Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж], дифференциация звуков [ Т - Т’]» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Токарева, Е. А. Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж], дифференциация звуков [ Т - Т’]» / Е. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3498/ (дата обращения: 16.11.2024).

I часть.

Тема: Звук [Ж].

Цель: Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

Задачи:

1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж].

3. Закреплять умение изменять силу голоса.

4.Закреплять навыки выделения заданного звука из слов.


Оборудование: зеркало; картинки со звуком [Ж]; три ведерка со звуковыми схемами в начале, в середине и конце слова; удочка с магнитом; картинки с магнитом.

Речевой материал: слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж]; Существительные: еж — ежонок, морж- моржонок, уж- ужонок, медведь- медвежонок, мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб, лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи. Прилагательные: большой, зеленый. Словосочетания: на большой ромашке, зеленый жук.

План-конспект занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуй, (имя ребенка)! Я очень рада тебя видеть!

— Посмотри, на картинки. (жук, жираф, птица)

— Я загадаю загадку, а ты найди отгадку.

ЖУ-ЖУ-ЖУ

Я на веточке сижу,

Букву Ж я все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

— Кто жужжит на ветке? Найди картинку.

— Правильно, это жук. Как он жужжит. ЖУ-ЖУ-ЖУ.

II. Сообщение темы.

Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Какой согласный звонкий звук мы учили вчера (позавчера)? Ты догадался, какой звук мы будем повторять сегодня? (Звук ж.)

  1. Упражнения на выработку правильной воздушной струи.

Сдувать жука (ватный шарик) с кончика носа.

— Кто сел тебе на носик? Жук.

Инструкция: Сдувай жука с кончика носа. Улыбнись, высуни язычок и тяни его к носу. Дуй, вверх.

— Постарайся, чтобы “жук” летел прямо вверх, попробуй его поймать.

— Молодец.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение № 1 «Маляр».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить твердое небо, делая движении языка назад- вперед. Следить: чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 2 «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизывать губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру твердого неба. Следить: чтобы язык не сужался, при втягивании языка в рот, боковые края скользили по верхним коренным зубам, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 3 «Грибок».

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к твердому небу (язык присасывается). Удержать под счет до 5. Следить: губы не натягивались на зубы, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к небу.

Упражнение № 4 «Чашечка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущен, прогибается вниз. Удержать под счет до 5.

  1. Уточнение артикуляции и звука [Ж].

— Произнеси звук Ж. В каком положении находятся губы?

— Правильно. Губы выдвигаются вперед, они круглые как бублик.

— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

— Верно. Зубы разомкнуты.

— Что делает наш язычок?

— Молодец. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

Итак, когда мы говорим звук [Ж], губы округлены, слегка выдвинуты вперед (показываем положение языка при помощи кисти руки). Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

— А какой воздух: теплый или холодный выходит изо рта? Поднеси ладонь ко рту и произнеси [Ж].

— Правильно. Теплый.

  1. Характеристика звука [Ж].

Звук [Ж]- согласный, звонкий, твердый.

  1. Развитие фонематического восприятия со звуком [Ж].

Упражнение № 1 «Игра поймай звук [Ж]».

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ж].

Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж.

Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ.

АМ, АЖН, АВ, ИЖН, ОМ, ОЖН, УМ, УЖН, УВ.

Упражнение № 2 «День и ночь».

Инструкция: Положи голову на руки, как будто ты спишь. Когда услышишь звук [Ж], подними голову.

Слова: Мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб.

Лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи, сторожа.

  1. Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.

Упражнение № 1 (в слогах)

Инструкция: Повторяй за мной тихо, громче, еще громче.

В слогах: ЖА, ЖИ, ЖО, ЖУ. (прямой порядок)

ЖБА, ЖБЫ, ЖБО, ЖБУ. (стечение согласных)

ЖНА, ЖНЫ, ЖНО, ЖНУ.

АЖН, ИЖН, ОЖН, УЖН.

Упражнение № 1 (в словах со стечением согласных).

Инструкция: Повторяй, пожалуйста, за мной слова.

Слова: Важно, дождик, жажда, каждый, дважды, одежда.

Упражнение № 2 (в словах в начале слова) «Угадай слово».

Инструкция: Замени первый звук в слове на звук [Ж]. Я произнесу слово тихо, а ты произнеси громко.

Логопед: баба. Ребенок: жаба.

Печь-жечь, билет-жилет, пучок- жучок, бетон- жетон, пакет- жакет, лук-жук.

Упражнение № 3 (в словах в середине слова) «Детеныши».

Инструкция: назови у кого — кто детеныш?

У ежа — ежонок. У моржа- моржонок. У ужа- ужонок. У медведя- медвежонок.

  1. Определение места звука в слове.

На ведерках прикреплены звуковые схемы в начале, в середине и конце слова. Ребенок ловит рыбок (картинки с магнитами) на удочку с магнитом, называет, что на ней изображено и определяет где, находится звук в начале, середине или конце слова и соответственно складывает в ведро со схемой.

