Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках ГИА | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пинахина, Л. И. Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках ГИА / Л. И. Пинахина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 99-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3533/ (дата обращения: 16.11.2024).

В демоверсии 2013 года С 22 отсутствует. Это значит, что все выпускники будут писать сочинение на лингвистическую тему. Основным содержанием сочинения будет лингвистический материал на основе текста.

Прежде чем начать анализировать текст, мы должны понять, в каком стиле он создан. Определив стиль, мы должны рассмотреть языковые и стилистические особенности.

Чтобы лучше понимать особенности художественной речи, тоньше чувствовать ее красоту и выразительность, нужно знать, какими средствами эта выразительность создается.

Основные средства выразительности - фигуры и тропы.

Тропы- олицетворения, градация, эпитет, сравнения, анафора, гипербола и другие, они употребляются в переносном значении, чтобы усилить выразительность.

Фигуры- синтаксические средства выразительности: инверсия, парцелляция, риторический вопрос, восклицание.

Все эти термины выпускники изучают в школе. Готовясь к экзаменационному сочинению, необходимо привести в систему эти знания.

Сочинение-рассуждение состоит из трех частей.

  1. Тезис.

  2. Аргументы.

  3. Вывод.

В первой части необходимо сформулировать позицию автора высказывания, выразить свое отношение к этой позиции.

Вступление может состоять из 2–3 предложений. Можно процитировать слова писателя, можно написать содержание, выразив его своими словами.

В основной части приводятся два примера из текста, которые подтверждают слова писателя и ваши рассуждения. Приводя пример, нужно назвать языковое явление, объяснить его значение и указать роль в языке.

Например, в предложении девятнадцатом автор использует пословицу - жанр фольклора, распространенное краткое изречение Железникова хочет усилить выразительность речи и показать жизнерадостность девочки.

В пятом предложении автор пользуется метафорой. Она основана на переносном значении, близка к скрытому сравнению. В данном предложении метафора помогает лучше представить себе улыбку девочки.

Заключительная часть - это вывод из всего сказанного. Он может повторять главную мысль только другими словами.

Используя такие рекомендации, учащиеся написали сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского филолога В. В.Виноградова: «Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей публицистического и научного».

Сочинение-рассуждение.

В нашем языке существует много литературных стилей, отличающихся друг от друга. Но отдельного внимания, несомненно, заслуживает стиль художественной литературы. Этот стиль опирается на всю национальную самобытность, красочность и индивидуальность русского языка, эстетически воздействуя на читателя.

Так для передачи нерешительности, а затем уверенности автор использует парцелляцию (предложения 30–37).Этого не покажешь в публицистическом стиле.

В пятом предложении Железников использовал градацию «чудная, милая, восхитительная». Этим автор дает нам представление о бабушке Колкиной, о прекрасном отношении к ней Николая Николаевича. В научном стиле градация отсутствует вовсе.

Таким образом, прав был Виноградов, утверждавший: «Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, например, в отношении стилей публицистического и научного».

Сочинение- рассуждение.

Художественный стиль отличается от других стилей речи. Он наполнен иным содержанием, чем, например, научный или публицистический. Художественный стиль самый живой, красочный и эмоциональный. Существует много приемов, благодаря которым художественный стиль значительно отличается от остальных. Рассмотрим примеры из текста.

В предложении 5 автор применяет градацию- расположение слов, выражений в порядке возрастания их эмоционально- смысловой значимости- «чудная, милая, восхитительная» для того, чтобы усилить восприятие читателя бабушки Колкиной.

В предложениях 30–37 рассказчик пользуется парцелляцией- делением предложений для того, чтобы передать чувства деда по отношению к этой бабушке. Интонационно выделяя слова, автор показывает их значимость.

Эти приемы не встречаются в научной или публицистической литературе. Разнообразие изобразительно-выразительных средств можно найти в художественном стиле речи. Это и есть главное отличие художественного стиля от других. Поэтому прав был В. В.Виноградов в том, что «понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей публицистического и научного».


Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, художественный стиль, отношение стилей, предложение, автор, переносное значение, слово писателя, содержание, стиль, язык.