Опыт организации дополнительного образования детей в Центре детского творчества города Краснотурьинска (конец XX — начало XXI вв.)
Автор: Мальцева Анна Сергеевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 379 раз
Библиографическое описание:
Мальцева, А. С. Опыт организации дополнительного образования детей в Центре детского творчества города Краснотурьинска (конец XX — начало XXI вв.) / А. С. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3517/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время вопросы, связанные с организацией эффективной системы дополнительного образования, находятся в центре внимания педагогической общественности нашей страны. В такой ситуации особо актуальным становится обращение к историческому опыту развития учреждений дополнительного образования. Особый интерес представляет региональный опыт, который может дать наиболее точное представление о влиянии дополнительного образования детей на социокультурный уровень жизни региона, раскрытие творческого потенциала населения, заинтересованного в позитивной самореализации. Одним из культурных центров Северного Урала является город Краснотурьинск.
Старейшим учреждением дополнительного образования города считается Центр детского творчества, который был открыт в марте 1953 г. как «Дом пионеров». В Центре детского творчества с 1994 года работает детский кружок лепки и керамики «Я сам», который посещают дети от 6 до 12 лет. Педагоги кружка стремятся развивать мелкую моторику пальцев, воображение, сообразительность ребенка. В работе с детьми применяются три основных способа лепки: конструктивный — изготовление поделки по частям, скульптурный — из большого куска постепенно вытягивается вся фигура, комбинированный — сочетание первых двух способов. За годы работы кружка многие ребята, почувствовав в себе творческую жилку, перешли в художественную школу.
В этом же году в Центре детского творчества открылась новая студия развивающего обучения для самых маленьких «Росток», состоящая из восьми групп — по десять человек каждая. Главная цель деятельности студии состоит в развитии познавательных и коммуникативных возможностей детей. Помимо этого, в студии ведется работа с родителями — так, например, родители приходят на занятия и играют со своими детьми. Также с родителями проводятся психологические тренинги, семинары-практикумы, родительские собрания, организовываются встречи с учителями младшего звена школ [7].
В 1999 году открылась детская начала работу баскетбольная команда, созданная на базе Центра детского творчества. Группа состояла из двенадцати 5–6-летних мальчишек. Целью ее организации стало обеспечение качественного уровня физического развития и физической подготовленности, формирование у детей потребности в здоровом образе жизни и укреплении здоровья. Дети развивались физически, вырабатывая в себе такие качества, как ловкость, гибкость и выносливость. Ребята росли и стали абсолютными чемпионами областных соревнований, вошли в восьмерку сильнейших баскетболистов их возраста, участвовали в первенстве России. Секция Центра детского творчества по баскетболу встала на один уровень с командами школ олимпийского резерва крупных городов [5].
В 1994 г. Центр детского творчества получил статус учреждения дополнительного образования.
В 1999 г. было решено переименовать «Дом пионеров и школьников» в «Центр детского творчества». В 2002 г. — прошла первая аттестация учреждения и государственная аккредитация как центра детского творчества 1-ой категории. 40 постоянных педагогов, из них 3 — высшей категории, 24 — первой, 6 — второй; сотрудничество с 26 учреждениями и СМИ города, количество занимающихся — 2500 человек, 170 учебных групп. 59 образовательных программ, 8 направленностей, 18 000 участников досуговых программ ежегодно. Организация и координация 5 городских программ: фестивалей «Я — талант», «Юные интеллектуалы Северного Урала», программ «Досуг», «Патриотическое воспитание», «Новый год». Работа с семьей по 5 направлениям: консультативному, коррекционно-развивающему, диагностическому, организации семейного досуга, подготовки детей к семейной жизни. Участие в российской программе «Юность, наука, культура». Коллективное членство в Межрегиональной детской научной творческой общественной организации «Интеллект будущего».
Город Краснотурьинск — один из немногих, где сохранился музей «Пионерской славы», работающий он в Центре детского творчества. Этот музей был организован воспитанниками экспедиционного отряда «Летописцы» в 1981 году. Это был лучший экспедиционный отряд города, активный участник всех поисковых операций. Главной целью деятельности музея является пробуждение у школьников интереса к прошлому через работу с музейными экспонатами. «Пионерская слава» дает уникальную возможность воздействовать на чувства детей через подлинные музейные памятники [2].
Ребятами из поискового клуба «Летописцы» собран богатый материал о земляках, воевавших в годы Великой Отечественной войны, о тружениках тыла, об истории Дворца пионеров, его педагогах и детских коллективах, о родном Краснотурьинске. Работа ребят не оставалась незамеченной — музей был отмечен Дипломом 1-й степени Всероссийского общества охраны памятников.
Немало встреч провели ребята из клуба «Летописцы» с пионерами и комсомольцами города разных лет, с ветеранами Великой Отечественной войны. Юные поисковики побывали во многих городах: Карпинске, Красноуральске, Екатеринбурге, Нижней Салде, Гомеле, Риге и городе-герое Волгограде. Сегодня дело «Летописцев» продолжают юные краеведы, воспитанники объединения «Наследие».
Музей «Пионерской славы» в 2005 году стал центром гражданско-патриотического воспитания детей и подростков города, под его началом проводится обучение активистов всех школьных музеев. Объединение вносит свой вклад в воспитание подростков, становление высоконравственной личности, уважающей традиции, знающей историю и культуру своего города и народа [4]. Музей — это еще и творческая лаборатория для детей и подростков к поисковой и исследовательской работе [3].
