Виды заданий при изучении стихов
Автор: Цыденова Баирма Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 2383 раза
Библиографическое описание:
Цыденова, Б. В. Виды заданий при изучении стихов / Б. В. Цыденова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 127-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3445/ (дата обращения: 19.12.2024).
Обновление современной школы происходит в прямой зависимости от педагогического творчества учителя. Педагогическое творчество Ю. Л. Львова — это беспрестанное побуждение учителя духовно обогащаться и, обогащаясь, сообщать свои приобретения детям, чтобы направлять и регулировать их деятельность [1,c8].Например, в средних классах при изучении основ стихотворения, мы сталкиваемся с определёнными трудностями, возникающими из-за того, что дети по-разному воспринимают стихотворения. Иными словами, восприятие поэтические произведения, осмысление стиховедческого анализа и последующий процесс эстетического развития у учащихся происходят различно. Это диктует необходимость искать какие-либо методические приёмы. Очень часто можно услышать от учащихся, что заучивание поэтического текста даётся им с трудом. Это диктует учителю необходимость искать новые методические приёмы.
Обратимся к традиционному в методике V класса введению понятия о стихе и прозе. Для данного возраста характерны поиски скрытой от глаз причины явлений. В детской аудитории возникает вопрос, почему, зачем речь приобретает ритмический характер и рифму [5,c42]. Попробуем воспользоваться сопоставлением описания Бородинского боя — у Л. Н. Толстого и М. Ю. Лермонтова. Пятиклассники указывают на различия в эмоциональном отношении, общем тоне повествования, отдельных интонациях и т. д., т. е. характеризуют существенные признаки каждой системы [5,c56]. Далее мы приводим класс к выводу, что поэтическая речь характеризуется особыми чувствами автора, его приподнятым состоянием.
Другой прием воспитания внимательного отношения к чтению поэтических произведений связан с обучением выразительному чтению. Оно призвано передать поэтическое содержание и колорит стихотворений и их индивидуальное восприятие [2,c131]. С выразительным чтением непосредственно связано заучивание наизусть. Однако при запоминании текста для школьников большое значение имеют художественные картины и контрастные наглядные представления, возникающие при чтении произведения, — «видения», как их называл Станиславский [3,c270].
Как видим, для запоминания необходима система заданий, облегчающая понимание специфики стихотворной речи. Предлагаемые задания строятся на принципе активизации творческих способностей и восприятия стихотворения школьниками:
Задание 1
Иван-царевич горько заплакал, помолился богу, поклонился на все четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шёл он близко ли, далеко ли, попадается ему навстречу старичок. «Здравствуй, — говорит, —добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?» Царевич рассказал ему своё несчастье. |
За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён; Кто в глаза ему смеётся, Кто скорее отвернётся, Обратился молодец. |
Прочти отрывки, сравни их: что в них общего и чем они отличаются?
Задание 2
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. «Что же ты не едешь?» -спросил я ямщика с нетерпением. — Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка: — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». |
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий – Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле, Колокольчик дин-дин-дин… Страшно, страшно поневоля Средь неведомых равнин! Эй, пошёл ямщик!»…-Нет мочи: Коням, барин, тяжело»; Вьюга мне слипает очи, Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам!. [4,c.85] |
Прочти отрывки, сравни их: что в них общего и чем они отличаются.
Задание 3
Брата, деду, думу, лукаво, победу, право, ручка, трата, тучка, шуму;
Вод, восток, натощак, птица, плывёт, срок, сторон, так, трезвон, царица;
Вот, всего, грызёт, дом, его, ответ, худо, потом, свет, чудо;
Недаром, он, путём, советам, поклон, потом, там, товаром, углам, этом.
Из 10 слов составить 5 пар рифмующихся слов
Задание 4
Придумать самостоятельно 4 рифмы (по сходству звучания) к словам: мы, брат, труд, поворот.
Задание 5
Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идёт, но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет. Цветёт красавица миру на диво, румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка…
(Н. А. Некрасов)
Переписать текст, восстановив поэтические строки.
Задания 1 и 2 имеют много общего, но они существенно различаются по характеру материала. Это подход к изучению специфики поэтической речи.
В основу трёх остальных видов заданий положен принцип игры. Задание 3 может показаться относительно простым. Его смысл в том, что по сравнению с заданием 4 оно предусматривает образование других навыков, когда для составления рифмы приходится оперировать уже отобранными словами. Строгая последовательность между заданиями 3 и 4 необязательна.
В связи с использованием описанных заданий возникает вопрос об их назначении, месте в работе словесника и роли в литературном развитии учащихся.
Задача словесника прежде всего в том, чтобы повышать культуру восприятия стиха, развивать навыки его оценки и анализа. Это необходимо и для будущих поэтов потому, что без культуры восприятия невозможна и культура творчества [c.69].
Литература:
Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. М., Просвещение, 1992г. — с 222.
Рыбникова М. А. Учитель средней школы / На распутье. М., 1917 — с.135
Рыбникова М. А. Избранные произведения. М., изд. АПН РСФСР 1958, с.379
Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. М., изд. «Советский писатель», 1959, с.340
Тодоров Л. В. Работа под стихом в школе. М., изд».Просвещение», 1965г.- с.183