Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников с растениями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мухаметшина, И. М. Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников с растениями / И. М. Мухаметшина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3538/ (дата обращения: 19.12.2024).

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности, дидактическим играм.

По мнению ряда авторов основная особенность дидактических игр определена их названием — это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр.

У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с растениями. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о жизни растений: учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений; понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам; узнают о некоторых особенностях ухода за растениями, способах их размножения, особенностях строения.

В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. И использование дидактических игр является неотъемлемой частью многосторонней работы по ознакомлению дошкольников с растительным миром и воспитанию бережного отношения к природе.

Объект исследования: формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство ознакомления детей дошкольного возраста с растительным миром.

Цель исследования: спроектировать систему дидактических игр, направленных на ознакомление детей дошкольного возраста с растениями, особенностями их строения, условиями произрастания.

Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, особая роль отводится дидактической игре. Ее особая значимость состоит в том, что дидактическая игра способствует формированию такого качества ума, как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов значимой общественной деятельности, становление элементов произвольного поведения. Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность.

Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогики: К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. С. Выгодским, А. Н. Леонтьевым и другими. Дидактическая игра является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена, растения). Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на это ветке», «Угадай на вкус» и т. д. в этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами, и в группе на материале собранных коллекций природных материалов и комнатных растений.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания. Развивать мыслительные процессы. Настольно — печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по сову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки или сочетается с ней) подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.

Словесные игры («Съедобное — несъедобное», «Дерево — плод», «Я — дерево» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции. Словесные игры развивают все компоненты речи: обогащают словарь, позволяют отрабатывать грамматические категории, развивают связную речь. Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр. В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

В сентябре поступают дети в старшую логопедическую группу. Весь сентябрь я провожу наблюдения за поведением детей в уголке природы, на участке детского сада, наблюдаю за их отношением к живым существам, вещам, за играми (отмечаю случаи использования природных материалов, природоведческих сюжетов).

Определить уровень знаний детей помогает индивидуальное обследование всех детей группы по данному вопросу. Методом обследования я выбрала тестирование.

Основными приемами были следующие:

  1. Наблюдение за поведением детей (отношение к комнатным растениям и умение ухаживать за ними, отношение к растениям на территории детского сада);

  2. Задания: назови части дерева, цветка; назови — с какого дерева лист; назови — с какого дерева семена(шишки, желуди, крылатки и т. д.)

  3. Игра «Разложи картинки и назови одним словом». Цель: систематизация картинок, изображающих различные виды растений (обобщающие понятия — деревья, цветы, овощи, фрукты, листья).

  4. Выполнение заданий, выявляющих знание последовательности развития растений (разложи картинки по порядку).

  5. Беседа, выявляющая взаимосвязь растений и человека. (Польза растений для жизни человека; охрана растительного мира человеком).

Обследование выявило, что дети, поступившие в старшую логопедическую группу, обладают крайне ограниченными знаниями о жизни растений и их разнообразии. У них наблюдается словарь ниже возрастной нормы. Дети затруднялись назвать деревья, растущие в близлежащем районе. Многие дети не могли назвать дерево по листочку, выложить последовательность роста растения, найти плоды деревьев, определить, в какой экологической системе выросло растение. Часто дети не могли систематизировать картинки по разделам «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Цветы»; не знали обобщающие понятия. Ни один ребенок не смог определить части строения дерева, цветка, составить описание растения.

Также наблюдая за поведением детей в группе и на прогулке, я заметила, что ребята могли не задумываясь оторвать листок, веточку у куста, потом бросить ее.

Все это показало, что у детей не сформированы знания о жизни растений, их значении в жизни человека и всей планеты. Навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе отсутствуют. Любовь к природе не имеет практического выражения в действиях. Дети пока не понимают взаимосвязи явлений в природе, не осознают место человека в природе.

Начиная работу по данной теме, я изучила задачи программы. В «Программе» в разделе по ознакомлению с природой ставятся задачи расширения и уточнения знаний о растениях:

  • учить различать по коре, листьям, цветам, плодам и называть 4–5 деревьев, узнавать и называть 2–3 кустарника, 5–6 травянистых растений леса, луга, сада, 2–3 новых вида лесных ягод, грибов;

  • распознать 4–5 комнатных растений по форме, окраске листьев, стеблей;

  • дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста и развития от наличия влаги, света, тепла, питательных веществ;

  • закреплять и расширять представления об условиях, необходимых для жизни растений: хорошая земля, влага, солнечный свет, тепло.

