Роль экологических представлений в сенсорном развитии детей раннего возраста
Автор: Смирнова Наталья Валентиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 1201 раз
Библиографическое описание:
Смирнова, Н. В. Роль экологических представлений в сенсорном развитии детей раннего возраста / Н. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3453/ (дата обращения: 19.12.2024).
Все начинается с детства. А природа — издавна считается неиссякаемым источником духовного обогащения детей. Дошкольники активно и постоянно в той или иной форме соприкасаются с миром природы. Их привлекает и интересует всё. Ребенок раннего возраста видит окружающий его мир «глазами и руками», а выражает свое отношение действиями и эмоциями. Поэтому очень важно сформировать у малышей потребность правильно действовать с предметами, с живыми и неживыми объектами.
Природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в познавательный процесс различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Дальнейший успех ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей: насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; настолько качественнее он может оперировать этой информацией; настолько точно эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание — это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта.
Основной задачей сенсорного развития считаю, создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С этой целью в группе оформила центр природы с живыми и неживыми объектами, оформила разнообразные, яркие наглядные пособия, игровой материал для зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. При отборе дидактического материала серьезное внимание уделяю на чистоте цветовых тонов, их яркости, удобству и безопасности для малыша.
Учитывая федеральные государственные требования, приоритетное направление дошкольного учреждения: познавательно-речевое развитие, Образовательную программу ДОУ разработанной на основе комплексной программы «Детство» под редакцией Логиновой В. И., Бабаевой Т. И., Ноткиной поставила перед собой следующие задачи:
Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
Формирование представлений об окружающем мире природы посредством развития сенсорных способностей.
Развитие чувства сопереживания к живым существам.
В федеральных государственных требованиях к структуре содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена образовательная область «Познание», которая включает в себя задачу по развитию сенсорных способностей и формированию экологических представлений детей раннего возраста. Интеграция образовательных областей («Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество») дают возможность интересно, доступно сформировать систему знаний детей по данной теме.
Работу по данной теме осуществляю на основе комплексно-тематического планирования материала, которое согласуется со временем года, с сезонными явлениями, со всеми видами детской деятельности. В своей работе использую следующие формы: наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций; проведение элементарных опытов, передача полученных впечатлений изодеятельности; помощь взрослому в уходе за животными и растениями, знакомство с музыкальными произведениями; чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения.
Маленький ребенок познает окружающий мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому в работе с детьми широко использую наглядные пособия, предметы которые ребенок непосредственно может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети под руководством педагога и вместе обследуют их тактильно, при помощи запаха, пробуют на вкус, рассматривают их, отмечают цвет, форму, вкусовые качества
В группе у нас живут различные игрушки-персонажи (кукла Маша, мишка, кошка и другие), и многие игровые сюжеты у нас связаны с ними. Вместе с детьми помогаем что-то новое узнать, объясняем, то, что уже знаем и т. д. Для создания игровой ситуации использую имеющиеся в группе материалы и предметы быта. Варьирование, применение заменителей, моделей, знаков помогает создать оригинальную игровую обстановку. Так, например, ковер «превращается» в лесную полянку, а гимнастическая скамейка в мостик, и т. д. Любой центр нашей группы может превратиться в любую игровую ситуацию. Важным моментом воображаемой ситуации является наша установка (хоть и на воображаемой) на правильное поведение в лесу, на полянке, на озере.
Наблюдения — это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение — смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.
Несомненную ценность для детей раннего возраста имеют повторные наблюдения одного и того же места, явления, объекта в разное время года, хотя они просты, кратковременны и часто повторяются (за солнышком, за дождем, за ветром, за снегом и т. д.). Во время наблюдения обязательно использую художественное слово, например «Белый снег, пушистый», «Дождик кап-кап-кап» и др. Наблюдая за деревьями и кустарниками, учимся находить высокие и низкие деревья («большие и маленькие деревья»), рассматриваем с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следим за их движениями во время ветра и в покое, слушаем шум деревьев, дождя и др.
Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения — их форма во все сезоны не меняется. Для детей раннего возраста предлагаю растения с крупными листьями и яркими цветами. Малыши не только их рассматривают, но элементарно обследуют: трогают, ощущают гладкость листьев, сравнивают большой или маленький цветок. Все это очень помогает в развитии у малышей сенсорных представлений.
Малыши очень любят наблюдать за живыми объектами: за рыбками в аквариуме, за попугаем, за птицами на улице и т. д. Мы сравниваем размер, поведение птиц, на помощь птицам в холодное время года. Учу детей ухаживать за животными: покормить их обязательно после наблюдения, поменять воду в поилке, почистить клетку, поменять воду в аквариуме. Но учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, все действия по уходу за животными провожу сама.
Особое место уделяю играм с природным материалом, т. к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, развивая речь. Многочисленны игры с песком, в этих играх дети постепенно узнают о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма. Со свойствами снега дети знакомятся во время игр в снежки, при лепке снежной бабы.
Ребёнок раннего возраста ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения своих мыслей и чувств являются непосредственные действия, эмоции. Большинство воспитанников доброжелательно относятся к живым объектам, эмоциональны и активны во время таких встреч. Малыши выражают активное желание ухаживать за растениями и животными. Радует, что некоторые дошколята могут правильно назвать и показать части растений, их цвет, форму, размер.
Дети стали намного добрее, отзывчивее, коммуникабельнее.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Не всегда родители обладают уровнем педагогических, экологических, природоохранных знаний. Но только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем воспитать не равнодушного ребенка.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей, проведение персональных выставок).
Данная работа не заканчивается в раннем возрасте, она продолжается, расширяется и развивается с новой силой и проходит в новых формах на других дошкольных возрастных этапах.