Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Автор: Багаутдинова Тамара Вячеславовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 5208 раз
Библиографическое описание:
Багаутдинова, Т. В. Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Багаутдинова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3527/ (дата обращения: 16.11.2024).
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Огромная роль в организации воспитательно-образовательной работы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей — это огромный потенциал их всестороннего развития. [6. c.31]
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности и именно в этот период должны формироваться первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, что в дальнейшем даст хороший задел для осознанного и бережного отношения к природе, рациональному использованию ее ресурсов.
С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности» [7, с. 154].
Задача воспитателя — создавать ситуации, в которых у ребят могут возникать радость от общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание беречь и сохранять природу.
Но как приобщить к этому ребенка? Ведь он еще очень мал для того, чтобы понять и почувствовать это самостоятельно. И тут на помощь приходит игра!
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умение находить и принимать решения. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе.
Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим и объясняются огромные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Интересная игра создает бодрое, радостное настроение, делает жизнь детей полной, удовлетворяет их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях ребенок будет плохо развиваться, если лишен увлекательной игры.
Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Для того, чтобы ребенок получил необходимую информацию, знания и умения, воспитатель включает игру в непосредственно-образовательную деятельность, труд, наблюдения.
Наблюдения показывают: там, где воспитатель правильно определяет место игры, создает спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к окружающему миру, людям, природе. Здесь на помощь воспитателю приходит дидактическая игра, в которой сохранены и синтезированы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Дидактические игры позволяют детям в живой и непосредственной форме:
накапливать сенсорный опыт,
уточнять представления и знания о свойствах окружающих предметов,
развивать умение, выделять сходства и различия,
совершенствовать восприятие, внимание, память.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Игра, в которой сохранены и синтезированы элементы познавательного, учебного и игрового общения, является дидактической игрой. Если дидактическая игра включена в познавательный процесс, то она увеличивает его привлекательность для детей, способствует развитию, совершенствованию, развивает детское творчество.
Игра, формализованная, сверхрегламентированная взрослым, затянутая во времени, лишенная эмоционального начала, занижающая или завышающая интеллектуальные возможности ребенка, может принести больше вреда, чем пользы.
При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным принципам:
следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;
постоянно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
конкретно и четко определять правила.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению, материалу и др.), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) я применяю при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «С какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев» и др. я организую их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Также я использую игры на подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: по форме, цвету и др.
Для развития памяти я использую игры, направленные на запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр являются также закрепление у детей знания количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказывать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Дети очень любят игры на описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх я ставлю обучающую задачу6 развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок для того, чтобы играющие отгадали, прибегает к имитации движений или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха и др.). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
В своей работе я использую и словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих игах требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам и признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «отгадай-ка», «Да — нет» и др. вторую групп составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения:»Похож — не похож», «Кто больше заметит ошибок?». Игры, помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. в особую четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Летает — не летает» и др.
В своей работе я также использую игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяю игры детей с естественным материалом. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камушками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки; что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала. Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд факторов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение воздуха и др.)
Гуляя с детьми, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.
Я — воспитатель! И это требует от меня большой ответственности, я должна пробудить у детей интерес к природе, любознательность, ведь знания и впечатления, полученные в детстве, запомнятся на всю жизнь.
Цель моей работы — научить детей правильно вести себя в природе, понять, ценить, любить и оберегать ее. И дидактические игры экологического содержания помогают мне в этом.
Я стараюсь, чтобы дети принимали непосредственное участие в изготовлении дидактических игр, это им очень интересно. А также в процессе изготовления игр дети закрепляют полученные ранее знания, да и желание поиграть в новую игру, изготовленную с их помощью, очень велико.
После проведения непосредственно — образовательной деятельности по теме «Наш лес. Как себя в нем вести?» мы изготовили вместе с ребятами дидактическую игру «О чем говорят экологические знаки?», в этой игре не только запрещающие, но и разрешающие (предписывающие) знаки. После проведения непосредственно — образовательной деятельности по теме «Развитие растения и его строение» мы изготовили игры «Путешествие божьей коровки», «Собери одуванчик», «Составь целое», «Что сначала. Что потом». А когда дети познакомились с дикими и домашними животными, мы придумали игры «Кто где живет», «Найди по описанию», «расскажи, что было бы, если…» (корова оказалась в лесу зимой, медведь очутился зимой на домашнем подворье и т. д.), «Волшебный мешочек» (дети на ощупь узнают животное, попутно рассказывают о нем: где живет, чем питается, о его характерных особенностях). Игры можно проводить на различные темы: «Птицы», «Растения» (садовые, луговые, лесные). Говоря о растениях, дети могут сообщать друг другу об их семенах, частях растения, листьях, о местах, где растут эти растения; большое дерево или маленький куст, кто на нем (в нем) может жить, кто (что) ему приносит пользу или наносит вред, как растения помогают людям (и чем). Участвуя в этих играх, дети понимают, что природа — это не только лес, животные, но и солнце, ветер, небо, камни, земля, вода и т. д. необходимо, чтобы дети привыкли и приучались заботиться об всем, что видят вокруг себя, беречь не только свою любимую игрушку, но и все, что их окружает — в природе все красивое и интересное. Природа помогает нам жить и радует нас. В детях необходимо воспитывать экокультуру, умение вести себя в природе — в окружающей среде.
