Опыт организации дополнительного образования детей в Центре детского творчества города Краснотурьинска (конец XX — начало XXI вв.) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мальцева, А. С. Опыт организации дополнительного образования детей в Центре детского творчества города Краснотурьинска (конец XX — начало XXI вв.) / А. С. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3517/ (дата обращения: 19.12.2024).

В настоящее время вопросы, связанные с организацией эффективной системы дополнительного образования, находятся в центре внимания педагогической общественности нашей страны. В такой ситуации особо актуальным становится обращение к историческому опыту развития учреждений дополнительного образования. Особый интерес представляет региональный опыт, который может дать наиболее точное представление о влиянии дополнительного образования детей на социокультурный уровень жизни региона, раскрытие творческого потенциала населения, заинтересованного в позитивной самореализации. Одним из культурных центров Северного Урала является город Краснотурьинск.

Старейшим учреждением дополнительного образования города считается Центр детского творчества, который был открыт в марте 1953 г. как «Дом пионеров». В Центре детского творчества с 1994 года работает детский кружок лепки и керамики «Я сам», который посещают дети от 6 до 12 лет. Педагоги кружка стремятся развивать мелкую моторику пальцев, воображение, сообразительность ребенка. В работе с детьми применяются три основных способа лепки: конструктивный — изготовление поделки по частям, скульптурный — из большого куска постепенно вытягивается вся фигура, комбинированный — сочетание первых двух способов. За годы работы кружка многие ребята, почувствовав в себе творческую жилку, перешли в художественную школу.

В этом же году в Центре детского творчества открылась новая студия развивающего обучения для самых маленьких «Росток», состоящая из восьми групп — по десять человек каждая. Главная цель деятельности студии состоит в развитии познавательных и коммуникативных возможностей детей. Помимо этого, в студии ведется работа с родителями — так, например, родители приходят на занятия и играют со своими детьми. Также с родителями проводятся психологические тренинги, семинары-практикумы, родительские собрания, организовываются встречи с учителями младшего звена школ [7].

В 1999 году открылась детская начала работу баскетбольная команда, созданная на базе Центра детского творчества. Группа состояла из двенадцати 5–6-летних мальчишек. Целью ее организации стало обеспечение качественного уровня физического развития и физической подготовленности, формирование у детей потребности в здоровом образе жизни и укреплении здоровья. Дети развивались физически, вырабатывая в себе такие качества, как ловкость, гибкость и выносливость. Ребята росли и стали абсолютными чемпионами областных соревнований, вошли в восьмерку сильнейших баскетболистов их возраста, участвовали в первенстве России. Секция Центра детского творчества по баскетболу встала на один уровень с командами школ олимпийского резерва крупных городов [5].

В 1994 г. Центр детского творчества получил статус учреждения дополнительного образования.

В 1999 г. было решено переименовать «Дом пионеров и школьников» в «Центр детского творчества». В 2002 г. — прошла первая аттестация учреждения и государственная аккредитация как центра детского творчества 1-ой категории. 40 постоянных педагогов, из них 3 — высшей категории, 24 — первой, 6 — второй; сотрудничество с 26 учреждениями и СМИ города, количество занимающихся — 2500 человек, 170 учебных групп. 59 образовательных программ, 8 направленностей, 18 000 участников досуговых программ ежегодно. Организация и координация 5 городских программ: фестивалей «Я — талант», «Юные интеллектуалы Северного Урала», программ «Досуг», «Патриотическое воспитание», «Новый год». Работа с семьей по 5 направлениям: консультативному, коррекционно-развивающему, диагностическому, организации семейного досуга, подготовки детей к семейной жизни. Участие в российской программе «Юность, наука, культура». Коллективное членство в Межрегиональной детской научной творческой общественной организации «Интеллект будущего».