Для проведения работы по ознакомлению дошкольников с растительным миром я придерживаюсь следующих правил:

  • использую все виды дидактических игр (с предметами, настольно-печатные и словесные);

  • систематически планирую проведение дидактических игр в целях ознакомления с растительным миром детей старшей группы;

  • для поддержания интереса и развития познавательной активности использую игры различной вариативности;

  • постоянно использую наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал);

  • привлекаю детей к изготовлению наглядного материала для игр.

Для ведения планомерной, систематической работы по ознакомлению детей старшей группы с растительным миром я составила картотеку дидактических игр, подобрала литературный материал, изготовила необходимые пособия для проведения игр.

Первый и достаточно существенный шаг — создание необходимых условий для данной работы. Для этого мы, воспитатели группы, старались создать в группе уголок природы в соответствии с возрастными требованиями «Программы». Мы подобрали комнатные растения, имеющие разнообразное строение и позволяющие отрабатывать разнообразные способы ухода за ними.

Мир растений огромен и разнообразен. Сколько легенд и сказок, картин и песен посвящено этому царству. Важно обратить внимание ребенка на эту красоту и многообразие, показать, как растения участвуют в нашей жизни, что они дают человеку, животным, всей планете. Ребенок должен знать, что, бессмысленно срывая листик или цветок, он лишает его жизни и возможности дарить нам эту красоту и пользу. В беседах объясняю детям, что растительное царство очищает воздух, которым мы дышим, дает нам массу лекарственных трава, обогащает нас витаминами. Провожу аналогии между растением и человеком: человек, подобно растению, растет и тянется вверх, к свету, к солнцу, наподобие цветка раскрывается, расцветает и увядает; у человека, как и у растения, есть свои корни и многое другое. Комнатные растения оживляют интерьер комнаты, освежают воздух и создают уют, улучшают настроение, повышают работоспособность. Крупные растения: бегонии, туи. А также необходимые по программе комнатные растения не только составляют красивый фон уголка, но и являются хорошим объектом для изучения их детьми. С комнатными растениями в течение года организую игры «Магазин цветов», «Где спряталась матрешка?», «Угадай по описанию», «Найди такой же».

Ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому я стараюсь продумать такую же организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. Это и дидактические игры (например, «С какой ветки детки?»), и подвижные игры и т. д. на прогулке организую игры «Найди к цветочку такой же», «Найди такой же листок», «Принеси березовый листик», «С какого дерева листок?», «Кто быстрей добежит до дерева» (по названию или по листу) и др.

Осенью собираем разноцветные листья, рассматриваем резные листья клена, березы, дуба. Предлагаю детям поиграть в игру «Кто больше придумает красивых слов о листьях, о деревьях» (на подбор прилагательных), «Подбери слово — действие про листья» (сохнут, летят. кружатся…) объясняю детям образование сложного слова «листопад», загадываю детям загадки о деревьях. Сушим цветы, очень красиво выглядят зимой в букетах сурепка, пастушья сумка, кукушкины слезки, полевые злаки. Шишки, семена деревьев и трав тоже пригодятся для игр и поделок. В свободное время составляем с детьми панно из сухих листьев и цветов. Дети внимательно смотрят, дают советы, как лучше расположить цветы, а то и сами берутся за дело. Для организации предметных игр мы собрали с детьми разные природные материалы: разные виды листьев деревьев, семян (шишки, крылатки клена, желуди, семечки подсолнуха, яблока, косточки сливы, персика, абрикоса, арбуза, дыни, тыквы. крупы). Это позволило в течение учебного года проводить такие игры, как «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?», «С какого дерева листок». В осенний период провожу игры с фруктами, овощами: «Угадай на вкус», «Подбери слово» (ответь на вопрос — какой?), «Осенняя ярмарка», «Отгадай загадку» и т. д.

Во время зимних прогулок обращаю внимание детей на сезонные изменение в жизни растений. Организую наблюдения за зимними деревьями, предлагаю детям определить, какие это деревья? Обращаю внимание детей на толщину, цвет и расположение почек, веток, ствола, разнообразие плодов. С помощью игр «Угадай, какое дерево?», «Чем отличаются, чем похожи?». Дети понимают, что различить деревья можно и зимой, надо внимательно рассмотреть дерево. Организуя игры, я стараюсь поделиться с детьми своими эмоциями, передать им умение любоваться окружающим миром, вызвать желание сберечь его. Говорю, что деревья — это наши хорошие друзья, они дают нам чистый воздух для жизни, свою энергию. Предлагаю детям обнять то дерево, которое им понравилось, прислушаться, может быть, дерево что-то «расскажет». Это момент общения с природой очень важен — ребенок получает положительные эмоции.

