Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения
Авторы: Жигляева Марина Михайловна, Евсеева Светлана Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 3226 раз
Библиографическое описание:
Жигляева, М. М. Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения / М. М. Жигляева, С. А. Евсеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3478/ (дата обращения: 19.12.2024).
Проблема взаимодействия детского сада и семьи не нова, но на протяжении многих лет остается актуальной. Основой такого взаимодействия должно стать сотрудничество воспитателей и родителей. Современная педагогика отмечает, что успех сотрудничества зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. При этом наиболее оптимальными установками являются осознание необходимости целенаправленного воздействия на ребенка и доверие друг к другу. Здесь важно отметить, что ведущую роль в установлении сотрудничества играет педагог, так как именно он — квалифицированный специалист в области осуществления дошкольного образования. Воспитатель — ключевая фигура, способная оказать весьма существенное влияние не только на формирование личности ребенка, но и утвердить за родителями право партнерства в воспитании ребенка.
Данные современных социально-педагогических исследований показывают, что в значительной степени барьерами в решении задач установления партнерских отношений с семьями выступают труднопреодолимые противоречия. Одно из них связано с гуманной целью признать за родителями право быть полноправными партнерами педагогов и устаревшими способами монологической ориентации в достижении этой цели, в рамках которой семье по-прежнему отводится принудительная роль. Другое — выражается в стремлении педагогов насытить родителей ценным для них воспитательным опытом и тем чувством «голода», которое испытывают сами специалисты в вопросах эффективной семейной педагогики, психологии и культуры семейных отношений.
Из вышесказанного вытекает важная задача модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания — развитие диалогических отношений «педагог — семья». Данные исследований пока говорят о преобладании монологической ориентации в общении педагогов с родителями воспитанников.
Признавая необходимость совершенствования системы взаимодействия детского сада и семьи нами был разработан проект «Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения».
Первый этап — это первая встреча, которая проходит еще задолго до поступления ребенка в детский сад. Учитывая специфику учреждения, нетрудно понять, что некоторые родители идут к нам, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками. Поэтому мы понимаем, насколько важно именно с первого знакомства завоевать доверие родителей, разрушить негативный психологический барьер, внушить им расположение и доверие по отношению к детскому саду. И здесь важно все: и создание интерьера, и комфорта, уюта во всех помещениях д/с, и индивидуальные беседы с заведующим, его заместителями, на которых родители узнают о содержании работы ДОУ.
Большое внимание уделено наглядной информации (публичный доклад) о деятельности дошкольного учреждения, которая размещена рядом с кабинетом заведующей. Здесь перечислены программы, по которым работает д/с, перечень платных и бесплатных услуг, информация о кадрах учреждения, о конкурсах и проектах, в которых участвовали воспитанники и педагоги, о социальных партнерах ДОУ и др. информация. Здесь же представлены журналы и газеты с положительными отзывами общественности о работе ДОУ. Все это позволяет родителям составить первое представление о работе учреждения и его сотрудниках.
Во время проведения обследования ребенка городской ПМПК на базе детского сада, родителям предлагаются информационные листы, из которых они могут узнать подробнее о том нарушении, которое диагностировано у ребенка, о необходимости специализированной помощи, о дошкольном учреждении в целом. Вниманию родителей предлагаются и фотоальбомы из жизни воспитанников ДОУ, которые служат повышению мотивации родителей к зачислению ребенка в детский сад.
В работу ДОУ на первом этапе включается и сопровождение детей и родителей группы кратковременного пребывания «Малыш». Целью такой группы является обеспечение легкой адаптации детей при поступлении в основную (2-ую младшую) группу. Уже в возрасте 2–3 лет эти дети обследуются психологом, логопедом, воспитателями, что позволяет своевременно выявить нарушения (задержки) развития. Родителям даются рекомендации по воспитанию и развитию малышей; в случае необходимости они направляются на обследование в ПМПК и позднее зачисляются в коррекционные группы ДОУ.
