Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж], дифференциация звуков [ Т - Т’]»
Автор: Токарева Екатерина Альбертовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 12059 раз
Библиографическое описание:
Токарева, Е. А. Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж], дифференциация звуков [ Т - Т’]» / Е. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3498/ (дата обращения: 16.11.2024).
I часть.
Тема: Звук [Ж].
Цель: Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.
Задачи:
1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.
2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж].
3. Закреплять умение изменять силу голоса.
4.Закреплять навыки выделения заданного звука из слов.
Оборудование: зеркало; картинки со звуком [Ж]; три ведерка со звуковыми схемами в начале, в середине и конце слова; удочка с магнитом; картинки с магнитом.
Речевой материал: слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж]; Существительные: еж — ежонок, морж- моржонок, уж- ужонок, медведь- медвежонок, мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб, лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи. Прилагательные: большой, зеленый. Словосочетания: на большой ромашке, зеленый жук.
План-конспект занятия:
I. Организационный момент.
Здравствуй, (имя ребенка)! Я очень рада тебя видеть!
— Посмотри, на картинки. (жук, жираф, птица)
— Я загадаю загадку, а ты найди отгадку.
ЖУ-ЖУ-ЖУ
Я на веточке сижу,
Букву Ж я все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.
— Кто жужжит на ветке? Найди картинку.
— Правильно, это жук. Как он жужжит. ЖУ-ЖУ-ЖУ.
II. Сообщение темы.
Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Какой согласный звонкий звук мы учили вчера (позавчера)? Ты догадался, какой звук мы будем повторять сегодня? (Звук ж.)
Упражнения на выработку правильной воздушной струи.
Сдувать жука (ватный шарик) с кончика носа.
— Кто сел тебе на носик? Жук.
Инструкция: Сдувай жука с кончика носа. Улыбнись, высуни язычок и тяни его к носу. Дуй, вверх.
— Постарайся, чтобы “жук” летел прямо вверх, попробуй его поймать.
— Молодец.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение № 1 «Маляр».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить твердое небо, делая движении языка назад- вперед. Следить: чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение № 2 «Вкусное варенье».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизывать губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру твердого неба. Следить: чтобы язык не сужался, при втягивании языка в рот, боковые края скользили по верхним коренным зубам, нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение № 3 «Грибок».
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к твердому небу (язык присасывается). Удержать под счет до 5. Следить: губы не натягивались на зубы, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к небу.
Упражнение № 4 «Чашечка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущен, прогибается вниз. Удержать под счет до 5.
Уточнение артикуляции и звука [Ж].
— Произнеси звук Ж. В каком положении находятся губы?
— Правильно. Губы выдвигаются вперед, они круглые как бублик.
— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?
— Верно. Зубы разомкнуты.
— Что делает наш язычок?
— Молодец. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.
Итак, когда мы говорим звук [Ж], губы округлены, слегка выдвинуты вперед (показываем положение языка при помощи кисти руки). Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.
— А какой воздух: теплый или холодный выходит изо рта? Поднеси ладонь ко рту и произнеси [Ж].
— Правильно. Теплый.
Характеристика звука [Ж].
Звук [Ж]- согласный, звонкий, твердый.
Развитие фонематического восприятия со звуком [Ж].
Упражнение № 1 «Игра поймай звук [Ж]».
Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ж].
Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж.
Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ.
АМ, АЖН, АВ, ИЖН, ОМ, ОЖН, УМ, УЖН, УВ.
Упражнение № 2 «День и ночь».
Инструкция: Положи голову на руки, как будто ты спишь. Когда услышишь звук [Ж], подними голову.
Слова: Мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб.
Лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи, сторожа.
Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.
Упражнение № 1 (в слогах)
Инструкция: Повторяй за мной тихо, громче, еще громче.
В слогах: ЖА, ЖИ, ЖО, ЖУ. (прямой порядок)
ЖБА, ЖБЫ, ЖБО, ЖБУ. (стечение согласных)
ЖНА, ЖНЫ, ЖНО, ЖНУ.
АЖН, ИЖН, ОЖН, УЖН.
Упражнение № 1 (в словах со стечением согласных).
Инструкция: Повторяй, пожалуйста, за мной слова.
Слова: Важно, дождик, жажда, каждый, дважды, одежда.
Упражнение № 2 (в словах в начале слова) «Угадай слово».
Инструкция: Замени первый звук в слове на звук [Ж]. Я произнесу слово тихо, а ты произнеси громко.
Логопед: баба. Ребенок: жаба.
Печь-жечь, билет-жилет, пучок- жучок, бетон- жетон, пакет- жакет, лук-жук.
Упражнение № 3 (в словах в середине слова) «Детеныши».
Инструкция: назови у кого — кто детеныш?
У ежа — ежонок. У моржа- моржонок. У ужа- ужонок. У медведя- медвежонок.
Определение места звука в слове.
На ведерках прикреплены звуковые схемы в начале, в середине и конце слова. Ребенок ловит рыбок (картинки с магнитами) на удочку с магнитом, называет, что на ней изображено и определяет где, находится звук в начале, середине или конце слова и соответственно складывает в ведро со схемой.
Слова: жук, еж, снежинка, жаба, лыжи, уж.
Динамическая пауза
Я нашла себе жука
На большой ромашке (сжимаем руку в кулачек)
Не хочу держать в руках
Пусть лежит в кармашке. (кладем в кармашек)
Ой, упал, упал мой жук (наклоняемся, опускаем руки на пол)
Нос испачкал пылью. (вытираем нос)
Улетел зеленый жук
Улетел на крыльях. (имитируем полет)
Автоматизация звука [Ж] в предложениях и стихотворном тексте.
Упражнение № 5 (в предложениях) «Эхо».
Инструкция: Послушай и повтори за мной, как эхо предложения.
Жа-жа-жа- есть носик у ежа.
Жи-жи-жи- здесь живут ежи.
Же-же-же- дождь пошел уже.
Жо-жо-жо- есть машина пежо.
Упражнение № 6 (в стихотворном тексте)
Инструкция: Давай выучим скороговорку.
Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.
III. Итог:
Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?
Логопед: Вспомни артикуляцию звука (губы, зубы, язык) и его характеристику.
Логопед: Ты хорошо занимался, давай приклеим в тетрадь наклейку жука.
II часть (дифференциация)
Тема: Звуки [Т] — [Т’]
Цель: Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.
Задачи:
Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.
Развивать фонематическое восприятие звуков [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.
Развивать умение изменять силу голоса.
Учить определять позицию звука в слове, составлять слоговую схему слов.
Учить составлять пересказ небольшого текста.
Оборудование: предметные картинки, зеркало, карточки — символы звуков (красные, синие, зеленые), домики со звуками [Т] и [Т’], флажок.
Речевой материал: слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж];
Существительные: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст, тыква, танк, телега, тапки, тюлень, тюльпан, туфли, тарелка, тигр, торт, кот — котик, рот — ротик, лист — листик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, салат — салатик, пакет — пакетик, крот — кротик, плот — плотик, лопата, Витя, Настя, конфета, монета, Катя, Митя, газета, палата, Костя, ворота, котлета, Никита, свита, тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема, телефон, тетрадь, телевизор, собака, такса, такси. Прилагательные: тяжелый, съедобное, несъедобное Словосочетания: тяжелый рюкзак.
I. Сообщение темы.
Логопед: Сегодня мы вспомним два звука [Т] и [Т’]. Посмотрите на картинку что это? Правильно часики. Как они тикают.
Ребенок: Тик-так. Тик-так.
Логопед: Какой первый звук в слове Тик?
Ребенок: [Т’].
Логопед: А в слове Так?
Ребенок: [Т’].
Логопед: Сегодня мы научимся сравнивать и отличать звуки [Т] и [Т’].
Артикуляционная гимнастика.
— Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения:
Упражнение № 1 «Заборчик».
Инструкция: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
Упражнение № 2 «Поехали на лошадках».
Инструкция: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.
Уточнение артикуляции звука [Т].
— Произнеси звук Т. В каком положении находятся губы?
— Правильно. Губы разомкнуты.
— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?
— Верно. Зубы разомкнуты и сближены.
— Что делает наш язычок?
— Молодец. Кончик язычка прижат к верхним зубам.
— Произнеси звук Т’. Что изменилось?
— При произнесении звука Т’ губы больше растянуты в улыбке, спинка языка выгибается дугой, весь язык более напряжён;
Характеристика звуков.
– Итак, звуки [Т] и [Т’] согласные, глухие, звуки.
– Почему согласный?
– Правильно. Воздушная струя встречает во рту преграду.
– Как определили, что звуки [Т] и [Т’] глухие?
– Верно. Голос не звучит.
– Давайте, поселим звуки в домики. У звука [Т] будет синяя одежда, он будет жить в синем домике, там живут твердые звуки. У звука [Т’] будет зеленая одежда, он будет жить в зеленом домике, там живут мягкие звуки. У звуков [Т] и [Т’] в домиках нет колокольчиков, так как они глухие.
Выкладывание схемы слов.
Логопед: В слове — Тик, сколько звуков? Cколько гласных и согласных? Какое количество слогов? Какой первый звук? Второй звук? Третий звук? При помощи карточек — символов звука выложи слово.