Во время ознакомления с блоком «весенних2 тем дети знакомятся с комнатными лекарственными растениями. Их применением в повседневной жизни. Особенно важной, на наш взгляд, является тема «Как растут растения». Здесь дети не только знакомятся с частями растения, но и сами сеют семена и выращивают растение. Затем. По форме листочка и стебля с помощью картинок и педагога дети узнают — какое растение они вырастили. Каждое выращенное самостоятельно растение дети забирают домой. Это позволяет воспитывать у ребенка чувство ответственности за посаженное семечко, а в дальнейшем и за выращенное растение.
Также в нашей группе есть «копилка бросового материала». Ребята приносят из дома чисто вымытые баночки из-под йогурта, крышки, пакеты и бутылочки из-под сока, пластиковые бутылки, и мы придумываем им применение. Ведь наши дети знают, что, выбрасывая этот мусор, они наносят вред природе. А мы даем этому мусору «вторую жизнь». Из него мы изготавливаем пособия для театральной деятельности и сюжетно-ролевых игр, мастерим поделки и сувениры, очень много изготовили выносного физкультурного оборудования для игр на прогулке. Ребята с радостью помогают мне в этом. Для углубления и закрепления знаний детей нужно использовать любые режимные моменты. Очень много возможностей дает нам прогулка. Воспитатель всегда должен иметь в карманах разноцветные фишки. Ведь игра может начаться спонтанно. Предметом игры во время наблюдений могут быть опавшие листья, деревья, природные явления, насекомые, птицы, времена года: «Когда это бывает?», «Что это такое?», «Назови одним словом», «Что бывает в природе такого же цвета?», «Что было до, что станет после». И даже во время трудовой деятельности можно провести игру — соревнование «Кто больше соберет кучу опавших листьев» и т. д. в этих играх формируется интерес к труду взрослых, желание помочь им, мечты о будущей профессии и начало формирования личности ребенка.
Дидактические игры чаще всего бывают совместные и требуют двух — трех и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.
Конечно, большая помощь и работа в экологическом воспитании требуется и от родителей. Ведь они — образец для подражания. Если родители на глазах ребенка равнодушно пройдут мимо выпавшего из гнезда птенца, ударом топора срубят красавицу — березку, чтобы развести костер, то вряд ли работа воспитателя даст положительный результат. Поэтому воспитатель должен обязательно вести работу с родителями. Проводить консультации, беседы, тематические собрания, викторины и КВНы экологического содержания. А еще каждому ребенку нравятся игры в семейном кругу. А участие взрослых в игре помогает проникнуть им в мир интересов ребенка, и родителям стоит предложить воспользоваться этой возможностью.
Нередко бывает, что взрослые заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться. Посоветуйте родителям поиграть с ним. Можно поиграть во «вкусные загадки». Ребенок закрывает глаза, а мама кладет ему в рот кусочек морковки, которую режет для супа. Ребенок хрустит ею, улыбается и отгадывает. А потом называет ее признаки: твердая, хрустит, сладкая. Так и с другими овощами и фруктами. Чем не игра7 также можно отгадывать фрукты и овощи на ощупь, называя уже другие признаки: гладкий, круглый, большой и т. д.
Или мам возвращается с ребенком из детского сада. Можно поиграть в цепочку слов, например, о признаках времени года. А для того, чтобы скрасить ожидание в магазине, можно использовать игру «Отгадай по описанию», мама описывает фрукт или овощ, который хочет купить, а ребенок отгадывает. Совершая совместные прогулки и поездки на природу, собирая природный материал: шишки, желуди, листья и семена растений, родители закрепляют с детьми названия деревьев, трав и цветов. А после можно смастерить отличные поделки из природного материала. Ведь в каждом взрослом живет маленький ребенок и для них игра — тоже увлекательное занятие.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего детства. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Природа способствует умственному развитию детей. Их логическому мышлению и речи. Если приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинки, то у ребенка развивается художественный вкус, он может глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.формирование у детей экологической культуры — дело очень сложное и требует от воспитателя кропотливого и творческого потенциала. Знания — не самоцель в экологическом воспитании, но именно они — необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые в природе.
Литература:
Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36–42.
Зенина Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31–34.
Кочергина В. Наш дом — Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50–53.
Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31–38.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада.// Книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 2004. — 208 с.
Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31–38.
Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников. — М., 2006. — С.153–159.
Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40–49.