Виды заданий при изучении стихов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)

Статья просмотрена: 2345 раз

Библиографическое описание:

Цыденова, Б. В. Виды заданий при изучении стихов / Б. В. Цыденова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 127-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3445/ (дата обращения: 16.11.2024).

Обновление современной школы происходит в прямой зависимости от педагогического творчества учителя. Педагогическое творчество Ю. Л. Львова — это беспрестанное побуждение учителя духовно обогащаться и, обогащаясь, сообщать свои приобретения детям, чтобы направлять и регулировать их деятельность [1,c8].Например, в средних классах при изучении основ стихотворения, мы сталкиваемся с определёнными трудностями, возникающими из-за того, что дети по-разному воспринимают стихотворения. Иными словами, восприятие поэтические произведения, осмысление стиховедческого анализа и последующий процесс эстетического развития у учащихся происходят различно. Это диктует необходимость искать какие-либо методические приёмы. Очень часто можно услышать от учащихся, что заучивание поэтического текста даётся им с трудом. Это диктует учителю необходимость искать новые методические приёмы.

Обратимся к традиционному в методике V класса введению понятия о стихе и прозе. Для данного возраста характерны поиски скрытой от глаз причины явлений. В детской аудитории возникает вопрос, почему, зачем речь приобретает ритмический характер и рифму [5,c42]. Попробуем воспользоваться сопоставлением описания Бородинского боя — у Л. Н. Толстого и М. Ю. Лермонтова. Пятиклассники указывают на различия в эмоциональном отношении, общем тоне повествования, отдельных интонациях и т. д., т. е. характеризуют существенные признаки каждой системы [5,c56]. Далее мы приводим класс к выводу, что поэтическая речь характеризуется особыми чувствами автора, его приподнятым состоянием.

Другой прием воспитания внимательного отношения к чтению поэтических произведений связан с обучением выразительному чтению. Оно призвано передать поэтическое содержание и колорит стихотворений и их индивидуальное восприятие [2,c131]. С выразительным чтением непосредственно связано заучивание наизусть. Однако при запоминании текста для школьников большое значение имеют художественные картины и контрастные наглядные представления, возникающие при чтении произведения, — «видения», как их называл Станиславский [3,c270].

Как видим, для запоминания необходима система заданий, облегчающая понимание специфики стихотворной речи. Предлагаемые задания строятся на принципе активизации творческих способностей и восприятия стихотворения школьниками:

Задание 1

Иван-царевич горько заплакал, помолился богу, поклонился на все четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шёл он близко ли, далеко ли, попадается ему навстречу старичок. «Здравствуй, — говорит, —добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?» Царевич рассказал ему своё несчастье.

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрён;

Кто в глаза ему смеётся,

Кто скорее отвернётся,

Обратился молодец.


Прочти отрывки, сравни их: что в них общего и чем они отличаются?


Задание 2

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. «Что же ты не едешь?» -спросил я ямщика с нетерпением. — Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка: — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий –

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле,

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоля

Средь неведомых равнин!

Эй, пошёл ямщик!»…-Нет мочи:

Коням, барин, тяжело»;

Вьюга мне слипает очи,

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам!. [4,c.85]


Прочти отрывки, сравни их: что в них общего и чем они отличаются.


Задание 3

  1. Брата, деду, думу, лукаво, победу, право, ручка, трата, тучка, шуму;

  2. Вод, восток, натощак, птица, плывёт, срок, сторон, так, трезвон, царица;

  3. Вот, всего, грызёт, дом, его, ответ, худо, потом, свет, чудо;

  4. Недаром, он, путём, советам, поклон, потом, там, товаром, углам, этом.

Из 10 слов составить 5 пар рифмующихся слов


Задание 4

Придумать самостоятельно 4 рифмы (по сходству звучания) к словам: мы, брат, труд, поворот.


Задание 5

Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идёт, но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет. Цветёт красавица миру на диво, румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка…

(Н. А. Некрасов)

Переписать текст, восстановив поэтические строки.


Задания 1 и 2 имеют много общего, но они существенно различаются по характеру материала. Это подход к изучению специфики поэтической речи.

В основу трёх остальных видов заданий положен принцип игры. Задание 3 может показаться относительно простым. Его смысл в том, что по сравнению с заданием 4 оно предусматривает образование других навыков, когда для составления рифмы приходится оперировать уже отобранными словами. Строгая последовательность между заданиями 3 и 4 необязательна.

В связи с использованием описанных заданий возникает вопрос об их назначении, месте в работе словесника и роли в литературном развитии учащихся.

Задача словесника прежде всего в том, чтобы повышать культуру восприятия стиха, развивать навыки его оценки и анализа. Это необходимо и для будущих поэтов потому, что без культуры восприятия невозможна и культура творчества [c.69].


Литература:

  1. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. М., Просвещение, 1992г. — с 222.

  2. Рыбникова М. А. Учитель средней школы / На распутье. М., 1917 — с.135

  3. Рыбникова М. А. Избранные произведения. М., изд. АПН РСФСР 1958, с.379

  4. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. М., изд. «Советский писатель», 1959, с.340

  5. Тодоров Л. В. Работа под стихом в школе. М., изд».Просвещение», 1965г.- с.183

Основные термины (генерируются автоматически): задание, выразительное чтение, поэтическая речь, слово.