Город Краснотурьинск — один из немногих, где сохранился музей «Пионерской славы», работающий он в Центре детского творчества. Этот музей был организован воспитанниками экспедиционного отряда «Летописцы» в 1981 году. Это был лучший экспедиционный отряд города, активный участник всех поисковых операций. Главной целью деятельности музея является пробуждение у школьников интереса к прошлому через работу с музейными экспонатами. «Пионерская слава» дает уникальную возможность воздействовать на чувства детей через подлинные музейные памятники [2].

Ребятами из поискового клуба «Летописцы» собран богатый материал о земляках, воевавших в годы Великой Отечественной войны, о тружениках тыла, об истории Дворца пионеров, его педагогах и детских коллективах, о родном Краснотурьинске. Работа ребят не оставалась незамеченной — музей был отмечен Дипломом 1-й степени Всероссийского общества охраны памятников.

Немало встреч провели ребята из клуба «Летописцы» с пионерами и комсомольцами города разных лет, с ветеранами Великой Отечественной войны. Юные поисковики побывали во многих городах: Карпинске, Красноуральске, Екатеринбурге, Нижней Салде, Гомеле, Риге и городе-герое Волгограде. Сегодня дело «Летописцев» продолжают юные краеведы, воспитанники объединения «Наследие».

Музей «Пионерской славы» в 2005 году стал центром гражданско-патриотического воспитания детей и подростков города, под его началом проводится обучение активистов всех школьных музеев. Объединение вносит свой вклад в воспитание подростков, становление высоконравственной личности, уважающей традиции, знающей историю и культуру своего города и народа [4]. Музей — это еще и творческая лаборатория для детей и подростков к поисковой и исследовательской работе [3].

В 2004–2005 в учебном году в Центре детского творчества занимались 2279 человек. Это 20 процентов детей города с 5 до 18 лет, которые посвящали свое свободное время художественному и декоративно-прикладному творчеству, краеведению и исследовательской деятельности, физической культуре и спорту. Обучающиеся дети в ЦДТ получили знания, умения и навыки по 67 дополнительным образовательным программам.

Самые яркие достижения ЦДТ 2004–2005 года: Российская конференция учащихся «Первые шаги в науку» — 4 лауреата; Российских конкурс исследовательских и творческих работ «Юность. Наука. Культура» — 2 лауреата; фестиваль наук и творчества «Творческий потенциал России» — 1 лауреат; первенство Всероссийской федерации спортивного общества «Динамо» по боксу:1 место — 2 человека,3 место — 1 человек; Всероссийское первенство среди юношей по карате — 3место; межрегиональный фестиваль «Ребячьи забавы» — 2 место; областной фестиваль «Майская радуга», лауреатом которым стал вокальный ансамбль «Камертон»; областной конкурс литературного творчества «Волшебная строка» — 1место в номинации Поэзия, 3место в номинации Проза; областные турниры по боксу — 1 место 8 раз; областная шахматная олимпиада — 2 место 1 человек; первенство Свердловской области по баскетболу среди юношей 1993года — 3 место; областной конкурс агитбригад по профилактике детского дорожного травматизма — 2место; городские соревнования, конкурсы, выставки — 66 победителей и призеров [8].

Сотрудничество с территориальной избирательной комиссией города, наметившиеся в 2004–2005 учебном году, помогло усилить гражданственно-правовую составляющую воспитательной деятельности и способствовало освоения детьми нового социального опыта. Выбор в совет кружковцев, турнир-викторина «Я — избиратель», «Письмо мэру», лагерная смена «Школа демократической культуры» — результат совместных действий педагогов центра, работников территориальной избирательной комиссии, а также администрации города [1].

В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки старшеклассников, в том числе и в области предпринимательской деятельности. Модернизация образования предусматривает профильное обучение старшеклассников. В структуре учебного плана каждого профиля помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов. Идя в ногу со временем, Центр детского творчества включился в процесс обучения и подготовки специалистов совершенно особой профессии в сфере экономики и бизнеса, такой как предприниматель. С 2006 года в Центре детского творчества реализуется учебный практикум по Прикладной экономике — «Школьная компания».

