Комплексный подход к развитию координационных способностей учащихся коррекционной школы VIII вида | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тираспольская, В. А. Комплексный подход к развитию координационных способностей учащихся коррекционной школы VIII вида / В. А. Тираспольская, Е. Ю. Нарышкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3473/ (дата обращения: 16.11.2024).

В последнее время особую актуальность приобретает разработка вопросов, связанных с применением таких коррекционных технологий, которые бы позволили школьникам с проблемами в развитии не только получить определенный объем знаний, умений и навыков, но и повлекли бы за собой истинное развитие ребенка. Именно такую возможность предоставляет становление у детей с нарушением интеллекта универсальных, в частности, координационных способностей.

Координационная способность может рассматриваться как один из важнейших компонентов решения двигательных задач. Согласно определению, это способность человека управлять движениями и действиями, согласовывая их по усилию, во времени и пространстве для достижения поставленной цели. Значимость формирования координационных способностей (КС) объясняется следующими причинами:

  • Хорошо развитые КС являются необходимыми предпосылками для успешного овладения двигательными навыками. Они влияют на темп, вид и способ усвоения техники различных движений, ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

  • Сформированные КС — необходимое условие подготовки школьников к жизни, труду, социализации в обществе. Они способствуют эффективному выполнению бытовых операций, развивают способность наилучшим образом в двигательном отношении реагировать на неожиданно возникшую сложную, а порой и опасную ситуацию [2].

  • КС обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, так как точно дозированное мышечное усилие и оптимальное расслабление ведут к рациональному расходованию сил.

  • Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития КС позволяют избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечивают положительный эмоциональный настрой.

Особенно важно формирование таких способностей для детей с умственной отсталостью, которые по физическому развитию, как правило, значительно отстают от здоровых сверстников. Причем это отставание зависит не только от органического поражения ЦНС и наличия вторичных нарушений, но и является следствием вынужденной гипокинезии. Психомоторное недоразвитие проявляется во всех областях двигательной сферы. Для умственно отсталых детей характерны нарушения основных движений (ходьбы, бега, прыжков), низкий уровень развития физических качеств, нарушения координационных способностей, несформированность точных и согласованных движений частей тела и пальцев рук. Согласно исследованиям Горской И. Ю., возрастные темпы прироста всех видов КС имеют ту же динамику, что и у здоровых школьников, но с отставанием на 2–3 года. Большинство сенситивных периодов развития КС приходится на диапазон 9–12 лет [1].

Большинство исследователей отмечают, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений. Любое двигательное действие требует согласованного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, амплитуды, ритма, других характеристик движения. Дети испытывают затруднения в воспроизведении и фиксации заданной позы, в зрительном определении расстояния, в расчете силы и дальности прыжка или броска мяча, в воспроизведении ритма и темпа движения. В силу органического поражения мозговых структур, недоразвития сенсорных систем ребенок не способен управлять всеми характеристиками одновременно [3]. Дополнительная сложность при обучении таких детей возникает из-за невозможности ориентироваться на сформированность определенного набора умений и навыков, так как дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученной информации. Любое действие требует многократного повторения вследствие слабо развитой памяти, как механической, так и осмысленной.

КС определяются подвижностью и уравновешенностью ЦНС, степенью зрелости и индивидуальным строением отдельных областей коры головного мозга, свойствами анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного), продуктивностью процессов восприятия, памяти, мышления. А именно эти биологические и психические функции у детей с умственной отсталостью имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию, в первую очередь, между функциями двигательного аппарата и деятельностью систем, обеспечивающих работу мышц, что затрудняет освоение сложнокоординационных двигательных действий (Фарфель В. С., 1975, и др.).

КС являются сложными по структуре способностями, из них наиболее значимыми для человека считаются следующие:

  1. Способность к реагированию — быстрота ответа движением на зрительные, слуховые сигналы, способность к перестраиванию движений в изменяющихся условиях;

  2. Равновесие (статическое и динамическое) — способность к сохранению устойчивой позы в статических или динамических упражнениях;

  3. Ориентировка в пространстве — способность к определению и изменению положения тела в пространстве и времени;

  4. Дифференцировочная способность — характеристика, которая отражает точность оценивания, отмеривания и воспроизведения параметров движения;

  5. Ритмичность движений — способность усвоения заданного ритма движений;

  6. Точность мелкой моторики — умение воспроизводить тонкие движения пальцами рук и кистями в соответствии с поставленной задачей;

  7. Способность к расслаблению — умение произвольно и рационально снижать напряжение мышц тела.

Таким образом, развитие КС является важной составной частью процесса физического воспитания в коррекционной школе и требует комплексного подхода в выборе средств и методов решения коррекционно-развивающих задач.

С учетом этих особенностей в нашей школе была разработана программа комплексного физического развития детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости для начальной и средней школы. Программа включает различные формы физкультурной работы:

  • уроки АФК — 3 раза в неделю,

  • уроки ЛФК — 1–2 раза в неделю,

  • уроки ритмики — 1 раз в неделю;

  • динамические перемены — ежедневно;

  • физкультминутки на уроках;

  • динамические часы для 1-х классов — ежедневно;

  • внеурочная деятельность в спортивных секциях по футзалу, баскетболу, бадминтону — для детей с физическим развитием выше среднего по классу;

  • физкультурные и досуговые праздники с эстафетами и подвижными играми.

Каждая форма работы предусматривает как развитие определенных, специфических видов КС, что обеспечивает решение коррекционных задач, так и многократное повторение упражнений и игр, что обеспечивает развивающую направленность.

На уроках АФК возможно наиболее многообразное и эффективное совершенствование всех видов КС. Упражнения на коррекцию основных движений (ходьбы, бега) помогают ослабить влияние патологических синкинезий, насильственных движений, способствуют улучшению согласованности работы ног и рук. Лазание и перелезание через препятствия развивают ориентацию в пространстве. Дифференцирование параметров движения совершенствуется с помощью бросков и метания мячей, различных по форме и весу. Равновесие тренируется с использованием различного инвентаря: гимнастической скамейки, балансировочных платформ, фитболов и т. п. Реагирующая способность развивается во время подвижных и спортивных игр.

Для развития КС используются специальные методические приемы:

  • необычные исходные положения,

  • изменение скорости и темпа движений,

  • зеркальное выполнение упражнений,

  • асимметричные упражнения,

  • парные и групповые упражнения,

  • изменение способов выполнения движений,

  • упражнения на раздражение вестибулярного аппарата и т. п.

На уроках ЛФК большое внимание уделяется развитию кинестетического чувства, статического равновесия, коррекции расслабления. Динамические и статические упражнения на коррекцию осанки и профилактику плоскостопия способствуют развитию «чувства собственного тела», учат детей ориентироваться в схеме тела и координировать движения отдельных его звеньев. Пытаясь осознать мышечные напряжения и расслабления во время упражнений на релаксацию, дети учатся управлять движениями и эмоциями.

Занятия ритмикой способствуют развитию согласованности и координации движений, гибкости, пластичности. Кроме музыки для создания представления о ритме используется счет. Различные ритмические рисунки воспроизводятся хлопками, щелчками, топаньем и т. п. Дети учатся определять характер музыки, соотносить темп движений с темпом музыкального произведения, начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыкального фрагмента. Разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой. При обучении создаются условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе. Упражнения и танцевальные движения подбираются и компонуются по объему и степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. С разученными танцевальными композициями дети выступают на школьных праздниках и на городских фестивалях.

Динамические перемены позволяют снизить усталость школьников, уменьшить негативное влияние сидячей позы во время уроков, снять эмоциональное напряжение. Во время разминки используются упражнения на ориентировку в пространстве, реагирующую способность, равновесие. Начинается разминка с самых простых заданий для того, чтобы даже самые маленькие могли их выполнить. Постепенно упражнения усложняются (убыстряется темп, добавляются новые движения, внезапные сигналы и т. п.). Разминка может быть построена в виде веселой зарядки под музыкальное сопровождение, обычно — под известные мелодии детских песен. Затем дети строятся для проведения эстафет или игр, в которых используется различный спортивный инвентарь. При этом в соответствии с принципом дифференциации проводятся разные игры для учащихся начальной школы с легкой степенью умственной отсталости и для всех учащихся с умеренной умственной отсталостью.

На физкультминутках школьники закрепляют в памяти основные положения рук, головы и туловища, учатся сохранять правильную осанку и развивают мелкую моторику. Происходит запоминание и автоматизация простых двигательных действий.

Учащиеся 1-х классов не участвуют в динамических переменах и занимаются отдельно от других классов, чтобы облегчить адаптацию к школе и не допустить чрезмерного возбуждения малышей. Основным методом является игровой, с рациональным сочетанием игр большой, малой и средней подвижности.

В школе открыты спортивные секции по футзалу, баскетболу, волейболу, настольному теннису и бадминтону, где занимаются, в основном, старшеклассники с легкой степенью умственной отсталости. Но среди детей с более тяжелыми нарушениями есть такие, которые по уровню физического развития способны принимать активное участие в спортивных играх. Эти игры являются сложнокоординированными, они требуют точности и четкости движений, ловкости, способности к быстрому переключению действий, способности реагировать на действия партнеров, соперников и судей. На тренировках школьники развивают умение предвидеть траекторию полета мяча, предугадать движения партнера. Команды нашей школы неоднократно выигрывали городские и Всероссийские соревнования по разным видам спорта.

Таким образом, максимально разнообразно ведется работа над совершенствованием координационных способностей, как основы для освоения физических упражнений, жизненно важных двигательных действий и бытовых операций. Комплексное воздействие программы физического воспитания способствует общему развитию школьников, коррекции и преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.


Литература:

  1. Горская И. Ю., Суянгулова Л. А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография. — Омск: СибГАФК, 2000.

  2. Кузнецова,З. И. Возрастные особенности развития физических способностей.-// М., 2006.

  3. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственная отсталость, движение, развитие КС, способность, упражнение, физическое развитие, двигательная сфера, органическое поражение, физическое воспитание.

Похожие статьи

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы в подготовительном классе коррекционной школы 8-го вида

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Модульно-компетентностный подход как основа оздоровительно-коррекционных занятий студентов специальной медицинской группы

Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Формирование автономной учебной деятельности обучающихся средних классов с использованием проектного метода

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза при освоении теоретических дисциплин

Похожие статьи

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы в подготовительном классе коррекционной школы 8-го вида

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Модульно-компетентностный подход как основа оздоровительно-коррекционных занятий студентов специальной медицинской группы

Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Формирование автономной учебной деятельности обучающихся средних классов с использованием проектного метода

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза при освоении теоретических дисциплин