Слова: жук, еж, снежинка, жаба, лыжи, уж.

  1. Динамическая пауза

Я нашла себе жука

На большой ромашке (сжимаем руку в кулачек)

Не хочу держать в руках

Пусть лежит в кармашке. (кладем в кармашек)

Ой, упал, упал мой жук (наклоняемся, опускаем руки на пол)

Нос испачкал пылью. (вытираем нос)

Улетел зеленый жук

Улетел на крыльях. (имитируем полет)

  1. Автоматизация звука [Ж] в предложениях и стихотворном тексте.

Упражнение № 5 (в предложениях) «Эхо».

Инструкция: Послушай и повтори за мной, как эхо предложения.

Жа-жа-жа- есть носик у ежа.

Жи-жи-жи- здесь живут ежи.

Же-же-же- дождь пошел уже.

Жо-жо-жо- есть машина пежо.

Упражнение № 6 (в стихотворном тексте)

Инструкция: Давай выучим скороговорку.

Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.

III. Итог:

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Логопед: Вспомни артикуляцию звука (губы, зубы, язык) и его характеристику.

Логопед: Ты хорошо занимался, давай приклеим в тетрадь наклейку жука.


II часть (дифференциация)

Тема: Звуки [Т] — [Т’]

Цель: Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

Задачи:

  1. Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

  2. Развивать фонематическое восприятие звуков [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

  3. Развивать умение изменять силу голоса.

  4. Учить определять позицию звука в слове, составлять слоговую схему слов.

  5. Учить составлять пересказ небольшого текста.

Оборудование: предметные картинки, зеркало, карточки — символы звуков (красные, синие, зеленые), домики со звуками [Т] и [Т’], флажок.

Речевой материал: слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж];

Существительные: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст, тыква, танк, телега, тапки, тюлень, тюльпан, туфли, тарелка, тигр, торт, кот — котик, рот — ротик, лист — листик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, салат — салатик, пакет — пакетик, крот — кротик, плот — плотик, лопата, Витя, Настя, конфета, монета, Катя, Митя, газета, палата, Костя, ворота, котлета, Никита, свита, тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема, телефон, тетрадь, телевизор, собака, такса, такси. Прилагательные: тяжелый, съедобное, несъедобное Словосочетания: тяжелый рюкзак.

I. Сообщение темы.

Логопед: Сегодня мы вспомним два звука [Т] и [Т’]. Посмотрите на картинку что это? Правильно часики. Как они тикают.

Ребенок: Тик-так. Тик-так.

Логопед: Какой первый звук в слове Тик?

Ребенок: [Т’].

Логопед: А в слове Так?

Ребенок: [Т’].

Логопед: Сегодня мы научимся сравнивать и отличать звуки [Т] и [Т’].

  1. Артикуляционная гимнастика.

— Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения:

Упражнение № 1 «Заборчик».

Инструкция: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Упражнение № 2 «Поехали на лошадках».

Инструкция: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Уточнение артикуляции звука [Т].

— Произнеси звук Т. В каком положении находятся губы?

— Правильно. Губы разомкнуты.

— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

— Верно. Зубы разомкнуты и сближены.

— Что делает наш язычок?

— Молодец. Кончик язычка прижат к верхним зубам.

— Произнеси звук Т’. Что изменилось?

— При произнесении звука Т’ губы больше растянуты в улыбке, спинка языка выгибается дугой, весь язык более напряжён;

  1. Характеристика звуков.

– Итак, звуки [Т] и [Т’] согласные, глухие, звуки.

– Почему согласный?

– Правильно. Воздушная струя встречает во рту преграду.

– Как определили, что звуки [Т] и [Т’] глухие?

– Верно. Голос не звучит.

– Давайте, поселим звуки в домики. У звука [Т] будет синяя одежда, он будет жить в синем домике, там живут твердые звуки. У звука [Т’] будет зеленая одежда, он будет жить в зеленом домике, там живут мягкие звуки. У звуков [Т] и [Т’] в домиках нет колокольчиков, так как они глухие.

  1. Выкладывание схемы слов.

Логопед: В слове — Тик, сколько звуков? Cколько гласных и согласных? Какое количество слогов? Какой первый звук? Второй звук? Третий звук? При помощи карточек — символов звука выложи слово.

Логопед: А теперь выложи слово — Так. Чем схемы похожи и чем отличаются?

Ребенок замечает, что в слове «Тик» первый звук мягкий согласный [Т’], а в слове «Так» — твердый согласный [Т].

  1. Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в слогах.

    • на слух:

Упражнение № 1«Поймай звук».

Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Т].

Слоги: ТА-ТЯ-ТО-ТЕ-ТУ-ТЮ-ТЫ-ТИ

АТА-АТЯ- АТЮ- АТУ-АТО-АТЕ- АТИ- АТЫ

Упражнение № 2«Топни ножкой».

Инструкция: Встань и топни ножкой, когда услышишь звук [Т’].

Слоги: ТЫ- ТИ-ТА- ТЯ -ТЮ- ТУ- ТО- ТЕ

УТЫ-УТИ-УТА-УТЯ-УТЮ-УТУ-УТЭ- УТЕ

    • в проговаривании:

Упражнение № 1«Эхо».

Инструкция: Повтори, пожалуйста, за мной следующие слоги как эхо. Первый слог громко, второй тихо:

Слоги: ТА-ТЯ, ТО-ТЕ, ТЫ-ТИ, ТЭ — ТЕ.

АТА-АТЯ, АТУ- АТЮ, АТО- АТЕ, АТИ- АТЫ.

СТА- СТЯ, СТУ-СТЮ, СТО-СТЕ, СТИ-СТЫ.

Упражнение № 2«Микрофон».

Инструкция: Я скажу твердо и тихо, а ты скажи мягко и громко, как будто ты говоришь в микрофон.

Логопед

Ребенок

Та тя ту тю ат ать ут уть ты ти от оть

Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в словах.

    • на слух:

Упражнение № 1«Подними флажок».

Инструкция: Подними флажок, когда услышишь звук [Т].

Слова: Тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема.

Упражнение № 2«Прятки».

Инструкция: Услышишь звук [Т’], закрой глазки ладошками.

Слова: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст.

    • в проговаривании:

Упражнение № 1«Картинки».

Инструкция: Посмотри на картинки и разложи слова по домикам со звуком Т и Т’.

Слова: Тыква, танк, телега, тапки, тень, тюбик.

Упражнение № 2«Скажи ласково».

Инструкция: Измени слово так, чтобы вместо звука [Т] в нём появился [Т’]. Скажи ласково:

Слова: Кот — котик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, пакет — пакетик.

Упражнение № 3 «Доскажи словечко»

Инструкция: закончи слово слогом ТА или ТЯ:

Слова: Лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…, воро…, Ники...

  1. Динамическая пауза.

Логопед: Давай встанем и покажем, как ходят часы. Ручки в стороны, ножки на ширине плеч. Повторяй за мной (качаемся из стороны в сторону):

ТИК-ТАК

ТИК-ТАК

Все часы идут вот так.

  1. Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в предложениях.

    • на слух:

Упражнение № 1 «Кулачек-ладошки»

Инструкция: Когда услышишь звук [Т’] положи ручки ладошками на стол, а когда звук [Т] сложи их в кулачек.

Предложения: Тома несет телевизор. Тамара кормит тигра. Таня любит тишину. Тимур несет молоток папе. Оля тянет Тоню за талию. Толя идет в тир. Таня купила тюль. Тимур танцует танго.

    • в проговаривании

Упражнение № 1«Доскажи словечко»

Инструкция: Повтори и дополни предложение по картинкам.

У Тимы …таз.

У Темы собака …такса.

Таня месит…тесто.

Тимофей поедет на …такси.

У Наты и Никиты …конфеты.

  1. Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в тексте.

    • на слух:

Инструкция: Послушай рассказ. Услышишь звук [Т’], подними руку.

Три товарища шли из школы. Впереди них шла старушка. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои тетради! — крикнул Тема и передал Томе свой тяжелый рюкзак.

Когда Тема вернулся, Тома и Тима спросили его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил Тема.

— Это твоя тетя?

— Нет — ответил Саша. — Это просто старушка.

    • в проговаривании:

Упражнение № 1 «Пересказ рассказа «Таня и Тима».

Дома Таня и Тима. Они сидят за столом. Тима лепит танк. Таня складывает тюльпаны из бумаги. Тима отдал танк папе. А Таня отдала тюльпаны маме. Мама и папа похвалили Таню и Тиму.

Ответы на вопросы по тексту. Пересказ

Упражнение № 2 «Тренируем память»

Инструкция: Давай выучим стихотворение.

После сна Танюша встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Топала да топала,

Да ноги-то оттопала.

II. Оценка и итог:

Логопед: Ты сегодня очень старался! Какие звуки мы сегодня повторяли? Назови, пожалуйста, несколько слов со звуками [Т] и [Т’].

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, Упражнение, Инструкция, Тим, губа, Логопед, Слог, стихотворный текст, какое положение.

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [Р]»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [б] и буква Б» в подготовительной логопедической группе

План коррекционно-логопедического занятия «Звуки [З], [З’]»

Мастер-класс «Деление слов на слоги. Перенос слов»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Буква Р. Звуки [Р], [Р']»

Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у ребёнка старшего дошкольного возраста с ТНР

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизации звука [Л] в словах и в предложениях «В поисках клада»

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С]-[С`]»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [Р]»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [б] и буква Б» в подготовительной логопедической группе

План коррекционно-логопедического занятия «Звуки [З], [З’]»

Мастер-класс «Деление слов на слоги. Перенос слов»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Буква Р. Звуки [Р], [Р']»

Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у ребёнка старшего дошкольного возраста с ТНР

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизации звука [Л] в словах и в предложениях «В поисках клада»