Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Николаева, Л. Н. Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования / Л. Н. Николаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3410/ (дата обращения: 17.10.2024).

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Дошкольный период детства относится к возрасту наиболее стремительного развития человека, первоначального формирования физических и психических его качеств, необходимых в течение всей его последующей жизни, складывания свойств и особенностей, определяющих его индивидуальное личностное развитие. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний. Современное общество развивается на основе идей гуманизации, предполагающей раскрытие и реализацию потенциала каждого человека, в том числе и людей с отклонениями в здоровье.

В настоящее время процесс интеграции детей с нарушенным слухом расширяется благодаря ранней диагностике и коррекционно-компенсаторной направленности учебно-воспитательного процесса. Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности ребенка. Такие дети с нарушением слуха посещают наш детский сад № 396.

Многие исследователи отмечают, что практически у всех детей с нарушением слуха существуют проблемы формирования двигательных функций. (Б. И. Пинский, 1977г.; В. А. Кручинин, 1989г; Н. Г. Байкина, Б. В. Сермеев, 1991 г; Л. Б. Дзержинская, 1997; Е. М. Маслокова, 1997г; Л. Д. Хода, 1999г.) У большинства слабослышащих детей четко прослеживается недостаточный уровень сформированности координационных способностей, которые лежат в основе двигательных навыков детей. [1, 2]

Решение проблемы подбора средств и методов педагогического воздействия с целью повышения уровня физической подготовленности является одним из главных направлений физического воспитания детей с нарушением слуха.

Эффективной формой оздоровительной физической культуры дошкольников является фитнес-аэробика. Аэробика активизирует все системы организма, кровообращение, дыхание, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. На первый взгляд может показаться, что занятия фитнесом под музыку не решают главной задачи — научить слушать и говорить.. Но это не так. Помочь детям ощутить звук всем своим существом, соединить музыкальный ритм и движение, научить воспитанника, раскрепостившись, управлять своим телом, делая движения свободно. Доступность и увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие двигательных действий и функциональные нагрузки позволяют использовать данный вид спортивной деятельности как одно из средств физического развития дошкольников с нарушением слуха..

Именно поэтому я выбрала это направление, поставив цель — формирование разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, целостного развития физических, психических, морально-волевых качеств.

Задачи:

  1. Развивать слуховое восприятие и координацию движений.

  2. Осваивать базовые знания фитнес-аэробики (базовые шаги).

  3. Развивать и укреплять все мышечные группы.

  4. Повышать функциональные возможности вегетативных органов, укреплять сердечно-сосудистую и дыхательные системы.

  5. Формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие..

  6. Развивать двигательные навыки, физические качества — силу, скоростные качества, выносливость.

  7. Воспитывать положительный интерес к занятиям спортом.

Все что нужно для занятий аэробикой — это спортивный зал, аудицентр для музыкального сопровождения и соответствующая музыка.

Предлагаю ознакомиться с базовыми шагами (элементы) без смены лидирующей ноги (унилатеральные), со сменой лидирующей ноги (билатеральные).

Базовые шаги (элементы) без смены лидирующей ноги (унилатериальные) [5]

Марш на месте и с перемещениями вперед, назад.

March (марш).

Марш на месте, ноги врозь.

Out (оут)

Два шага (ноги врозь), два шага(ноги вместе) без перемещения.

Out-in (оут-ин)

Два шага вперед (ноги врозь), два шага назад (ноги вместе).

V-step (ви-степ)

Два шага назад (ноги врозь), два шага вперед (ноги вместе).

A-step (ей-степ)

Одна нога выполняет наг вперед — назад, другая на месте.

Mambo (мамбо)

Два шага вперед (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе).

Basic (бейзик)


Базовые шаги (элементы) со сменной лидирующей ноги (билатеральные). [5]

Шаг в сторону, приставить вторую ногу.

Step Touch (степ-тач)

Два приставных шага в сторону.

Double Touch (дабл степ-тач)

Шаг в сторону, подъем колена.

Knee Up (кни ап)

Шаг в сторону, два подъема колена.

Double Knee Up (дабл кни ап)

Шаг в сторону, подъем прямой ноги вперед.

Kick (кик)

Шаг в сторону, два подъема прямой ноги вперед.

Double Kick (дабл кик)

Шаг в сторону, подъем прямой ноги в сторону.

Lift side (лифт сайт)

Шаг в сторону, два подъема прямой ноги в сторону.

Double Lift side (дабл лифт сайт)

Шаг в сторону, захлёст голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице).

Curl (карл)

Шаг в сторону, два захлеста голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице.

Double Curl (дабл карл)

Шаг в сторону, вторая нога выполняет касание на месте.

Open Step (опен степ)

Шаг в сторону, приставить вторую ногу (касание вперед носком или пяткой.

Heel Touch (хил тач)

Шаг в сторону, скрёстный шаг в сторону, приставить.

Grapevine (грепвайн)

Три быстрых шага на месте на «раз и два».

Cha–cha-cha (ча-ча-ча)

Три быстрых шага на «раз и два» с интенсивным перемещением.

Shasse (шассе)


При обучении и выполнении базовых элементов аэробики необходимо учитывать и соблюдать следующие рекомендации: сохранять правильную осанку (живот и ягодицы подтянуты, грудная клетка «раскрыта», сохранять все нормальные физиологические изгибы позвоночника); отсутствие излишнего разгиба в коленных суставах, а также их излишнего сгибания. Упражнения необходимо выполнять на полной стопе (перекат с пятки на носок). Сохранять естественный разворот стоп наружу, особенно при широких движениях. Мышечный контроль на протяжении всего движения, не допускать инерционных движений. При выполнении «мамбо», повторов и выпадов пятка не ставится на пол.

Требования по технике безопасности во время занятий фитнес-аэробикой. [3, 4]

Во время выполнения комплексов и упражнений классической аэробики существуют запрещенные движения: быстрые вращения головой и излишнее наклоны вперед и назад шеи; упражнения (махи ногами) в стойке на коленях с опорой на кисти; прогиб туловища в положении лежа на спине; переход из положения, лежа в положение, сидя с прямыми ногами; глубокие приседания, где упор в коленном суставе составляет менее 90 %; наклоны вперед, стоя на прямых ногах; прогиб туловища назад в положении стоя; осевая нагрузка; глубокие наклоны туловища в стороны; круговые движения туловищем; вращательные движения коленями; работа с отягощениями на выпрямленных руках; продолжительная работа руками выше уровня плеч; резкие скручивания туловища («мельница»); все баллистические движения (высокие махи ногами и т. п.); упражнения в позе барьериста; движения с чрезмерной амплитудой; максимальные нагрузки; продолжительное изометрическое напряжение.

Для слабослышащих дошкольников, чьи первые попытки выполнить базовые элементы в аэробике гораздо более несовершенны, чем у слышащих сверстников, крайне важен индивидуальный подход и хорошо продуманная поощрительная тактика. Шаг за шагом ребята осваивают сложное искусство владения собственным телом, и каждый находит свой собственный путь.

Я уверена, что занятия фитнес-ааробикой помогут слабослышащим (инклюзивным) детям в будущем, кем бы они не стали и какую бы профессию не выбрали. Занимаясь фитнесом, ребята эмоционально богаче, у них появляется постоянный источник радости и возможность для самоутверждения, они становытся физически сильнее и выносливей. Одним из главных результатов — легкость и уверенность детей при общении с людьми.


Литература:

  1. Головчиц Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Москва, 1991. — 70 с.

  2. Лехонгард Э. И. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Москва,1997. — 271 с.

  3. Лисицкая Т. С. Базовые виды аэробики (классическая аэробика, степ-аэробика, силовые виды групповых упражнений, фитнес-гимнастика). Москва,2009. — 12 с.

  4. Ростовцева М. Ю., Александрова В. А., Жерносек А. М. Оздоровительная аэробика и степ-аэробика. Москва,2010. — 11 с.

  5. Слуцкер О.С, Полухина Т. В., Козырев В. С. Программа для обучающихся 8–11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики. Москва, 2012. — 132 с.

Основные термины (генерируются автоматически): шаг, нарушение слуха, нога, сторона, прямая нога, лидирующая нога, движение, место, подъем, правильная осанка.

Похожие статьи

Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Зоотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими Лекотеку

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Похожие статьи

Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Зоотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими Лекотеку

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями