Становление субъектности учащихся в процессе обучения информатике как средство реализации основной задачи ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)

Статья просмотрена: 2126 раз

Библиографическое описание:

Ленглер, О. А. Становление субъектности учащихся в процессе обучения информатике как средство реализации основной задачи ФГОС / О. А. Ленглер. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3486/ (дата обращения: 19.12.2024).

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), главная задача, стоящая перед современным образованием: научить ученика учиться. Мы считаем, что в условиях нынешней действительности, когда новая информация генерируется с большой скоростью, очень важно в образовательных учреждениях сформировать и развить у учащихся навыки к самообразованию. Особое значение в связи с этим приобретает вопрос о формировании и развитии субъектности учащихся. Сформированная субъектность учащихся является залогом его успешной учебной деятельности и обеспечивает основу для развития у него способности к самообразованию и самосовершенствованию путем сознательной и активной деятельности.

При разработке методической системы обучения информатике актуальность реализации главной задачи образования гиперболизируется. Содержание курса информатики, как ни какой другой школьный предмет, зависит от бурного развития техники, программного обеспечения, информационных технологий, нарастающего лавинообразного объема информации. Учитывая это, очень важно в процессе обучения не столько обеспечить учеников конечными знаниями, которые ко всему прочему быстро становятся неактуальными и устаревшими, сколько научить их самостоятельно извлекать необходимую информацию и использовать ее для решения поставленных задач.

Формирования предметных, личностных и метапредметных результатов обучения является не только следствием содержания обучения, но и в большей степени — методик, форм организации занятий, используемых в учебном процессе. В связи с этим, для эффективной реализации задач образования, целесообразно рассмотреть процессуальную сторону методической системы учебного предмета «Информатика».

Формы организации процесса обучения информатике определяются взаимодействием учителя с учащимися при решении образовательных задач, выбором различных стратегических действий участниками учебного процесса. На основании вышесказанного отметим, в процессе обучения информатике необходима такая организация образовательного процесса, при которой происходит плавный переход от форм обучения с доминирующим участием педагога и пассивным участием учеников к формам обучения с опосредованным участием учителя и активной и самостоятельной работой учеников. Последним этапом данного перехода будет автодидактическая форма обучения учащегося. Ее суть заключается в том, что учащийся, являясь субъектом своей учебной деятельности, самостоятельно организовывает процесс обучения, а педагог выполняет роль фасилитатора, т. е. учитель обеспечивает условия для успешной коммуникации в классе, помогает сконцентрироваться на целях и содержании обучения.

Основой построения форм организации образовательного процесса является умелое использование методов обучения. Мы придерживаемся точки зрения В. И. Гинецинского и под термином «метод обучения» понимаем «…способ управления учебно-познавательной деятельностью путем выбора педагогически целесообразных форм представления учебного материала и вариантов его развертывания в рамках учебного времени» [4, с. 224]. Умение осознанно выстроить цепочку методов обучения, логически упорядоченных, во многом определяет степень управляемости развития любого педагогического процесса. С помощью последовательной смены методов тот или иной образовательный процесс педагогически инструментуется, разворачиваясь во времени от постановки цели до оценки результата [1, с. 153]. Поскольку любой педагогический процесс ориентирован на учащихся, методы способны прямо или косвенно оказывать преобразующие влияние на различные личностные сферы, выполняя развивающую и формирующую функции [1, с. 157], следовательно, выбирая правильные методы обучения можно спроектировать и реализовать намеченный переход от обучения к самообучению.

Развитие личности учащегося нельзя обеспечить механически воспроизводимой предметной деятельностью, потому необходимо проектировать не только материал и способ его подачи, а целостную ситуацию, в которой изучаемый материал выступает как своеобразный повод для ценностно-смысловых исканий личности [3]. Учащийся должен осмыслить всю важность учебной деятельности и включиться в работу, руководствуясь не столько указаниями учителя, сколько собственной заинтересованностью разрешения учебных задач, совершая самостоятельный выбор учебной траектории. Импульс, совершаемый учеником, при проявлении включенности в учебный процесс, важен в праксеологическом отношении, потом как в этот момент происходит перестройка сознания ученика. Он перестает быть пассивным участником образовательного процесса, возникает желание выразить свою активную позицию, то есть ученик становиться субъектом учебной деятельности. Включенность ученика в образовательный процесс на осознанном уровне позволяет организовать эффективное обучение, достичь намеченных предметных, метапредметных и личностных результатов.