Для реализации программных задач мы приобрели серию настольно-печатных игр: «Ботаническое лото», «Угадай, где мы растем», домино «Ягоды», Цветы», кубики «Цветы». Тематические наборы картинок «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Садовые цветы», «Лесные растения», «Полевые растения», «Лекарственные растения» позволяют организовать различные дидактические игры на классификацию, закрепление обобщающих понятий («Что сажают в огороде? Что растет в саду?», «Съедобные — несъедобные»), на развитие логики («Четвертый лишний»).

Мною были изготовлены дидактические игры «Чьи детки?», «Узнай дерево по контуру», «Что сначала — что потом», «Волшебные экранчики», «Составь картинку и назови растение», «Круги жизни», «Кто что любит».

В процессе работы я заметила, что дети любят играть в такие дидактические игры,, как «Что где растет?». «Где мы растем?», разные виды домино, кубики, разрезные картинки.

Специфика распределения материала для логопедических групп состоит в том, что содержание воспитательно-образовательной работы распределено в соответствии с тематической работой по плану логопедической группы. Последовательностью лексических тем. И результатом работы над каждой темой являются не только умения детей понимать связи явлений в живой и неживой природе, но при этом много внимания уделяется развитию речи детей на материале ознакомления с объектами природы: у дети расширяется словарь, они учат моно стихов, учатся составлять описательные рассказы о явлениях природы. О живых и неживых объектах и т. д. то есть, опираясь на полученные знания о природе, у детей развивается речь. Использование в работе дидактических игр позволяет решать не только задачи по ознакомлению дошкольников с миром растений, но и по развитию речи.

Детям нравятся словесные игры «Вершки — корешки», игры с мячом «Дерево — плод», «Съедобное — несъедобное», «Я знаю…». Все словесные игры активизируют словарь дошкольников. С помощью игр «Подбери словечко», «Сварим суп», «Испечем пироги», «Какое варенье» обогащается и активизируется словарь прилагательных. В игре «Я — дерево» я учу детей не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Игры «Ярмарка», «Магазин цветов», «Угадай по описанию» позволяют в интересной игровой форме упражнять детей в составлении описательного рассказа.

Повторное обследование речи детей показало, что дети успешно овладевают знаниями о растительном мире, они стали понимать взаимозависимость явлений в живой и неживой природе. Дети стали увереннее узнавать деревья нашей местности, определять деревья по листьям, плодам, внешнему виду. Дети научились классифицировать растения по их строению, месту произрастания, свойствам (ядовитые — неядовитые, съедобные — несъедобные, лекарственные). возросли способности детей к умению высказывать свои мысли, речь детей стала богаче, высказывания интереснее. Дети увереннее отвечают на вопросы, появилась способность к обобщениям, классификации. Одним из важных результатов проведенной работы явилось то, что дети заинтересовались жизнью растений, стали бережно относиться к ним, заботливо за ними ухаживать в уголке природы, на территории детского сада. Беседа выявила, что дети стали понимать значение растений в жизни человека и необходимость беречь растительный мир. Дети не только выучили правила поведения в природе, но и активно стараются их соблюдать.

Вся проведенная работа по ознакомлению детей с растительным миром привела к хорошему результату. Хочется отметить, что более прочному закреплению знаний о растениях у детей способствовало систематическое проведение в разные режимные моменты дидактических игр. Это стало возможным благодаря созданию необходимых условий в группе, подбору материала для организации дидактических игр, регулярному календарному планированию всех видов дидактических игр.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, растение, растительный мир, дерево, природа, дидактическая игра, жизнь растений, какое дерево, старшая группа.

Похожие статьи

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Развитие речи дошкольников в процессе музыкальных занятий

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Использование информационных технологий (мультимедийные презентации) в образовательной деятельности дошкольников

Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Похожие статьи

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Развитие речи дошкольников в процессе музыкальных занятий

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Использование информационных технологий (мультимедийные презентации) в образовательной деятельности дошкольников

Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников