегающую деятельность осуществляем через систему кружково — студийной работы в условиях модульно-тренажерного зала (МТЗ). Являясь руководителями кружка «Мой друг — тренажер», который посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в сотрудничестве со специалистами местного реабилитационного центра, инструкторами ЛФК, врачами педиатром и ортопедом разработали и апробировали рабочую программу, руководствуясь Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [4]
Программа предполагает организацию профилактических занятий в условиях МТЗ, с использованием тренажеров и мягких модулей, адаптированных к возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Детские тренажеры и модули помогают детям овладеть целым комплексом упражнений, способствующим укреплению разных групп мышц и развитию физических качеств.
Программа направлена на коррекцию и профилактику опорно-двигательного аппарата и бронхо — легочной системы у дошкольников; на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей; на развитие у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота; на совершенствование психомоторных способностей дошкольников; на формирование у педагогов, родителей и самого ребенка ответственности за сохранение его здоровья. С учетом этого, нами была разработана модель организации занятий. При разработке данной модели и ее реализации были выбраны современные методические подходы к проблемам образования детей дошкольного возраста. [3], [15]
Основной целью программы является создание условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем организма ребенка, а также мер, направленных на активизацию и совершенствование их физических возможностей. [7,с.81].
Основные принципы построения программы:
принцип научности;
активности и осознанности;
интеграции;
комплексной реабилитации;
преемственности и результативности;
индивидуального подхода;
коллегиальности;
доступности.
Организация занятий предполагает решение ряда задач:
удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
осуществление профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, т. е. осанки и стопы (сколиоза и плоскостопия);
развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
знакомство с основами здорового образа жизни. [14,с.17]
Занятия предполагают так же: создание условий, направленных на развитие коммуникативных способностей детей, уверенности в себе, чувства собственного достоинства; повышение устойчивости организма к различным стрессовым ситуациям; обеспечение психологического комфорта.. [8,с.23]
Программа рассчитана на два года, с проведением ежемесячных занятий (8 в месяц по 30 минут). Рекомендуемое число участников 5–8 человек.
Основным способом проведения занятий с детьми является: индивидуальный, малогрупповой, групповой метод. Особое внимание уделяется дозированию физической нагрузки, которая адекватна состоянию здоровья ребенка и его психомоторному развитию. [9,с.74]. Главным направлением программы является применение новых здоровьесберегающих технологий по физическому воспитанию детей с ортопедическими нарушениями. В качестве инновационных форм используются следующие группы упражнений: подготовительные упражнения для освоения техники основных видов движений; коррегирующие упражнения для воспитания правильной осанки, коррегирующие упражнения для свода стопы, упражнения на развитие равновесия и координации, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию. Занятия проводятся с использованием музыкального сопровождения, зрительных ориентиров [3,с.28].
Организация занятий предполагает следующую структуру:
Вводная часть (4–8 минут) — комплекс упражнений на разогрев мышц. Упражнения имитационного характера («Утята», «Маятник» и др.). [6,с.124]. Упражнения на восстановление дыхания («Окошечко», «Часики» и др.) [12,с.62]..
Основная часть (15–20 минут) — работа на тренажерах, с постепенным увеличением подходов к каждому тренажеру (по 2–3 минуты у каждого).
Заключительная часть (4–6 минут) — игры малой подвижности («Шишка-камень», «Часовой» и др.). [13,с.54]. Упражнения с модульными пособиями («Полоса препятствий», «Бассейн» и др.). Упражнения на восстановление дыхания и снятие мышечного, эмоционального напряжения («Насос», «Лягушонок» и др.). [11,с.61].
В начале и в конце года проводится тестирование силовой выносливости мышц туловища и брюшного пресса, проводится плантография как показатель эффективности занятий. [9,с.137].
Свою педагогическую деятельность мы осуществляем используя весь арсенал средств оборудонного модульно — тренажерного зала, который содержит тренажеры простейшего типа (гимнастическая скамейка, наклонная доска, диски здоровья, мягкие модули) и сложного типа (беговая дорожка, велотренажеры, степлер, гребной тренажер, тяга «верхняя», тяга «нижняя», жим ногами).
Детские тренажеры и модули помогают детям овладеть целым комплексом упражнений, способствующим укреплению разных групп мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию физических качеств — силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. [15,с.43] На таких занятиях очень важно использовать дыхательные упражнения, которые увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улудшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыханий. [5,с.76]
Система мониторинга показала — итогом реализации данной программы явилась положительная динамика состояния здоровья детей.
Средняя посещаемость увеличилась до — 90 %. Результат диагностики показал, что произошел качественный рост по всем показателям. Уровень развития физических качеств вырос на 4,5 %, а уровень двигательно-эмоциональной сферы вырос на 12 %. Это подтверждает эффективность использования разработанной нами программы.
Система занятий позволила изучить особенности физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ, раскрыть знания аналитического подхода, разработать методические рекомендации. [10,с.17].
Таким образом, здоровьесберегающая деятельность ДОУ, при взаимодействии с детьми и родителями позволяет выработать разумное отношение у детей к своему организму, привить необходимые культурно — гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. [1,89]. Используя данную программу профилактических занятий в условиях МТЗ можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
Литература:
Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская –М: Аркти,1993–132с.
Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. — М.: Мозаика-синтез, 2006.
Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1983.
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.|От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Зинатулин С. Н. Целебная энергия дыхания. Оздоровление организма. — М.: Издательство Айрис-Пресс, 2006 г. — 256 с.
Змановский Ю. Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях /Медицинская сестра. — 1987. — № 1. — С.20–24.
Зуйкова М. Б. Режим — путь к здоровью / Управление ДОУ. — 2006. № 1. — С.60–71.
Левчук Л. В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками / Управление ДОУ. — 2006. — № 1. — С.107–111.
Николаева Л.Остеопатическая гимнастика./Обруч. — 2007. — № 1. — С. 40–43
Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ–М.:ТЦ Сфера, 2006. — 128с.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.
Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008–2010.
Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, —М.: Мозаика-Синтез, 2005–2010.
Студенкин М. Я. Книга о здоровье детей. 4-е издание.- М.: Медицина,1986 г. 240 с