Отметим некоторую дидактическую особенность урока информатики, вытекающую из-за своеобразного характера учебного предмета. Он отличается от других школьных предметов, специфической операционально-технологической структурой деятельности. Заметим, что большую часть времени ученики занимаются индивидуально, сидя за компьютерами, при этом при решении любых информационных задач нет единого однозначного алгоритма их выполнения, верных способов решения всегда несколько. И от того сможет или нет учащийся из множества решений найти и реализовать наиболее правильное, рациональное и эффективное зависит результат.

Кроме того, в процессе обучения информатике с использованием компьютеров и информационных технологий у учащихся формируется индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий и скорость формирования умений и закрепление навыков у учеников одного класса могут различаться почти на порядок, этот фактор нельзя не учитывать, определяя структуру урока информатики. Вследствие чего подход, ориентированный на усредненного школьника, необходимо сменить на индивидуальный подход в обучении, позволяя ученикам обучаться и развиваться в удобном для них ритме работы.

Навыки самообучения формируются и совершенствуются путем самоорганизации учебно-познавательной деятельности, потому учащиеся должны уметь правильно организовывать свою работу. Для успешного выполнения учебных заданий ученик должен знать основные положения теории эффективной деятельности. В ходе обучения ученики должны овладеть опытом личностной самоорганизации: от целеполагания в учении к выбору стратегии в достижении цели и далее через определение тактики, через планирование и организацию своей деятельности к достижению успеха. Внедрение праксеологических принципов в процесс обучения повысить эффективность образовательной деятельности.

Реализация поставленных задач осуществляется путем выбора наиболее эффективных, на наш взгляд, методов активного обучения информатике, предусматривающее использование:

  • диалогового режима работы;

  • дискуссий;

  • проблемно-поисковых практических работ;

  • ситуационного метода;

  • метода проектов и исследовательского метода.

Диалог. Учебный диалог представляет собой основу для развития рефлексивно-регуляционных умений, которые тесно связаны с процессами определения и самоутверждения, сменой различных жизненных позиций. При организации диалоговых форм общения действует принцип равного партнерства учителя и учеников. В диалоге учащиеся проявляют свою принципиальность, наличие собственной точки зрания в отношении к внешним явлениям и событиям, при этом происходит формирование субъектной позиции ученика, видения множественности граней мира, развитие толерантности, уважения к мнению оппонента. Сталкиваясь с разными стилями коммуникативного поведения, учащиеся расширяют свой социальный опыт общения и неосознанно усваивают модели диалогического взаимодействия. Диалог является важным элементом в системе методов обучения, способствующих развитию личностных качеств учащихся.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обсуждение какого-либо спорного вопроса по определенной проблеме, где участники, выражают различные мнения и суждения. Диалог и дискуссия — нацелены на получение принципиально разных результатов, в одном случае — это совместное осмысление, углубление высказываемых идей, во втором — продвижение своих суждений и доказательства объективности идей, критика чужого мнения. С помощью этого метода учащиеся учатся самостоятельности мышления, выдвижению аргументов, доказательности и обоснованности своей точки зрения. Хорошо проведенная дискуссия учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, умению принимать другую, более объективную, точку зрения. Помимо этого во время дискуссии учитель может оценить уровень подготовленности учащихся, впоследствии обратить внимание на проявившиеся недостатки.

Проблемно-поисковые практические работы. Практические работы по информатике проводятся для иллюстрации и исследованию информационных процессов, с целью получения знаний, умений и навыков в предметной области. Психологи утверждают: мышление начинается тогда, когда возникает проблема, потому проблемно-поисковые практические работы носят развивающий характер, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Для формирования и развития субъектности в практической деятельности должно быть минимум инструкционизма: большую роль играет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан. В связи с этим степень детализации содержания практических работ должна изменяться от тщательно предписаний по выполнению заданий до описания минимальных сведений, необходимых для успешного разрешения проблемы и реализации работы.

Ситуационный метод. Учащимся предлагается специально подобранная система «жизненных» задач, условия в которых явно неопределенны. Примером таких задач могут быть задания: «Выбор наиболее выгодного тарифного плана оператора мобильной связи»; «Кредитный калькулятор» и т. д. Каждый ученик решает свою задачу, при этом он неограничен в выборе способа и средств ее решения. Предлагаемая работа школьников с информационными комплексами превращает образовательный процесс из детерминистского в вероятностный, создается деятельностная образовательная среда, инициирующая творческий процесс у всех участников учебной ситуации, в том числе и у учителя [2].

Такие задания создают, во-первых, умение самостоятельно анализировать изучаемое явление, расчленять его на составные элементы; во-вторых, умение осмыслить роль и место каждой части в составе целого, во взаимодействии с ведущими сторонами; в-третьих, такое задание учит находить в теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления. Они формируют умения правильно диагностировать явления; строить их модели. Автономная деятельность повышает личную ответственность учащегося, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами порождает уверенность в себе и устойчивое желание продолжить работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. При этом ученик демонстрирует уровень предметных, метапредметных знаний, умений, свои личностные качества.