Логопед: А теперь выложи слово — Так. Чем схемы похожи и чем отличаются?
Ребенок замечает, что в слове «Тик» первый звук мягкий согласный [Т’], а в слове «Так» — твердый согласный [Т].
Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в слогах.
на слух:
Упражнение № 1«Поймай звук».
Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Т].
Слоги: ТА-ТЯ-ТО-ТЕ-ТУ-ТЮ-ТЫ-ТИ
АТА-АТЯ- АТЮ- АТУ-АТО-АТЕ- АТИ- АТЫ
Упражнение № 2«Топни ножкой».
Инструкция: Встань и топни ножкой, когда услышишь звук [Т’].
Слоги: ТЫ- ТИ-ТА- ТЯ -ТЮ- ТУ- ТО- ТЕ
УТЫ-УТИ-УТА-УТЯ-УТЮ-УТУ-УТЭ- УТЕ
в проговаривании:
Упражнение № 1«Эхо».
Инструкция: Повтори, пожалуйста, за мной следующие слоги как эхо. Первый слог громко, второй тихо:
Слоги: ТА-ТЯ, ТО-ТЕ, ТЫ-ТИ, ТЭ — ТЕ.
АТА-АТЯ, АТУ- АТЮ, АТО- АТЕ, АТИ- АТЫ.
СТА- СТЯ, СТУ-СТЮ, СТО-СТЕ, СТИ-СТЫ.
Упражнение № 2«Микрофон».
Инструкция: Я скажу твердо и тихо, а ты скажи мягко и громко, как будто ты говоришь в микрофон.
Логопед
Ребенок
Та тя ту тю ат ать ут уть ты ти от оть
Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в словах.
на слух:
Упражнение № 1«Подними флажок».
Инструкция: Подними флажок, когда услышишь звук [Т].
Слова: Тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема.
Упражнение № 2«Прятки».
Инструкция: Услышишь звук [Т’], закрой глазки ладошками.
Слова: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст.
в проговаривании:
Упражнение № 1«Картинки».
Инструкция: Посмотри на картинки и разложи слова по домикам со звуком Т и Т’.
Слова: Тыква, танк, телега, тапки, тень, тюбик.
Упражнение № 2«Скажи ласково».
Инструкция: Измени слово так, чтобы вместо звука [Т] в нём появился [Т’]. Скажи ласково:
Слова: Кот — котик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, пакет — пакетик.
Упражнение № 3 «Доскажи словечко»
Инструкция: закончи слово слогом ТА или ТЯ:
Слова: Лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…, воро…, Ники...
Динамическая пауза.
Логопед: Давай встанем и покажем, как ходят часы. Ручки в стороны, ножки на ширине плеч. Повторяй за мной (качаемся из стороны в сторону):
ТИК-ТАК
ТИК-ТАК
Все часы идут вот так.
Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в предложениях.
на слух:
Упражнение № 1 «Кулачек-ладошки»
Инструкция: Когда услышишь звук [Т’] положи ручки ладошками на стол, а когда звук [Т] сложи их в кулачек.
Предложения: Тома несет телевизор. Тамара кормит тигра. Таня любит тишину. Тимур несет молоток папе. Оля тянет Тоню за талию. Толя идет в тир. Таня купила тюль. Тимур танцует танго.
в проговаривании
Упражнение № 1«Доскажи словечко»
Инструкция: Повтори и дополни предложение по картинкам.
У Тимы …таз.
У Темы собака …такса.
Таня месит…тесто.
Тимофей поедет на …такси.
У Наты и Никиты …конфеты.
Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в тексте.
на слух:
Инструкция: Послушай рассказ. Услышишь звук [Т’], подними руку.
Три товарища шли из школы. Впереди них шла старушка. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои тетради! — крикнул Тема и передал Томе свой тяжелый рюкзак.
Когда Тема вернулся, Тома и Тима спросили его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил Тема.
— Это твоя тетя?
— Нет — ответил Саша. — Это просто старушка.
в проговаривании:
Упражнение № 1 «Пересказ рассказа «Таня и Тима».
Дома Таня и Тима. Они сидят за столом. Тима лепит танк. Таня складывает тюльпаны из бумаги. Тима отдал танк папе. А Таня отдала тюльпаны маме. Мама и папа похвалили Таню и Тиму.
Ответы на вопросы по тексту. Пересказ
Упражнение № 2 «Тренируем память»
Инструкция: Давай выучим стихотворение.
После сна Танюша встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Топала да топала,
Да ноги-то оттопала.
II. Оценка и итог:
Логопед: Ты сегодня очень старался! Какие звуки мы сегодня повторяли? Назови, пожалуйста, несколько слов со звуками [Т] и [Т’].