«Школьная компания» создается учащимися на добровольной основе в форме молодежного учебно-производственного коллектива с целью получения его участниками практических навыков по основам предпринимательства и менеджмента. Участники проводят исследования рынка, формируют стартовый капитал, выпускают акции, производят и реализуют продукцию, готовят отчетные документы и финансовые отчеты. Прибыль Школьной компании невелика, но велик опыт участия в учебном практикуме, который дает возможность испытать, что значит организовать собственное дело. Школьная компания дает возможность сделать первые шаги в предпринимательстве и открыть дорогу в мир бизнеса [6].

В конце XX — начале XXI вв. Центра детского творчества реализовывались следующие инновационные проекты:

  • Выявление и развитие коммуникативных возможностей детей в учреждениях дополнительного образования (1992–1994 гг.);

  • Выявление и развитие возможностей учреждения дополнительного образования по созданию условий для личностного развития и мотивации участников образовательного процесса к познанию и творчеству (1994–1998 гг.);

  • Центр детского творчества — развивающее пространство для детей, педагогов и родителей (1998–2000 гг.);

  • Мониторинг профессионально-личностного роста педагогов (1997–2003 гг.);

  • Экспериментальный музыкально-драмотический спектакль «Исполнение желаний» как средство саморазвития, самовыражения и самореализации детей и педагогов (1999–2001 гг.);

  • Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования (2001–2003 гг);

  • «Академия творчества» как средство мотивации участников образовательного процесса к познанию и творчеству (2002–2003гг);

  • Психологическая поддержка обучающихся как средство социальной адаптации учащихся (1999–2003 гг).

Таким образом, Центром детского творчества Краснотурьинска в конце XX — начало XXI вв. накоплен определенный опыт организации дополнительного образования детей, который характеризуется: а) многообразием образовательных программ, б) учетом традиций, накопленных прошлыми десятилетиями; в) сложившейся системой социального партнерства, участием городской администрации, предприятий города, общественности в деле развития дополнительного образования.


Литература:

  1. Голова О. Музей ЦДТ — наша гордость // Заря Урала. — 2005. — № 98 (10221) — 25 августа.
  2. Исакова О. Времен связующая нить // Заря Урала. — 2008 — № 30 (96834) — 6 марта.
  3. Камышенкова Н. Музею пионерской славы ЦДТ — 30 лет // Заря Урала. — 2011 — № 106 (10396) — 25 августа.
  4. Мирий В. Гордость ЦДТ // Вечерний Краснотурьинск. — 2005. — № 38 (647) — 22 сентября.
  5. Морозова С. Ими гордится Краснотурьинск // Заря Урала — 2010 — № 119 (10245) — 30 сентября.
  6. Морозова С. «Школьная компания» — дорога в мир бизнеса // Заря Урала — 2011. — № 117 (10407) — 11 сентября.
  7. Синцова Н. Там, где свет и тепло // Вечерний Краснотурьинск № 46 (602) — 2004. — 11 ноября.
  8. Шкода Е. Успехи ЦДТ // Заря Урала. — 2006 — № 132 (9678) — 24 августа.
Основные термины (генерируются автоматически): детское творчество, Центр, дополнительное образование, школьная компания, город, Пионерская слава, Великая Отечественная война, Северный Урал, территориальная избирательная комиссия, учебный практикум.

Похожие статьи

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Музей природы и экологии Урала как образовательный, воспитательный и просветительский ресурс (на примере МБОУ СОШ № 121 г. Снежинска Челябинской области)

Создание культурно-образовательных центров для национальных меньшинств в Западной Сибири в 20-е годы ХХ века (на примере немецких центров)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Похожие статьи

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Музей природы и экологии Урала как образовательный, воспитательный и просветительский ресурс (на примере МБОУ СОШ № 121 г. Снежинска Челябинской области)

Создание культурно-образовательных центров для национальных меньшинств в Западной Сибири в 20-е годы ХХ века (на примере немецких центров)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)