В 2004–2005 в учебном году в Центре детского творчества занимались 2279 человек. Это 20 процентов детей города с 5 до 18 лет, которые посвящали свое свободное время художественному и декоративно-прикладному творчеству, краеведению и исследовательской деятельности, физической культуре и спорту. Обучающиеся дети в ЦДТ получили знания, умения и навыки по 67 дополнительным образовательным программам.
Самые яркие достижения ЦДТ 2004–2005 года: Российская конференция учащихся «Первые шаги в науку» — 4 лауреата; Российских конкурс исследовательских и творческих работ «Юность. Наука. Культура» — 2 лауреата; фестиваль наук и творчества «Творческий потенциал России» — 1 лауреат; первенство Всероссийской федерации спортивного общества «Динамо» по боксу:1 место — 2 человека,3 место — 1 человек; Всероссийское первенство среди юношей по карате — 3место; межрегиональный фестиваль «Ребячьи забавы» — 2 место; областной фестиваль «Майская радуга», лауреатом которым стал вокальный ансамбль «Камертон»; областной конкурс литературного творчества «Волшебная строка» — 1место в номинации Поэзия, 3место в номинации Проза; областные турниры по боксу — 1 место 8 раз; областная шахматная олимпиада — 2 место 1 человек; первенство Свердловской области по баскетболу среди юношей 1993года — 3 место; областной конкурс агитбригад по профилактике детского дорожного травматизма — 2место; городские соревнования, конкурсы, выставки — 66 победителей и призеров [8].
Сотрудничество с территориальной избирательной комиссией города, наметившиеся в 2004–2005 учебном году, помогло усилить гражданственно-правовую составляющую воспитательной деятельности и способствовало освоения детьми нового социального опыта. Выбор в совет кружковцев, турнир-викторина «Я — избиратель», «Письмо мэру», лагерная смена «Школа демократической культуры» — результат совместных действий педагогов центра, работников территориальной избирательной комиссии, а также администрации города [1].
В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки старшеклассников, в том числе и в области предпринимательской деятельности. Модернизация образования предусматривает профильное обучение старшеклассников. В структуре учебного плана каждого профиля помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов. Идя в ногу со временем, Центр детского творчества включился в процесс обучения и подготовки специалистов совершенно особой профессии в сфере экономики и бизнеса, такой как предприниматель. С 2006 года в Центре детского творчества реализуется учебный практикум по Прикладной экономике — «Школьная компания».
«Школьная компания» создается учащимися на добровольной основе в форме молодежного учебно-производственного коллектива с целью получения его участниками практических навыков по основам предпринимательства и менеджмента. Участники проводят исследования рынка, формируют стартовый капитал, выпускают акции, производят и реализуют продукцию, готовят отчетные документы и финансовые отчеты. Прибыль Школьной компании невелика, но велик опыт участия в учебном практикуме, который дает возможность испытать, что значит организовать собственное дело. Школьная компания дает возможность сделать первые шаги в предпринимательстве и открыть дорогу в мир бизнеса [6].
В конце XX — начале XXI вв. Центра детского творчества реализовывались следующие инновационные проекты:
Выявление и развитие коммуникативных возможностей детей в учреждениях дополнительного образования (1992–1994 гг.);
Выявление и развитие возможностей учреждения дополнительного образования по созданию условий для личностного развития и мотивации участников образовательного процесса к познанию и творчеству (1994–1998 гг.);
Центр детского творчества — развивающее пространство для детей, педагогов и родителей (1998–2000 гг.);
Мониторинг профессионально-личностного роста педагогов (1997–2003 гг.);
Экспериментальный музыкально-драмотический спектакль «Исполнение желаний» как средство саморазвития, самовыражения и самореализации детей и педагогов (1999–2001 гг.);
Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования (2001–2003 гг);
«Академия творчества» как средство мотивации участников образовательного процесса к познанию и творчеству (2002–2003гг);
Психологическая поддержка обучающихся как средство социальной адаптации учащихся (1999–2003 гг).
Таким образом, Центром детского творчества Краснотурьинска в конце XX — начало XXI вв. накоплен определенный опыт организации дополнительного образования детей, который характеризуется: а) многообразием образовательных программ, б) учетом традиций, накопленных прошлыми десятилетиями; в) сложившейся системой социального партнерства, участием городской администрации, предприятий города, общественности в деле развития дополнительного образования.
Литература:
- Голова О. Музей ЦДТ — наша гордость // Заря Урала. — 2005. — № 98 (10221) — 25 августа.
- Исакова О. Времен связующая нить // Заря Урала. — 2008 — № 30 (96834) — 6 марта.
- Камышенкова Н. Музею пионерской славы ЦДТ — 30 лет // Заря Урала. — 2011 — № 106 (10396) — 25 августа.
- Мирий В. Гордость ЦДТ // Вечерний Краснотурьинск. — 2005. — № 38 (647) — 22 сентября.
- Морозова С. Ими гордится Краснотурьинск // Заря Урала — 2010 — № 119 (10245) — 30 сентября.
- Морозова С. «Школьная компания» — дорога в мир бизнеса // Заря Урала — 2011. — № 117 (10407) — 11 сентября.
- Синцова Н. Там, где свет и тепло // Вечерний Краснотурьинск № 46 (602) — 2004. — 11 ноября.
- Шкода Е. Успехи ЦДТ // Заря Урала. — 2006 — № 132 (9678) — 24 августа.