Метод проектов и исследовательский метод. Наиболее продуктивными методами при обучении информатики являются исследовательский и метод проектов. Оба метода основаны на концепции «учения через деятельность», благодаря чему позволяют достигать хороших результатов в вопросе формирования субъектности учащихся.

Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования информационных технологий. Следует отметить, что проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными, при этом учащимся следует предоставить достаточно широкий набор проектов для реализации возможности выбора. Участие в коллективном решении задачи вовлекает учащихся в отношения взаимной ответственности, учит их ставить перед собой и разрешать не только учебные, но и организационные проблемы. С педагогической точки зрения это очень важно, ибо современный школьный учебный процесс нацелен на формирование образованной и социально активной личности.

Учебная исследовательская и проектная деятельности способствует развитию таких значимых способностей, как планирование, организация и оптимизация своих действий, взаимодействие с другими людьми, умение учитывать позиции и интересы партнеров и конкурентов. Эти способности рассматриваются в настоящее время как важные компоненты образовательных метапредметных и личностных результатов и являются основой субъектности личности учащегося.

Для повышения эффективности учебного процесса предложенные выше методы активного обучения целесообразно сочетать с другими, традиционными, например, самостоятельной работой с книгой, упражнениями, выстроив их в определенную последовательность. Все перечисленные методы направлены на формирование субъектности учащихся. Становясь субъектом учебной деятельности, у школьника формируется алгоритм разрешения возникающей перед ним проблемы:

  • поставить перед собой цель и соответствующие задачи;

  • выполнить ряд операций по преобразованию действительности;

  • прорефлексировать полученный результат с поставленной целью, образцом, осмыслить свое понимание;

  • дать результату, способу или пониманию свою оценку и соотнести с эталоном;

  • по необходимости подкорректировать умение или сформулировать проблему (задачу) для следующих действий.

Все знания, умения, навыки и компетенции, позволяющие эффективно самоорганизоваться учащимся и решить задачи учебной деятельности, являются фундаментом для становления способности к саморазвитию и самообразованию учащегося.

Изменения схемы управления учебным процессом происходит таким образом, что в совокупности с наиболее подходящим методом обучения позиция учителя как носителя всех знаний постепенно ослабевает, и одновременно усиливаются позиции консультанта и организатора учебного процесса, при этом происходит усиление активной позиции учащихся, за счет постепенного повышения степени их самостоятельности. Учебный процесс постепенно переводится в режим самоуправления со стороны учащихся, место внешнего контроля и оценки достижений учащихся учителем занимают самоконтроль и самооценка. Обучение, построенное на самостоятельном генерировании, выведении, порождении обучающихся новых знаний приводит не к заучиванию, а к пониманию, к системному знанию, потому возрастает качество и эффективность образования, в результате такого обучения формируется субъектность школьников. Сформированная активная субъектная позиция учащихся в образовательном процессе обеспечивает реализацию основной задачи образования, регламентированную в ФГОС: ученики «умеют учиться» и реализовывать свои знания, умения и навыки в своей жизни.


Литература:

  1. Колесникова, И.А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. —256 с.

  2. Новиков, А. М. Формы обучения в современных условиях [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/forms.htm (дата обращения: 17.01.13).

  3. Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Монография. — М., 1998. — 289 с.

  4. Ситаров, В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 368 с.



Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учащийся, учебный процесс, процесс обучения, учебная деятельность, задача, умение, ученик, метод проектов, работа.

Похожие статьи

Знакомство с историей и культурой стран изучаемого языка как способ достижения планируемых результатов ФГОС

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки познавательной деятельности учеников в интеллектуально-ориентированном процессе обучения информатике

Особенности формирования и современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности учащихся как основа формирования языковой компетенции

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Формирование математической культуры учащихся как ключ к раскрытию познавательной функции предмета

Применение исследовательского подхода к обучению как неотъемлемое условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов

Акмеологическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Похожие статьи

Знакомство с историей и культурой стран изучаемого языка как способ достижения планируемых результатов ФГОС

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки познавательной деятельности учеников в интеллектуально-ориентированном процессе обучения информатике

Особенности формирования и современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности учащихся как основа формирования языковой компетенции

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Формирование математической культуры учащихся как ключ к раскрытию познавательной функции предмета

Применение исследовательского подхода к обучению как неотъемлемое условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов

Акмеологическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка