Маленькие исследователи
Автор: Хаерттинова Светлана Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 2098 раз
Библиографическое описание:
Хаерттинова, С. А. Маленькие исследователи / С. А. Хаерттинова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3433/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая деятельность — естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Всё это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы (вода, камни, небесные светила). Я считаю исследовательскую деятельность детей интересным и перспективным направлением и использую экспериментирование в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе с взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
Начиная работу по данной теме, мною была изучена нормативно-правовая база и литература, касающаяся детского экспериментирования. Необходимо было еще раз изучить содержание работы по решению экспериментальных задач, как эта проблема формулируется учеными и разработчиками методических пособий.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Поэтому, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, в развитии познавательной активности детей, одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала детское экспериментирование, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Для оценки уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков были разработаны диагностические карты. За основу показателей развития уровня знаний взяты программные задачи. (программа «Детство», раздел «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается», подраздел «Творческие игры», игра-экспериментирование с разными материалами)
Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.
Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий. Для этого были созданы условия. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована «Детская научная лаборатория», укомплектованная всем необходимым. Большую помощь в этом оказали родители. Они принимали активное участие в пополнении предметно-развивающей среды различными атрибутами.
В лаборатории представлены различные материалы для исследования: приборы-помощники (увеличительные стёкла, магниты); природный материал; технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики).;медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы, резиновые груши и др) и прочие материалы (зеркала, воздушные шары, воронка, сито и др). Лаборатория разделена на познавательные центры: «Песок — вода», «Центр науки и природы», «Центр литературы».
Для качественной организации воспитательно-образовательного процесса разработано перспективное планирование, включающее разные формы организации деятельности детей: познавательные занятия и прогулки с элементами экспериментирования, развлечения, опыты, экспериментальные задачи. Для проведения экспериментов были разработаны модели последовательности проведения экспериментов, созданы мнемо-таблицы — модели обследования предмета, которые помогают выделить его свойства.
Для повышения интереса к экспериментальной деятельности используем появление различных персонажей: мальчик Почемучка, который, так же как и дети, задаёт много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» и т. д., в кармашке у которого появляются интересные вещи, предметы, которые в дальнейшем используем в ходе эксперимента (надувной шарик, резиновая груша, магнит и т. д.) В гости к детям приходят Волк- Любознайчик, Совёнок- Удивлёнок, приплывает Золотая рыбка, у которых много вопросов, и дети с удовольствием решают все их проблемы, ответы на вопросы получают в ходе эксперимента.
Важным требованием является безопасность объекта для детей. сделать опыты безопасными, поэтому вместе с детьми приняли правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
С водой: Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук — друг: он нам помог
И никто здесь не промок.
Со стеклом: Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
А разбилось — не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат — совок
И для мусора бачок
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
С песком: Если сыплешь ты песок,
Рядом веник и совок.
С огнём: Помни правило:
Огонь никогда один не тронь!
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Всё на место положил?
Моя задача, как педагога помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными. При выборе темы я соблюдаю следующие правила:
тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;
тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен получить новые полезные знания, умения и навыки);
тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, (оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как дети с нарушениями речи не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. В моей работе. принято за правило проводить лекторий для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности», разработаны советы для родителей «Какие опыты можно провести дома». Тема оказалась для родителей достаточно интересной, и они с удовольствием откликаются на все предложения. Таким образом, для выполнения поставленных задач объединены усилия дошкольного учреждения и семьи.
Систематическая работа с детьми, использование эффективных современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей дают положительные результаты. Итоговая диагностика, показала, что у детей значительно повысился уровень освоения программного материала, это можно увидеть на сравнительной диаграмме. То, что положительная динамика есть, подтверждает и анкетирование родителей. Родителями было отмечено, что у детей значительно повысился интерес к детскому экспериментированию.
И в заключении мне бы хотелось отметить «Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем. Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Литература:
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/ О. В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2004
Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 8. — с.19–22
Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2010.