Кроме всего перечисленного в детском саду организован коррекционно-реабилитационный центр для детей с отклонениями в развитии, на который приглашаются «неорганизованные» дети и дети, обучающиеся в условиях вынужденной интеграции с 3 до 7 лет. Здесь им предоставляется возможность получить квалифицированную помощь логопеда, психолога, консультацию врача педиатра, невропатолога и получить лечение в физиокабинете.
После зачисления детей в коррекционные группы детского сада со всеми родителями вновь прибывших детей проводится встреча администрации и узких специалистов ДОУ. Цель этой встречи — познакомить родителей с правилами дошкольного учреждения и требованиями. С первого дня пребывания в детском саду родители должны четко представлять себе свои права и обязанности. На этой встрече обговариваются и заключаются договоры между родителями и детским садом.
Второй этап начинается, когда ребенок поступил в группу: перед педагогическим коллективом стоит задача поближе познакомиться с каждой семьей, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование проводится комплексно: логопедом, воспитателем, психологом, врачом. У каждого специалиста определен круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье.
Основными методами изучения семей являются наблюдение, проведение анкетирования, опросов, индивидуальные беседы и консультации, изучение документов.
Логопед выявляет социальный и биологический анамнез развития детей, особенности домашнего воспитания и обучения, отношение родителей к выявленному нарушению речи у ребенка, степень осведомленности и готовности к совместной работе.
Воспитатель собирает информацию от родителей по следующим направлениям (в зависимости от возраста и времени посещения дошкольного учреждения): «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Речевое общение дома», «Здоровье моего ребенка», «Что умеет мой ребенок», «Взгляд родителей на воспитание детей в семье» и др. Помимо этого, выявляет социальный статус семей, условия проживания, образование и т. д.
Психолог выявляет тип семей (традиционная, детоцентрическая, супружеская) и тип семейного воспитания (диктат, опека, мирное сосуществование и сотрудничество). По необходимости проводит диагностику.
Врач выявляет особенности здоровья каждого ребенка и отношение родителей к его сохранению и укреплению; ожидания и запросы родителей по сохранению здоровья детей в детском саду.
Изучение и анализ полученных сведений позволяет на заседании ПМПк группы заполнить карту параметров социального анамнеза семей, определить степень принятия проблем своего ребенка, уровень мотивации родителей к сотрудничеству с детским садом.
Исходя из этой информации, выбираются технологии работы с семьями.
Третий этап сотрудничества ДОУ и семьи — планирование. Этот этап предполагает составление перспективного плана взаимодействия с семьями на учебный год (с возможными изменениями и дополнениями в ходе его реализации). Работа планируется, исходя из трех составляющих: из итогов проведенного исследования семей, из анализа запросов и пожеланий родителей, из годовых задач детского сада.
План составляется в каждой возрастной группе и координирует работу воспитателя, логопеда, психолога и других специалистов ДОУ. Годовой план учреждения включает организацию деятельности родительского комитета, организацию общих родительских собраний, тематических консультаций, участие родителей в педсоветах и семинарах, совместных с детьми развлечениях и праздниках, спортивных мероприятиях, участие в проектах и акциях детского сада, детско-родительских конкурсах. Как правило, работа с родителями на уровне ДОУ идет параллельно с решением задач развития дошкольного учреждения и включает следующие линии: здоровьесбережение, компетентностно-ориентированное обучение, коррекционное обучение детей с особыми возможностями здоровья, актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста.
Четвертый этап взаимодействия семьи и ДОУ — практический. Он объединяет работу в трех направлениях: коррекционно-педагогическое, психологическое, медицинское.
Пятый этап деятельности ДОУ по взаимодействию с семьями — оценка эффективности проводимой работы. Подобная работа необходима, прежде всего, для выявления и распространения ценного опыта, накопленного педагогами. Оценка общения педагогов и родителей способна также помочь руководителю ДОУ провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей.
Для проведения такой оценки мы анализируем ряд документов ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (перспективный план работы с семьями в группе, календарный план воспитательно-образовательной работы, протоколы групповых собраний), а также проводим анкетирование родителей и обработку полученной информации.
