Анализ использования виртуального образовательного пространства при подготовке школьников к ГИА-9 и ЕГЭ-11
Авторы: Ермакова Елена Евгеньевна, Прончев Геннадий Борисович
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 376 раз
Библиографическое описание:
Ермакова, Е. Е. Анализ использования виртуального образовательного пространства при подготовке школьников к ГИА-9 и ЕГЭ-11 / Е. Е. Ермакова, Г. Б. Прончев. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 186-187. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3443/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня в России идет становление новой системы образования, основанной на информатизации [1]. Этот процесс ориентирован на вхождение в мировое информационное образовательное пространство и сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В настоящее время учитель должен не только обучить ребенка преподаваемому предмету, но и способствовать его гармоничному вхождению в информационное общество [2].
Использование современных информационно-коммуникационных технологий становится обязательным при проведении различных видов работ в учебно-воспитательном процессе. Обзор современных информационно-коммуникационных технологий, применяемых в общеобразовательной школе в настоящее время можно найти в нашей работе [3]. Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [1] подразумевает для учителя создание и поддержку виртуального информационного образовательного пространства.
Организация учебного виртуального образовательного пространства подразумевает:
создание информационного обеспечения и техническую поддержку;
создание учебно-методического обеспечения;
разработка занятий;
организация информационно-обучающей среды.
При использовании виртуального образовательного пространства в учебном процессе возрастает значимость школьного курса информатики. От учителя требуется не только уметь определять материалы занятий, но и спрогнозировать результат. При этом необходимо учитывать личностные потребности и интересы учеников.
Модернизация образования и введение новых образовательных стандартов способствуют формированию у ученика новых компетенций, приоритетные из которых:
исследовательские;
коммуникативные;
ИКТ-компетенции.
Формирование таких компетенций требует создания такой среды обучения, которая способствует самостоятельному поиску и обработке информации самим учеником, появлению навыком моделирования и прогнозирования.
Следует заметить, не смотря на введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [1] в учебно-воспитательный процесс российских школ, до настоящего времени не существует “отлаженной” методологии, теории и практики использования виртуального образовательного пространства. Опубликованные по данной теме исследования (см., например, [2]) показывают, что виртуальное образовательное пространство может с успехом использоваться на всех этапах обучения: для объяснения нового материала, для выполнения проектных работ, подготовки уроков, организации комбинированных форм обучения и др.
Данная работа посвящена анализу возможности использования виртуального образовательного пространства при подготовке школьников к Государственной итоговой аттестации (ГИА-9) и Единому государственному экзамену (ЕГЭ-11).
ГИА-9 и ЕГЭ-11 в настоящее время является неотъемлемой частью обучения старшеклассников и вызывает у них определенные трудности в подготовке.
В век информационных технологий все меньше учеников готовятся к экзаменам, используя методическую литературу на “бумажном” носителе. Чаще они стараются найти ответы на нужные им вопросы на специализированных интернет-ресурсах и в социальных сетях. Однако, зачастую это вызывает большую путаницу и непонимание, т. к. на разных ресурсах по-разному объясняется один и тот же материал.
Сложность в подготовке к экзамену заключается в том, что ГИА-9 и ЕГЭ-11 требует от учащихся затрат дополнительного времени, так же требуется отработка навыков. Однако небольшое количество занятий в школе не дает полного охвата всех вопросов. Помимо подготовки учащихся к экзамену и проведению тренировочных работ, необходимо выполнение государственной программы по предмету. При большом объеме изучаемых дисциплин свободное время для подготовки выпадает на вечерние часы или выходные дни.
В свою очередь, создание специального виртуального образовательного пространства с заданиями для подготовки, тренировочными работами, правильным и подробным объяснением, дает возможность:
реализации специализированных методов обучения за счет визуализации учебной информации;
контроля за результатами усвоения материала;
автоматизированной обработки результатов, т. е. после анализа работы учащихся учитель может уже к следующему уроку подобрать индивидуальное или дополнительное задание для ученика;
индивидуализации обучения.
Оптимальное сочетание уроков в “традиционной” форме и занятий с использованием виртуального образовательного пространства формируют положительную мотивацию к изучению предмета, позволяет:
отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;
отслеживать динамику овладения способами обработки информации;
повышается интенсивность мыслительной деятельности;
ускоряет формирование информационной и коммуникационной деятельности;
осуществляет интеграцию различных способов учебной деятельности;
осуществляет контроль как специальных, так и общеучебных компетенций.
Использование виртуального образовательного пространства позволяет моделировать различные условия обучения, к которым учащимся приходится быстро адаптироваться, что способствует повышению эффективности обучения.
Однако следует признать, что при использовании виртуального образовательного пространства есть проблема объективности оценки: не возможно оценить уровень сформированности навыков, но по набору умений можно отследить личностный рост каждого ученика.
Тем не менее, наши наблюдения показывают, что использование виртуального образовательного пространства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы несет много позитивного, а использование при подготовке к ГИА-9 и ЕГЭ-11 повышает эффективность изучения материала.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
Кузьменков Д. А., Прончев Г. Б. Организация личного информационного пространства в общеобразовательной школе / в кн. Электронные ресурсы в непрерывном образовании («ЭРНО-2012»): Труды III Международного научно-методического симпозиума. — г. Геленджик. — Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012, С. 114–117.
Фесенко В. В., Прончев Г. Б. Современные информационные технологии в общеобразовательной школе // Молодой ученый, 2011, № 10(33), Т.1, С. 88–92.