Рассмотрев систему взаимодействия, остановимся на информационном обеспечении сопровождения семей в ДОУ.
Подготовка собственных информационных материалов.
Для каждой из целевых групп (родители воспитанников групп общеразвивающей направленности, родители групп компенсирующей направленности, потенциальные (будущие) родители, воспитанники детского сада) готовится отдельный текст.
Так, в материале для родителей детей с нормальным развитием основной акцент можно сделать на том, как важно воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Что это даст в воспитании их детей, какие положительные черты личности формируются благодаря воспитанию толерантности.
Для родителей детей с ОВЗ основным моментом может стать информация об особенностях детей с различными ограничениями здоровья, об условиях получения ими образования, о перспективах и прогнозе обучения.
Для воспитанников детского сада важно представить информацию о том, что нет различий между детьми, что независимо от возможностей здоровья, все дети любят играть, рисовать, общаться и п.
Плакаты, буклеты и брошюры даже в эпоху всеобщей компьютеризации остаются одним из наиболее действенных способов наглядной агитации. В арсенале учреждения имеется целый пакет печатных материалов, каждый из которых рассчитан на определенную аудиторию.
В них рассказывается о целях и задачах дошкольного учреждения, основных направлениях работы, приводятся данные по контингенту воспитанников. Простым и доступным языком даются основные факты о детях с ОВЗ, об их проблемах и каким образом эти проблемы решались бы легче, если бы люди более терпимо относились к детям — инвалидам. Также несколько слов стоит сказать о таком способе наглядной агитации, как плакат. Они обычно изготавливаются для размещения в общественных местах и предназначены для широкой публики. Основная задача плаката — не только заявить о толерантности, но и призвать людей к какому-то конкретному действию (внимательное отношение к людям с проблемами в здоровье, корректное отношение к детям с ОВЗ и пр.).
Отдельно необходимо сказать несколько слов о периодических изданиях — журналах, газетах, а также ссылках в Интернете на деятельность детского сада.
Как известно, издательство статей в периодической печати — ресурс дорогостоящий. Время от времени можно задействовать и его, т. к. рассчитан он на большую аудиторию.
Однако наиболее выгодными, с финансовой точки зрения, являются публикации статей в сборниках научно — практических конференций, на интернет — сайтах организаторов таких мероприятий. Важно, при этом, знакомить родительскую общественность с такого рода публикациями, распространив ксерокопии статей в группах, разместив на сайте учреждения и предоставив ссылки на те интернет сайты, где также опубликованы аналогичные статьи специалистов детского сада.
Еще один вариант недорогого и качественного представления информации — подготовка специализированных (тематических) CD-дисков. Однако его недостатком является то, что, в отличие от журнала, который можно пролистать сразу же после встречи, для ознакомления с материалами диска человеку нужно будет сесть за компьютер, потратить определенное количество времени, а главное, не забыть про него сразу же после встречи. То есть диск имеет смысл распространять среди тех, кто имеет достаточно сильный интерес к проблеме, а именно — среди родителей детей — инвалидов и детей с ОВЗ.
Учитывая, что число пользователей Интернетом растет с каждым днем, сайт становится лицом дошкольного учреждения, его визитной карточкой.
На сайте нашего учреждения создан раздел «Особое детство». В нем выделено несколько подразделов, которые включают информацию о детях с ОВЗ, их проблемах и особенностях образования; о важности совместного обучения и нахождения в среде сверстников, как для детей с нормальным развитием, так и для детей — инвалидов; размещены видеоролики социальной направленности (здесь мы используем возможности Интернета). Также на сайте публикуются фото — отчеты с мероприятий всех воспитанников учреждения (на сегодняшний день у нас более 1000 просмотров), выкладываются выступления детей с ОВЗ на городских конкурсах, в т. ч. на «больших сценах (ансамбль «Веселые ребята»), публикуются отчеты и дипломы участия детей в творческих конкурсах наравне с детьми общеразвивающих групп; отчеты о проведении акций в поддержку детей — инвалидов.
Создание аудио- и видеотек позволяет использовать интересные программы, сюжеты в течение продолжительного времени и в разных аудиториях, для образовательных и просветительских целей.
В нашем учреждении есть собственные фильмы — презентации, созданные в профессиональном формате видео, а также в формате видео — презентации. Эти фильмы несут не только информацию о деятельности детского сада, но и вторично решают поставленную нами цель — формирование адекватного отношения ко всем детям.
Проведение акций.
Речь идет не собственно о подготовке и проведении акций, а о специфике информационного наполнения и освещения такого рода мероприятий. Зрелищность акции, несомненно, очень важна, но этого недостаточно. Важно помнить, что основная задача — достижение конкретного результата. Например, положительное отношение родителей нормально развивающихся детей к совместной деятельности с детьми с ОВЗ.
Вот почему одним из главных мероприятий в этом году стала акция «Шаг навстречу». Она была организована в виде дня открытых дверей.
Акция была тщательно спланирована. На подготовительном этапе была размещена информация в группах о проведении Дня открытых дверей. Вниманию родителей предлагались различные информационные материалы, рассказывающие о проблемах детей — инвалидов, детей с ОВЗ, о необходимости поддержки людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Был представлен план проведения дня. Мероприятия этого плана смогли заинтересовать родителей разных детей.
Акция началась с общего собрания, посвященного вопросам воспитания толерантности к людям — инвалидам; были представлены видео — ролики социальной направленности; раскрыты задачи образования детей с ОВЗ. Далее родителям предлагался просмотр разных видов деятельности с участием детей групп ЗПР, ОНР, и с нарушением интеллекта, групп общеразвивающей направленности; психологический тренинг толерантности; спортивные состязания детей и родителей разных групп и пр. Закончился день общим концертом, на котором представляли свои таланты воспитанники детского сада.
Основная цель была достигнута. Родители смогли убедиться, что дети с ОВЗ — это такие же дети, как и все остальные, но которым требуется больше поддержки, заботы и внимания чем детям без проблем в здоровье.
«Фестиваль семейного творчества» — еще одна акция, позволяющая привлечь внимание родителей к вопросам семейного воспитания. Подобные мероприятия проводятся в каждом учреждении. Но для нас по-прежнему важным остается вопрос информационной поддержки.
Объявления о конкурсе размещаются в каждой группе. Критерии для отбора поделок (рисунков) на конкурс являются одинаковыми для всех категорий детей, учитывается лишь возрастная категория. Лучшие работы выставляются в холлах детского сада. В течение недели работы оцениваются членами жюри, а также посетителями детского сада, которые голосуют за ту или иную работу. В конце недели подводятся итоги, на которых определяются победители конкурса. Информация о победителях — родителях и детях — размещается в виде информационных листков в каждой группе.
Еще одно направление, которое появилось в ходе поисков партнеров по реализации инклюзивного образования — это взаимодействие с Дворцом детского и юношеского творчества (ДДЮТ), участие в проекте «Передай добро по кругу!».
Совместно разработанная программа включает систематические еженедельные занятия на базе детского сада «Облачко», проводимые специалистами эколого-биологического отдела ДДЮТ с использованием животных из живого уголка, а также растениями их уголка природы. Общение с обитателями живого уголка (черепахи, кролики, курочки, морские свинки, шимпанзе), способствует уравновешиванию эмоциональной сферы, появлению у ребенка положительных эмоций. Все это играет значительную роль в ускорении процесса полноценного развития ребенка.
Проект имеет и внешнюю сторону. Он предполагает тематические экскурсии в ДДЮТ; ежегодный экологический праздник — день Земли, проводимый в апреле; тематические праздники, спортивные соревнования, концерты, различные конкурсы и выставки, проводимые совместно с детьми из общеобразовательных и специализированных групп и их родителями.
Таким образом, работа, проводимая в рамках проекта, подтверждает, что только при установлении сотрудничества между двумя социальными институтами — семья и ДОУ — можно достичь положительной динамики в формировании личности ребенка дошкольного возраста.